Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Утки. Фото с сайта animalsfoto.com

По своему непередаваемому накалу весенняя охота на утку считается привлекательнее всех других! По обыкновению такая охота допустима во время до начала гнездования или в момент кладки яиц.

сегодня

22 июля
День национальной прессы Азербайджана
День национальной прессы

22 июля – День национальной прессы Азербайджана. Праздник отмечается в этот день выпуска первого печатного издания, газеты «Экинчи» Гасан-беком Зардаби.

Кутб-Минар: седьмое чудо Хиндустана


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 5

4 день, 12 октября  2008 г. – воскресенье, Дели

Оседлав механизированного конька-горбунка, мы помчались дальше, полностью отдав себя в распоряжение возницы. Повернув на центральный проспект Нового Дели — Раджпатх (проспект Государства, бывший Кингзвей, проспект Короля), с правой стороны видим издалека Президентский дворец. А мы едем вдоль обширного газона шириной 400 метров и длиной около 3 км, который обрамляет центральную магистраль.

Колоритный индус


Водитель останавливается и указывает нам на Ворота Индии, всеиндийский военный мемориал, возведенный в честь 90 тысяч индийских солдат, погибших во время Первой мировой войны. Строительство триумфальной арки высотой 42 метра было закончено в 1931 году.  ().

После вооружённого конфликта между Пакистаном и Индией (декабрь 1971 г.) в Воротах Индии был установлен памятник Неизвестному солдату и зажжён Амар Джьоти (вечный огонь). Автомат и каска, горящее пламя и замершие часовые напоминают о тревожных днях Индостана. Ежегодно 26 января, в День Республики, премьер-министр Индии возлагает венок к памятнику Неизвестному солдату.

Дели. Ворота ИндииНаверху на здании арки выбито слово India, и каждый ее кирпичик хранит имена погибших (13 516 имен). На небе ни облачка, очень жарко, и не хочется идти далеко под палящими лучами солнца, но Валя идет вперед и машет нам рукой. На зеленой сочной травке  идет какая-то игра (не то лапта, не то футбол). А уставшие «товарищи-индусы» возлежали под деревьями… Англичане в период своего  владычества привезли сюда  спортивные игры, которые здесь закрепились. Несколько лет назад в Бомбее, мы видели молодых людей в белых одеждах, которые дружно занимались спортом.

Вернувшись к месту старта, мы едва нашли наше средство передвижения, так много там стояло одинаковых таратаек. На улицах Дели мы встречали велорикш, со всех сторон облепленных желающими ехать: прямо наш общественный транспорт в час «пик». Прежде чем стартовать далее, наш общительный водитель зацепился языком с коллегой. И это нам было только в радость, такого колоритного индуса, да так близко, мы бы никогда не сфотографировали. А тут он даже нам попозировал. Вся прелесть заключалась, как и у Хоттабыча, в бороде. Только у него борода была объемная настолько, что он ее подвернул валиком и упаковал в сеточку. Это было нечто!

А мы едем к самой высокой башне в Индии, “седьмому чуду Хиндустана”, когда-то возвышавшейся в центре города. А по дороге наш водитель не упускает возможность завести нас в магазин, в котором продают индийский чай, изделия из шелка и шарфы-палантины. Приобретаю упаковку чая, который традиционно пьют сами индусы – масала. Впрочем, это не чай, а целый букет из чая и специй, включающих кардамон, корицу, имбирь, мяту и лимонную траву. Надо только при заваривании не забыть добавить горячее молоко и сахар. Стоимость упаковки в 250 гр. – 344 рупии (172 руб.). Вкус у такого  национального индийского напитка, который заваривают и пьют везде, достаточно оригинальный!

Репродукции к восточным сказкам о событиях, произошедших «однажды, давным-давно…»,  изображают чудесные дворцы и мечети. К одному из таких чудес мы и направились дальше. Кутб-Минар (также Кутуб-Минар или Кутаб-Минар, Qutub Minar) – самый дальний сайт сегодняшнего посещения, расположен в Южном Дели. Входная плата – 250 рупий. Октябрь в Индии – это зима, и «как  положено зимой», температура воздуха достигала 26-28 градусов. Мы чувствуем себя достаточно комфортно, тем более что наш возница домчал нас к Кутб-Минару с ветерком. Здесь можно увидеть схему комплекса - и видеоролики asi.nic.in, youtube.com

Кутб-Минар  сочетает  культурные и религиозные традиции разных эпох. В комплексе Кутб-Минара сохранилось много построек. Однако центром исторических памятников разных эпох  является башня, являющаяся самым высоким в мире кирпичным минаретом. Уникальный памятник индоисламской архитектуры находится под охраной ЮНЕСКО. История его постройки теряется в веках, и обросла мифами и легендами.

Считают, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбаком, после чего она получила новое название — Кутб-Минар. Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города.

 

Дели. Кутуб-МинарДели. Кутуб-МинарПостроенная из красного песчаника и белого мрамора, башня имеет высоту—72,55 м, диаметр у основания - 14,4 м, диаметр у вершины — 2,44 м. Вся поверхность колонны буквально испещрена высеченными по камню изречениями из Корана на арабском языке.  Императоры сменяли друг друга, и здание достраивалось в течение нескольких столетий. Последние ярусы и округлый купол появились в конце XIV века. Однако после землетрясения 1803 года купол был разрушен, и до сих пор не нашлось мастера, способного восстановить его.

Завершение строительства башни произошло при тюркском правителе Ильтутмыше. Тюркские захватчики привнесли в архитектуру арабские и персидские традиции. Вместе с ними в Индию пришли мечети, мавзолеи, минареты. Мечеть, как самое важное сооружение для молитв, представляла собой квадрат или прямоугольник, обнесенный по периметру крытыми галереями или аркадами колонн. На каждом из 4-х углов возвышался минарет, узкая башня, с которой муэдзин призывал мусульман на молитву.

Еще одним монументальным творением был – мавзолей, гробница, расположенная в восьмиугольном или квадратном помещении с куполообразным потолком. В отличие от индийской архитектуры, богатой украшениями, здания мусульман носили достаточно аскетичный внешний вид. И этому есть объяснение: в соответствии с исламскими традициями изображение живых существ было запрещено, именно поэтому вязь надписей  религиозного содержания и была единственным архитектурным украшением.   

Создатели самой башни смогли не только математически точно рассчитать ее вес, но и поразить всех тончайшей художественной  отделкой ее внешней стороны. Задрав голову, все стоят и любуются  талантом мастеров. Но у башни есть и печальная история: жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство. Поэтому теперь доступ наверх закрыт, хотя раньше можно было подняться на 156 ступеней из 379, и попасть на первый балкон.

Дели. Кутуб-Минар. Алай-Дарваза  (Alai-Darwaza, или Ворота Аллаха)  Дели. Кутуб-Минар. Мечеть Кувват-ул-Ислам (Quwwat-ul-Islam Masjid)

А вот первым образцом исламской архитектуры на территории комплекса были внушительные ворота Алай-Дарваза (Alai-Darwaza, или Ворота Аллаха), через которые можно было попасть на территорию Кутб-Минара с южной стороны.  По форме здание ворот напоминает изогнутую подкову и венчается небольшим куполом.  Правда, сегодня вход в комплекс расположен с другой стороны, и через Алай-Дарвазу можно выйти за его пределы, чтобы полюбоваться  башней снаружи. Внутри огромных ворот мы оценили геометрический орнамент отделки, ажурные решетки на окнах, а выйдя, неожиданно захватили в объектив замечательный кадр низколетящего самолета над руинами древности.

Возвращаемся назад на территорию комплекса и обходим по порядку все здания и сооружения, или то, что от них осталось. Конечно, в первую очередь это - Мечеть Кувват-ул-Ислам (Quwwat-ul-Islam Masjid), первая из построенных в Дели после исламского завоевания. 

Победа ислама над индуизмом была закреплена даже в названии мечети, в переводе означающем – Мощь Ислама. Ее строительство было начато в 1190 году Кутб-уд-дином Айбаком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Следуя  древней традиции «весь мир до основания разрушить», новые здания возводились на месте и с использованием материалов предыдущих святынь индуистских и джайнских храмов. 

День был выходным, и на территории было много местного населения, ярко выделяющегося на фоне красных развалин. К развалинам мечети мы прошли через центральную арку высотой в 16 м, возвышающуюся перед железной колонной. Стены арки и сегодня поражают изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. По периметру главный молельный зал был окружен открытой галереей каменных арок джайнских и индуистских храмов, столбы которых искусно орнаментированы изображениями канатов, колоколов, коров и фигур со сбитыми лицами.

Неподалеку находится могила Ильтутмыша (зятя и преемника Айбака), построенная в 1235 дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236—1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Усыпальница находится под открытым небом,  стены здания, внутри которого находится могила, полностью покрыты кружевом  восточного орнамента. Пытаясь тайком сфотографировать колоритную индуску, больше напоминающую добрую стряпуху-негритянку,  мы обнаруживаем стойкое аналогичное желание со стороны ее родни. Женщины все еще одеты в традиционные сари, а вот дети уже носят европейские наряды. Очень красиво вышли  фотографии кружевных ниш-кокошников внутри усыпальницы.

Дели. Кутуб-Минар. Колонна из метеоритного железа (Iron Pillar)Как образец воплощенного тщеславия правителя  напротив ворота Алай-Дарваза расположены остатки минарета Алай-Минар (Alai Minar), начало строительства которого относится к 1311 году. Алауддин Хильджи намеревался переплюнуть по высоте Кутб-Минар, и при его жизни минарет уже достиг 24,5 метров. Строительство сошло на нет после смерти правителя. (Видео).

Внутри комплекса расположена еще одна достопримечательность Дели - колонна из метеоритного железа (Iron Pillar), представляющая собой большую загадку.  Высота колонны семь метров, и весит она шесть тонн. Существует несколько версий создания этой загадочной колонны. 

Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб. Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора из династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320—540. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413).

Тем не менее, на фоне в 10 раз большего по высоте минарета, эта колонна визуально еще раз подтверждает мысль о триумфе ислама. .

До сих пор ученые не могут объяснить, как древние мастера смогли добиться того, что колонна на 99,72% состоящая из чистого железа, совсем не подвергалась коррозии во влажном и жарком климате Индии. Получить нержавеющее железо в наши дни относительно не сложно, но ведь речь идет о IV веке нашей эры. Возможно, древнеиндийские металлурги владели навыками порошковой металлургии? Однако создать химически чистое железо и сегодня сложная задача.

Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Некоторые ученые считают Железную колонну редчайшим свидетельством материальной культуры давно исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней "завещание звездных пришельцев", зашифрованное послание неведомых существ, некогда посетивших землю и оставивших эту колонну как "воспоминание о будущем".

Традиционно считается, что, если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье. Многочисленные охотники за счастьем основательно отполировали  металл на определенной высоте. Может быть, в целях защиты памятника от посетителей, нынче доступ к колонне преграждает ограда.

Из интересного: основание колонны уходит вниз на полметра. Изыскания показали, что основание имеет утолщение в форме луковицы с 8-ю отходящими прутьями, что отдаленно напоминает корни дерева. Известно, что когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта.

Мы с определенной долей сожаления покидали территорию Кутб-Минара. Впереди нас ждало посещение одного из новейших чудес города – бахаистский Храм Лотоса (Lotus-bahai-temple). Здесь видеоролик

Хания, 2008 г.

Фото: Хания

Опубликовано: 11.08.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.