Памятка выезжающему за границу

МИД Российской Федерации рекомендует гражданам России при оформлении документов для выезда за границу и во время нахождения за рубежом придерживаться следующих правил

13 ноября
Вышло в свет первое издание «Азбуки» Л.Н. Толстого
Вышло в свет первое издание «Азбуки» Л.Н.Толстого

13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание «Азбуки» Л.Н. Толстого. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок.

Красная Поляна. Национальный колорит

Горные лыжи весной

Кто-то любит бисквитно-кремовые пирожные, кто-то Дольче Габбану или евроремонт. А я люблю горы. И они пока отвечали мне взаимностью. Мне посчастливилось увидеть разные горы: Хибины, Крым, Урал, Кавказ, Альпы, Доломитовые Альпы. Конечно, это не всё. И я надеюсь побывать на Алтае и Камчатке, В Карпатах и Гималаях. А возможно, и в Андах. Как повезёт.

Горная Карусель

Признаюсь честно: в Красную Поляну мы поехали из-за недостатка денег. Иначе наши взоры ласкали бы любимые Доломиты. Надежд, ожиданий, чаяний или предубеждения против российского курорта не было. Не впервой ведь. Да и страшновато было надеяться на европейский подход, а потом разочароваться. И вот, мы не разочарованы. Но и не повергнуты в шок чудесным преображением. Чуда не произошло, как и фиаско, впрочем.

Отдельное огромное спасибо нашим друзьям Михаилу и Ксении за настойчивость. Им хватило терпения уговорить наши с мужем кислые морды лететь кататься в Поляну. Хватило такта и доводов развеять наши страхи по поводу тяжёлой финансовой ситуации. Они проявили себя как отличная компания, прекрасные друзья и замечательные гиды. Ребята, я вас люблю.

Бюджет поездки

Начнём с наболевшего. Общий бюджет поездки на двоих человек, на восемь дней составил 55000 руб.

Мы летели авиакомпанией S7 из Домодедово. Билеты покупали через интернет по акции примерно за месяц до вылета. Два билета Москва-Сочи и обратно обошлись в 11000 руб.

В номере.Несколько слов в адрес авиакомпании, не на правах рекламы. S7 — это российский перевозчик с непривычным для нас подходом к клиентам. Во-первых, всё своевременно, без опозданий. Во-вторых, всё отменно вежливо и доброжелательно. В-третьих, съедобная еда. Далее: понятный сайт, где легко найти любую информацию. Весьма разумные ограничения на провоз багажа даже для акционных экономов. Оба перелёта не доставили нам никаких хлопот. Спасибо за работу.

Жильё снимали тоже через интернет. Ребята уже знали проверенное место, мы просто послушались и не расстроились. Дом Аборигена находится в Красной Поляне на улице Аишхо. Мы забронировали два номера: эконом и апартаменты с кухней, куда поселили ребят.

Несмотря на то, что апартаменты стоят несколько дороже, сумму с друзьями поделили пополам. Оно и понятно — кухней пользовались все, основное свободное время мы проводили у них в номере. Получилось 14000 руб. за семь ночей.

Дом деревянный, 4 этажа. Номер наш маленький, уютный, с антресолями. Наверх ведёт концептуальная лестница, там можно спать. При жёсткой экономии можно было жить в одном номере вчетвером. Это, правда, чревато теснотой, толкотнёй, очередями в душ и туалет и недостатком места для вещей.

В номере. На антресолях.Дом Аборигена

У ребят в номере двухэтажная икеевская кровать, там тоже можно уплотниться. Но туалет всё равно один. Так что, наш вариант оказался очень удобен. К тому же, Ксюша готовит превосходную овсянку по утрам, а пробежки с четвёртого на второй и обратно по узкой винтовой лестнице с крутыми деревянными ступенями ещё и хорошая разминка.

Питались самостоятельно. Почти каждый вечер совершали прогулку до продуктового магазина, накупали еды. Мы все неприхотливы, придерживаемся здорового питания, поэтому разногласий не возникло. Фуа-гра никто не требовал. Овсянка, гречка, творог, макароны, фрукты, овощи. На питание ушло около 8000 руб. за двоих.

В кабинке подъёмника на Розу ХуторСледующая крупная сумма — подъёмники. Первые два дня мы ездили на Горную Карусель. Дневной ски-пасс стоит 1400 руб. независимо от дня недели.

Потом три дня мы с супругом катались на Розе Хутор. Тут система сложнее. В высокий сезон (а он таков в марте) будни стоят по 1850 руб., а выходные и праздники по 2150 руб. При покупке более одного дня сразу получается скидка. Например, мы оплачивали в пятницу сразу на два дня. Заплатили 3600 руб. вместо 4000 руб, несмотря на то, что суббота дороже. То есть, при оплате более одного дня день недели неважен. Итого, катание на подъёмниках стоило нам 17100 руб.

Остальные траты по мелочи: автобус до подъёмников, сувениры, связь. С недавних пор мы с мужем подключились к мобильному оператору Yota. Звонки и интернет по всей России без роуминга. То есть, различий в тарификации нет, везде как в Москве.

16.03.15 Едем в Поляну. День первый

Организация в этот раз взяли на себя друзья, поэтому всё прошло на удивление хорошо. Самолёт вечерний, из Домодедово. Утром мы выехали к ребятам в Видное на машине, погрузив чехлы с лыжами в бокс на крышу, а две сумки на колёсах — в багажник. Вещи мы распределяем таким образом: у каждого лёгкий чехол с лыжами, сумка на колёсах и рюкзак. В чехлы подпихнули немного мягких шмоток.

В Сочи в это время года тепло, поэтому много вещей на неделю не нужно. В основном, это одежда для катания. В большую сумку мужа засунули две пары горнолыжных ботинок и его одежду. В мою сумку поменьше — только мои вещи. S7 позволяет взять с собой 23 кг багажа. Алёшина сумка не дотянула до 20 кг. В рюкзаки отправились необходимые в дороге или хрупкие предметы. Это — ручная кладь. Плюс к рюкзаку прицеплен шлем. Чехлы получились в районе 8-9 кг.

Вид сверхуПриехав к ребятам, мы опустошили холодильник, слопав все вкусняшки, погрузили их вещи в машину (Мишины двухметровые лыжи в бокс не влезли:) и поехали в сторону аэропорта. За пару дней до вылета Алёша забронировал место на платной парковке. Цена за сутки 200 руб. при оплате от пяти дней. Там мы оставили машину. Оттуда нас с вещами отвезли в аэропорт работники парковки. Очень удобно.

Регистрация, досмотр, всё быстро. Посадка в самолёт, согласно билету, заканчивается за 40 мин. до вылета. Конечно, пропускать на борт нас стали позже, но вылетели всё равно вовремя. Самолёт оказался почти пустым! Хотя несколько киндеров орали и шумели за целую индийскую деревню.

Сочинский аэропорт прекрасен. Небольшой, современный, уютный. Там тоже всё пролетело быстро. И вот мы стоим на остановке автобуса, возле надписи «Красная Поляна» и смущённо отбиваемся от ненавязчивого кавказского сервиса. Да-да, мы отвыкли от базарных услуг. За десять минут ожидания перед нами предстал парад таксистов с акциями, спецпредложениями, наговорами на несчастный автобус, скидками и просто мольбой отвезти нас куда-нибудь. Воспитание не позволяло нам повернуться к работникам транспортных услуг задом или послать их на хрен.

Конец прениям положил автобус N105 (ещё ходит 132), с которым тоже всё довольно туманно. Но об этом позже, по ходу пьесы. За четверых человек водитель взял 460 рублей. Ехали минут сорок пять. Остановка «Часовня». От остановки пять минут ходьбы до Дома Аборигена, если без лыж. Багаж нам помог донести случайно встреченный в автобусе знакомый, за что ему спасибо огромное. Знакомых тут очень много, с нашей-то работой.

Вечерний забег в круглосуточный продуктовый, закупка на пару дней, и спать. Завтра кататься. Ура!

17.03.15 Горная Карусель. Знакомство

Горная Карусель, внизуПервый завтрак состоял из овсянки, фруктов и имбирного чая. В дальнейшем он почти не модифицировался.

Конечно, вышли мы поздновато, часов в десять. Автобуса долго ждать не пришлось. Вход в переднюю дверь, оплата водителю. До Горной Карусели 40 руб. с человека. Билетов не дают, если не попросить. Ехать минут 20.

В кассах никакой очереди, народу мало. Погода облачная, внизу дождь. Ски-пассы взяли на один день, чтобы не связывать себя необходимостью снова ехать в то же место. Мы хотели побывать во всех зонах катания. Картонная карточка, 1400 руб.

Наверх поднимают кабинки. Сев в кабинку, на время забываешь, где ты, настолько всё похоже на прочие европейские курорты. Первая очередь, конечно, не катабельна, снега нет и в помине. Вторая намного лучше, но кое-где видны земляные проплешины. В связи с сильным ветром третья очередь была закрыта, поэтому катались на второй. Трассы довольно узкие и крутые. Снег кислый, попадаются камешки.

На Горной Карусели скоро должно было состояться открытие сноубордического парка. Поэтому цирк, куда ведут кресельные подъёмники, закрыт. Есть ещё восточный склон, но там, по слухам, качество трасс совсем печальное. Таким образом, осталось всего ничего, никакого выбора.

Горная Карусель, внизуГорная Карусель, наверху

Открыли третью очередь. Опять же, узкие, льдистые, задутые трассы. Поскреблись от души, поползали в тумане то ныряя в облако, то выныривая из него. Видимость плохая.

Горная Карусель, наверхуГорная Карусель, наверху

В первый день решили не убиваться. Домой пошли рано, ребята остались кататься. В автобусе с нас взяли 50 руб. за двоих. Здесь должен быть смайлик, недоумённо пожимающий плечами.

Горная Карусель, наверхуНа Горной Карусели.

Вечером первый и последний раз сходили в трактир, знаменитый Трикони. В трактире живая музыка. Заказали пасту: я с морепродуктами, Алёша с лососем. А ребята попробовали тыквенный суп-пюре. Салат из помидоров удивил: три помидора порезаны на четвертинки и разложены по огромной тарелке. В центре сыр фета с чесноком. Всё отдельно. То есть, чеснок мне сразу весь попался в самом конце. Паста тальятелле, скорее всего, — лапша домашнего приготовления. Судя по вкусу. С морепродуктами очень вкусно. Цены адекватные. На двоих первое-второе-салат около 1500 руб.

18.03.15 Горная Карусель. Вершины открылись

Муха-цокотухаПогода значительно лучше. Едем на Карусель. Солнце периодически появляется, горы стало видно. Удалось хотя бы рассмотреть местные пейзажи.

Нафотографировала Алёшу в маске Krisp. В линзе очень красиво отражаются горы.

Трассы всё равно ледяные наверху и кислые внизу.

На обратном пути автобус провёз нас мимо остановки. Оказывается, Часовня — остановка по требованию. Этого мы не знали, нам всегда останавливали без просьб. К слову, автобусы тут как у нас маршрутки: останавливают на каждом углу по просьбам пассажиров. Какую-то тётеньку высадили за сто метров от остановки, а нас провезли.

Сориентировавшись на местности, мы решили, что полтора километра в гору в лыжных ботинках и с лыжами для нас пустяк, спросили у Гугла маршрут и пошли. А Гугл не знал, что местные строители руководствовались в своей работе методом случайного тыка, поэтому привёл в тупик. Пришлось обходить. К дому мы подошли нагулявшиеся и отдохнувшие, но почему-то, злые. Алёша и Миша несли по две пары лыж, так что мы с Ксюшей просто прогулялись. Правда, большие пальцы на ногах теперь синие. Но это не страшно.

Прогулка вызвала зверский аппетит и хохот главного отельера.

19.03.15 Адлер и таксисты

Вчера вечером я всех предупредила, что сегодня кататься не еду. Как человеку невероятно спортивному, мне тяжело убиваться три дня подряд. Чтобы не свалиться с копыт, необходим выходной. Погода выдалась славная. А Ксюша подала идею съездить в Адлер вместо катухи.

Адлер. Набережная.

Наши отъявленные горнолыжники приуныли. С одной стороны, Алёше нужен отдых, как и мне. С другой стороны, он очень хочет в горы, и пропускать день досадно. Мише отдых не нужен, но разболелась коленка, да и компания временно разваливается. Решить вопрос коллективно не получилось, поэтому, позавтракав, мы пошли в свой номер, предоставив ребятам разобраться самим. Не знаю, что повлияло на Мишино решение, но в Адлер поехали все.

Адлер. Набережная.Море...

По сложившейся традиции надувательства туриста обыкновенного, принятой, кстати, во всём мире, водитель автобуса честно отвёз нас в Адлер по самому дорогому тарифу. То есть, так далеко увёз, как мог, содрав за четверых 540 руб. Мы вышли на остановке Известия. Кое-как нашли выход к морю, отгороженному от города железной дорогой.

Ура... Я на море...Ксюша утверждала, что уже была здесь, никакой железной дороги не было. А был МакДоналдс. Или не здесь... Снова Гугл. Выяснили наилучшие намерения водителя автобуса, нашли то место, где Земля закругляется, то есть, ж/д пути сворачивают вглубь материка, и пошли в нужном направлении. Дотянули до ж/д вокзала.

Ребята проскочили, а мы с Алёшей слегка замешкались с фотоаппаратом и подверглись нападению голодных таксистов, остро желавших нас отвезти в Красную Поляну. Точку назначения они вычислили мгновенно по внешнему виду. Мы немного побрыкались вежливо, а потом я не выдержала. «Ну что же вы всё время пытаетесь нас куда-то везти??? — спрашиваю в сердцах. — Погулять не даёте! Лучше пойдёмте с нами гулять, всего сто рублей.» Рожи скисли в улыбках, все отвяли.

Адлер. Ж/д вокзал.Переход через ж/д пути мы не нашли. Сели в маршрутку и по 17 руб. доехали до искомого места. Этим местом оказался пляж Мандарин. И МакДоналдс нашёлся.

По пути к пляжу от остановки нас окружал классический южный рынок с сувенирами. Местами попадались фрукты и знаменитая чурчхела. От этого лакомства сомнительной чистоты я отказаться никак не могу. Колоритная мадам кавказской национальности объявила 150 руб. за длинную соплю. Торговаться я не люблю, но памятуя таксистов, решила попробовать. В итоге мадам руками сняла нам четыре чурчхелы по 130 руб. На большее меня не хватило.

Несмотря на вполне вероятную антисанитарию, продукт я слопала с огромным удовольствием.

По пути к морю.Адлер. Набережная.

Потом мы гуляли по пляжу, здоровались с морем, дышали воздухом. Перекусили бутербродами рядом с МакДоналдсом, погладили чёрного кота, покормили хромого голубя. Набережная очень красивая, чистая, народу мало. Сувениры существенно дешевле, чем в Поляне. Боже, как я хочу на море!

Постепенно дошли до устья Мзымты. На реке невероятное количество чаек.

Море...Набережная. Чайки.

Пора искать обратный путь. Чтобы снова не заблудиться, пошли в обратную сторону. Спросили, где остановка автобуса до Поляны. Поплутали, будучи не в силах понять, как это работает. Нашли. Если у таксистов есть бог-покровитель, молю его: усмири своё стадо! Мы около 20 мин. ждали автобуса, наблюдая парад-алле. Они подходили по очереди и все вместе.

Адлер. Набережная.Вся компания в Адлере.

Они убеждали и умоляли, аргументировали и просто навязывались. Сбивали цены и набивали себе цену. Мы чувствовали себя звёздами в деревне, подвергаясь столь неослабному вниманию. Это и смущало, и жутко раздражало.

ОбамкаНикакие обоснованные отказы не помогали, а послать в открытую мешало воспитание и превосходящее количество противника. Автобус пришёл вовремя. Ещё немного, и таксисты бы нас морально раздавили. Чудесная, чудесная национальная особенность: рынок везде!

Приехав, пошли гулять по Поляне, и за продуктами. Самостоятельное приготовление пищи заставляет ходить в магазин почти каждый день.

Возле дома отловила косую Обамку. Так зовут местную кошечку со взглядом кота в сапогах из Шрека. В сумерках фото на телефон получилось не очень. Да и животное не считает себя достаточно фотогеничным, а потому согласие на съёмку не даёт.

Итак, чтобы попасть из Красной Поляны в Адлер не мимо набережной, едем на автобусе до аэропорта, а оттуда на маршрутке до города. Спросить пять раз.