Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Финляндия. Фото с сайта wpapers.ru

Отличная рыбалка, большое количество исторических и природных достопримечательностей, прекрасный шопинг. Это лишь основные причины, по которым тысячи жителей Санкт-Петербурга отправляются в вояж по Финляндии.

сегодня

24 февраля
День флага Мексики
День флага

24 февраля – День флага Мексики. Этот праздник является одним из главных национальных праздников, он был учрежден в 1937 году президентом Мексики генералом Ласаро Карденасом.

Калевала: этнографический музей Рунопевцев


Из цикла "Карелия – простая загадка". Часть 2

10-17 августа 2014

День первый

Бодро погрузившись на уазик, мы сделали объезд с местным гидом-карелкой – по поселку УхтуО. По началу его название постоянно вылетало из головы, пока я не додумалась привести ассоциацию с детской пластинкой «Ухти-Тухти, я лесная прачка…» Для туристической привлекательности поселок позднее переименовали в Калевала. Однако местные продолжают его называть по-своему, еще по-фински, т.к. до войны это была финская территория, во время СССР закрытая погранзона, а теперь населенный пункт особого пропускного режима (все паспортные данные туристов сообщаются заранее пограничникам, которые могут нагрянуть с проверками в любо месте).

Карелия

Этнографический музей Рунопевцев отвлек рассказами отличий северной деревни от южной. В частности, деление печи на две части, где одна часть предназначалась для лучины, нахождение подпола с лестницей вниз непосредственно под печкой - в «рабочей» зоне хозяйки. В этих  местах поздно появилось железо, поэтому долгое время еду варили в кастрюле из мокрой бересты на огне.

И до сих пор топятся дровами круглогодично, т.к. электричество дорогое, даже строятся собственные котельные на дровах. Во время грозового фронта электричество отключают повсеместно, чтобы от скачков не взрывались холодильники. Таким образом связь с внешним миром (в виде интернета и пр.) прерывается на сутки или двое, остается только навытяжку и вприсядку ловить 3G мобильного интернета в качестве физической зарядки для выхода в интернет.

КарелияИ хотя я кивнула вслед за всеми, что знаю содержание карело-финского эпоса Калевалы, на самом деле, кроме самого названия мне ничего не было известно. Даже на месте нельзя было купить текстовое издание рун - предлагались только магниты и диски с исполнением рун. Последнее для меня показалось слишком экзотично и я решила оставить знакомство с исполнением на кантеле песен до эпохи широкоформатного интернета в офисе столицы.

Нам рассказывалось больше о стариках и старушках, с которых Леннрот записывал истории, а, объединив, издал их несколько веков назад. Определенная часть исследователей утверждает, что врач-экспедитор допридумывал большую часть сам, но, находясь на месте событий, ощущая дыхание озерной воды, не возникает даже тени сомнений. Да и какая разница? Все основные идеи – рождение жизни из яйца, космогонизм охвата,  связь поколений жизни людей и космосом, богами плотно присутствует.

КарелияМестные образы бережливо собраны и переданы текстом, стихами. По дороге мне удалось прочитать только 1/3 электронной книги рун, закачанной заранее, что повлияло на местное поведение. Так, в Калевале, главный волшебный предмет – выкованная из железа мельница Сампо, которая осуществляет переходы во времени и претворяет желания, обеспечивает благополучие и богатство. Пока у европейцев на каждое направлена заведены в сказках свои предметы – ковер-самолет для перемещений, горшочек каши для самоварки продуктов, и волшебная палочка фей для исполнения желания, здесь одно произведение кузнеца совершает все, вот почему его ищут до сих пор, но в отличие от святого Грааля эпохи короля Артура, знают, что не найдут никогда.

По научной версии сампо было изготовлено по рецепту болотного железа, которое никогда не ржавеет и было утрачено. Кстати, легенда Калевалы (сынов Кале) удачно и современно экранизирована совместно с Китаем в фильме «Воин севера» 2006 года, после просмотра которого больше не кажется, что Калевала – какой-то там устаревший мир прошлых времен. Финны же с большим размахом и расходами экранизировали эпос максимально близко к первоисточнику в картине "Сказания Калевалы: Железный век "/ Rauta-aika  1982 года.

живем мы на улице того самого кузнеца ВайнеменюнаК сожалению, о самих героях нам практически ничего не рассказывали. Уже потом я поняла, что живем мы на улице того самого кузнеца Вайнеменюна. После главы о том, как молодая девушка, печалясь о будущем насильном замужестве, заплыла в озеро, а затем вылезла на камень, чтобы отдохнуть, но ушла под воду и утонула вместе с ним, на камни в озере мы не заплывали, да и в целом вели себя осторожно, несмотря на активность местных жителей на воде – то, что можно им, пришлым в явном виде  нельзя.

К слову, в большом книжном Москвы мне также не удалось найти текст Калевалы, и, вероятно, его судьба – прятаться в интернете, ибо эпоха выпуска лучших томов всемирной литературы прошла, на смену пришла попсовая волна с более простыми мыслеформами.

Возле музея стоят законсервированные бетоном останки сосны Леннрота, под которой были собран основной сюжетные куски рун, прежде разрозненные до отдельных глав, от местного жителя, платно пропевшего несколько суток собирателю-исследователю. На самом деле, такой сосной могли бы стать и другие деревья – мощных деревьев здесь много, ряд из них служит ориентиром при выходе на воду или походе в лес. И музейный экспонат -  всего лишь один из них,  в самих песнях, встречах и проводах людей участвовали многие другие деревья.

КарелияПонятно, что и солнцем в данной местности заведуют иные персонажи, чем на европейской территории, в частности, приходящие сюда на постой северные олени. Стоит вспомнить мультик «Сампо-лопаренок», в котором в беде оказывается золоторогий олень, несущий светило на себе по опасным каменистым скалам, которого выручает мальчик с чистым сердцем и заботой о других.

На территории нашей базы солнце всходило на одной воде, а заходило за спиной за другой. Мы жили посреди черничника, а, значит, срывали ягоды по ходу движения от и до кафе, на любой вольной, пешей прогулке, гроздьями ягоды.

Сам лес серьезно отличался от привычного для жителя средней полосы – в нем не было шороха листы, кругом стояли одни сосны, внизу вместо травы –жесткие кустарники или почти «еловые» кусты водянистой чёрной ягоды вороники (шикши), похожей на вороний глаз, но съедобной и заготовляемой северной ягодой местными жителями в промышленных объемах, брусники, черники и голубики.

КарелияСдача ягод с использованием грабилок – ковшами с расческой- это обеспечение годового дохода. Здесь один человек способен собрать и сдать 1 тонну в сезон своему скупщику. Запретить этот способ сбора не имеют права, хотя он обрывает молодые побеги и литься, так как это подорвет основу выживания граждан. Говорят, это все равно, что запретить на юге срывать руками персики с деревьев.

Вот почему в течение дня на улицах население практически отсутствовало – все, вплоть до маленьких детей, уходили в горбатый бизнес – гнулись на болотах ручной работой. Купить на месте ягоды невозможно, зато в Москве и других городах с предприятия г.Костомукши «Ягоды Карелии» можно осуществить заказ с доставкой на дом, правда небольшим оптом. Причем северные ягоды считаются самыми полезными по содержащимся в них веществам, по сравнению с южными вариантами даже в несколько раз.

Оставшиеся мужчины рыбачили, ибо для карела на завтрак, обед и ужин обязательно должен быть не хлеб, а рыба. В своих предпотениях карелы очень похожи на финнов, но в поведение более социализированы. Например, карелы не будут разносить информацию о соседях всем заинтересованным, в том числе официальным органам, любят заглядывать в гости по пути, тогда как финны должны заранее «отправить запрос» на посещение родни или знакомых.

КарелияИ все же туристы не являлись центральным событием для данного населенного пункта. Им были радушно рады, но никого не выделяли, т.к. знали, что летний приток скоро закончится, до зимнего приезда далеко, а своя жизнь, которая была почти такой же и 100 и 800 лет назад идет своим чередом. Заборов возле домов здесь нет до сих пор, дома и сараи в большинстве случаев закрываются щепкой, чтобы показать, что хозяина нет, а не замком – также было раньше в других деревнях других районов спокойной когда-то и могучей страны советов.

Тишина вокруг поражала. Иной раз сознание отказывался верить в отсутствие хотя бы каких-то звуков и начинал придумывать сам себе какие-то абсурдные мотивы взамен пустого звона. Любой шорох упавшей коры в лесу пугал словно это был приход медведя. Даже прилетающие дятлы здесь не шумели и не долбили, а ювелирно тихо выполняли свою работу по дереву.

Вот почему уже и нам хотелось сочинять руны, взявшись за руки в раскачку для поддержки, – эдакие рингтоны по ходу движения, повторяющиеся пары строчек, которые прикладываются к ситуации и имеют продолжение. Например, дома любим сочинять такие мотивчики типа «три для до зарплаты, три дня» или «мальчики-мальчики, у нас же мальчики» …

Маруся, 2014 г.

© Текст, фото: Маруся
 

Опубликовано: 10.10.2016
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (18)


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Ужасная и безграмотная статейка, постеснялись бы писать такой бред!


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"а теперь населенный пункт особого пропускного режима (все паспортные данные туристов сообщаются заранее пограничникам, которые могут нагрянуть с проверками в любо месте). "

Паспорта требуются если Вы решили посетить погранзону, она находиться в 55 км от Калевалы


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"Во время грозового фронта электричество отключают повсеместно, чтобы от скачков не взрывались холодильники. Таким образом связь с внешним миром (в виде интернета и пр.) прерывается на сутки или двое, "

Во время грозы специально электричество не отключают, отключают частным образом в домах. Ни интернет, ни мобильная связь от этого не пропадает!


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"Даже на месте нельзя было купить текстовое издание рун "

В поселке есть две сувенирные лавки где можно приобрести различные печатные издания эпоса "Калевала" от детской версии до публикации на истинно-карельском наречии. Лавки находятся в этно-культурном центре поселка и в отеле "ВелТ".


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"того самого кузнеца Вайнеменюна "

Вяйнемёйнен - главный герой эпоса "Калевала", мудрый старец. А кузнеца в эпосе зовут Илмаринен, именно он сковал мельницу Сампо


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"После главы о том, как молодая девушка, печалясь о будущем насильном замужестве, заплыла в озеро, а затем вылезла на камень, чтобы отдохнуть, но ушла под воду и утонула вместе с ним"

На самом деле молодая дева красавица Айно, печалясь по поводу предстоящего брака прыгнула в озеро и обратилась рыбой. Вяйнемёйнен не утонул - это главный герой, в конце эпоса он просто отправился в странствие.


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"хотя он обрывает молодые побеги и литься,"

сбор ягод современными пластиковыми грабилками не вредит кустарникам


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"Оставшиеся мужчины рыбачили, ибо для карела на завтрак, обед и ужин обязательно должен быть не хлеб, а рыба"

Рыба безусловно является важным ингредиентом карельской кухни, но данное высказывание сильно утрированно


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"Однако местные продолжают его называть по-своему, еще по-фински"

Местный язык карельский, северный диалект


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"Для туристической привлекательности поселок позднее переименовали в Калевала"

Поселок был переименован в 1935 году в честь Эпоса Калевала. В те времена поселок был закрытым, ни о каких туристах речи и быть не могло


Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

"УхтуО"

Посёлок назывался Ухта


Тоже Прохожий
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Прохожий может сколько угодно писать, что "сбор ягод современными пластиковыми грабилками не вредит кустарникам", однако это не означает, что сбор ягод происходит именно пластиковыми и что обрыв листьев у куста не происходит - обдирается все, и не только в Карелии.
Автор написал, что в сувернирных лавках ничего не было, кроме дисков с аудизаписью - я подтверждаю его слова, могу даже фото приложить как с местного сувенирного, так и с главных книжных страны. Не надо рассказывать, как оно должно быть, если по факту иначе.
Паспорта требуются теперь не только при заселении, а даже при предварительном бронировании (до оплаты) с передачей личной биометрии в контролирующие органы, причем и не только в Карелии. Прохожий, вы отстали от законодательства России.


Недовольный
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Абсолютно вся статья безграмотна! Говорю Вам как местный житель данного посёлка! А пластиковыми грабилками тут уже лет 7 ВСЕ собирают! Если печатного издания не было в музее, зачем писать что его вообще на месте не было. Паспорта при заселение требуются всегда и во всех приличных гостиницах и отелях, не зависимо от того находятся ли они в погранзоне или нет. И сведения всегда подаются в паспортно-визовую службу. Только при намерении посетить погранзону паспортные данные передаются в соответствующие органы.


1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Взгляд местного жителя всегда отличается от взгляда туриста на данную местность. В данном случае автор описывает свои впечатления о поездке (и они в целом очень позитивные). На мой взгляд, даже если в статье есть какие-то заблуждения, они никоим образом не оскорбляют ни сам поселок, ни его жителей.
Хочу предложить Вам написать о своем поселке с точки местного жителя: расскажите о его истории, сегодняшней жизни, может получиться очень интересный и полезный материал для тех, кто собирается его посетить.


Оле-ся
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

К использованию грабилок относятся очень болезненно, мало того на них накладывается штраф во многих районах России. Впрочем, документальные хроники размещаются на других порталах. В них в том числе фиксируется, как местные жители в Карелии, в том числе в пос.Ухта, поджигали дома приезжих, кто выкупил пустующие участки, на которых завели успешное хозяйство, кто трудится и привозит в поселок гостей, давая заработать и другим жителям вместо пьянства на данной территории. Жители не смотрели, например, что хозяйка беременна, и что от огня страдают животные - они просто в очередной раз доказывали свою точку зрения и как надо вести, говорить и жить правильно. Данный сайт носит информационный характер, автор высказывает субъективную точку зрения, которая создает атмосферу. Если кому-то не подходит, он находит то место, где нравится ему, идет туда.


Антон6678
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Оле-ся, что вы несёте... причём тут какие-то поджоги и т.д.


Оле-ся
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

И собачек и базу отдыха поджигали местные, от грабилок в лесу перешли к людям. Это быль, а не придуманный миф времен Леннрота. Еще вопросы?


Светланочка
1 год назад

Re: Калевала: этнографический музей Рунопевцев

Логика и связь событий приблизительно как в известном стишке "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" )))

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.