Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

C детьми на море.  Фото с сайта Дети Mail.Ru

Стандартная программа на летний отдых – море – может стать немного проблемной, если в отпуск берем с собой детей. Особенно это касается карапузов 3-4 лет. Из воды выгнать невозможно, на пляж с утра и вечером. Как поступить – отказаться от идеи поездки на море? 

сегодня

19 декабря
В спортивном мире произошла «кража века»
В спортивном мире произошла «кражей века»

19 декабря 1983 года в Рио-де-Жанейро было совершено преступление, названное в спортивном мире «кражей века». Из высотного здания штаб-квартиры Бразильской конфедерации футбола была похищена золотая статуэтка Ники, Кубок Жюля Риме.

Израильские дороги


Из цикла «О путешествии по Израилю в апреле 2010 года». Часть 2

Чтобы освоиться на израильских дорогах, надо совсем не много времени. Имеются некоторые отличия от европейских дорог в разметке и оформлении перекрестков. Имеется несколько специфических знаков. Например, восьмиугольник с белой ладонью на красном фоне вместо знака «STOP». Говорят, что это сделано потому, что это слово, прочитанное наоборот, означает на иврите похабное выражение.

Очень понравился щит с надписью «NARROW SHOULDERS» вместо знака «Сужение дороги». Наконец, порадовал специфический предупреждающий треугольный знак «Верблюды». В целом же всё соответствует европейским нормам.

Израильский дорожный знак «Сужение дороги» на шоссе № 1 (на подъезде к Иерусалиму). На шоссе № 77. Подъезжаем к городу Тиберия и озеру Кинерет.

Качество дорог отличное. После российских дорог почти сразу перестаешь заботиться о том, что где-то словишь выбоину или колдобину, и начинаешь просто получать удовольствие от езды. Лишь на нескольких дорогах были какие-то неровности, трещинки, вмятости, и эти участки можно оценить на четверочку с минусом. Но это скорее исключения.

О таком фирменном российском изобретении, как «колейность», здесь, по-видимому, и не слышали, и, наверно, пришлось бы долго объяснять коренному израильтянину, что это такое и от чего это возникает. Разметка понятная и трактуемая однозначно. По этой причине из-за незнания дорог можно не раз попасть впросак, так как, если чуть упустил возможность вовремя перестроиться, пролетаешь мимо того места, куда хотел повернуть. Если же после этого «ляпа» начнешь чисто по-российски влезать туда, где тебя уже просто должно быть, начинаешь выглядеть нарушителем общественного порядка. А это, понятно, может быть чревато.

Водители очень дисциплинированные, опять же за редким исключением. Нынешний житель Израиля Игорь, а также еще один мой однокурсник, поживший в Израиле, но давно перебравшийся в США, меня предупреждали, что водить машину в Израиле очень сложно. Я же твердо убежден в том, что если ты долго поездил по Москве, то уже можешь ничего не бояться. После этой поездки еще более укрепился в этом убеждении.

Да, в Израиле встречаются и гонщики, и хамоватые водилы — из тех, кто считает западло включать поворотники. Ха, разве этим нас удивишь?! Если замешкался, могут гудком выразить неудовольствие. Молодые арабы за рулем — это иногда забавное зрелище: раскрытые окна, громкая музыка и какие-то дешевые, не очень понятные понты. Но в целом обстановка на дороге доброжелательная и предсказуемая.

Машины на израильских дорогах в основном среднего уровня стоимости. Вот что можно увидеть чаще всего: «Тойота», «Мазда», «Дайхатсу», «Вольксваген», «Хонда», много грузопассажирских «Пежо», «Рено» и «Ситроенов». Такого безобразного обилия больших внедорожников, как, скажем, в Москве, не наблюдается. Встречаются, конечно, но лишь изредка. Да и вообще очень дорогие машины, типа «Медседес-500» или «Лексус», я видел лишь считанное число раз. Один раз попался «Майбах». И всё.

Выделенные полосы для автобусов в Хайфе. Важно не запутаться! Израильский дорожный знак «Стоп» (около въезда на холм Мегиддо).

Проезд перекрестков достаточно хорошо организован (если опять же вовремя перестроился). Как правило, существует одна или, гораздо реже, две полосы для поворота налево с отдельным светофором (над ним всегда установлена стрелка, указывающая налево). Для поворота направо также имеется своя полоса, и проезд туда не ограничивается светофором, только нарисована «зебра» и в мигающем режиме работает указатель пешеходного перехода.

Думаю, о том, что пешеходов надо обязательно пропустить, говорить не стоит. Для проезда прямо обязательно горят два светофора — один над стоп-линией, другой за перекрестком, поэтому не надо высовывать голову и ломать шею, чтобы определить, какой свет в данный момент горит. Эти светофоры также дублируются стрелкой, указывающей прямо.

В апреле в Израиле темнеет уже в половине восьмого, поэтому были некоторые опасения насчет движения в темноте. Но оказалось, что все эти опасения лишены всякого смысла. Помимо того, что многие участки автодорог освещены, полосы разметки почти везде дополняются прямоугольными фишками, грани которых светятся от фар. Имеются и столбики на правой стороне, на которые также нанесена светоотражающая краска. Таким образом, и в темноте движение по дорогам предсказуемое и безопасное.

Автодорога в пустыне Негев (шоссе № 40). На шоссе № 1 между Тель-Авивом и Иерусалимом (налево съезд на платную автомагистраль № 6).

Все дороги между городами имеют нумерацию, как это принято в Европе. Четные дороги — с севера на юг (или, если угодно, с юга на север), нечетные — с востока на запад. Основные дороги — одно- или двузначные, дороги локального значения обозначаются трех- или четырехзначными цифрами. Лишь одно шоссе № 6, идущее с севера на юг по центру страны, платное.

Мы по нему не ездили, потому что для проезда вполне хватает и бесплатных дорог. Говорят, что фиксация машин производится там дистанционно и последующим получением счета. В договоре на аренду машине есть предупреждение об этой платной дороге и том, что при окончательном расчете с фирмой будет изыматься соответствующая сумма. Какая — не имею представления, но, скорее всего, незначительная.

Раз уж так сильно втянулся в тему о дорожном движении в Израиле, хотелось бы коснуться еще нескольких аспектов. Нам перед поездкой говорили об израильских пробках, но меня, привыкшего к московскому транспортному коллапсу, ничего не удивило. На трассах пробки там, действительно, бывают, в основном в рабочие дни в утренние часы с 07.00 до 09.00. Но, по большей части, транспорт хоть и медленно, но едет.

Когда, например, собрались в очень дальнюю дорогу, в Эйлат, и на счету была каждая минута, эти препятствия немало раздражали. Как-то в Иерусалиме постояли в пробках под стенами Старого города, когда ехали на рейсовом автобусе из Вифлеема. Зато в шаббат, который начинается в середине пятницы и продолжается до субботнего вечера, ездить одно удовольствие, так как машин на дорогах очень мало.

Одна особенность очень бросается в глаза, когда колесишь по Израилю: обилие государственных флагов Израиля разных размеров. Их вешают на столбах вдоль дорог, а многие водители прикрепляют на специально изготовленных палочках к боковым стеклам машин. Наверно, для израильтян это очень важно. Они живут во враждебном окружении и поэтому лишний раз хотят продемонстрировать: это наша земля, земля евреев, и мы никуда с нее никогда не уйдем.

Езда по шоссе не представляет каких бы то ни было трудностей и, после некоторой адаптации, начинает доставлять удовольствие. Но, въезжая в города, даже совсем небольшие, надо быть начеку. Практически полное отсутствие внятных указателей улиц и номеров автодорог легко сбивает с толку и при проезде уже пары перекрестков можно заплутать. Порой складывалось впечатление, что кто-то упорно стремился поиздеваться над путниками. Признаюсь, что этот «кто-то» получил немало ругательных слов в свой адрес.

Я всегда гордился своими способностями к автонавигации, поездил на машине по многим европейским столицам и нигде не испытывал проблем. Самое смешное, что в Израиле я умудрился заблудиться в очень небольших городках: Тиберии (дважды), Афуле, Беер-Шеве, Ор-Акива и Араде. Пришлось банально спрашивать у населения, где мы находимся и куда нам ехать.

В крупных же городах — Иерусалиме и Назарете — нас спасло только то, что, только въехав в город, мы сразу же ставили машину на ближайшую парковку и дальше шли пешком. Возможно, у других автолюбителей и не будет таких проблем (по крайней мере, искренне им желаю их избежать), но, главное, я предупредил, и теперь моя совесть будет чиста.

Некоторые затруднения были на заправках. Я как-то привык к двум вариантам. В Москве сначала плачу наличные, потом заправляюсь. В Финляндии сначала заправляюсь, потом в кассе расплачиваюсь банковской картой. В Израиле есть возможность самостоятельной заправки, когда ты на соответствующей клавиатуре вводишь сначала номер ID, т.е. номер своего паспорта, затем номер машины.

Далее надо правильно провести картой по имеющейся канавке, заправиться, сколько надо, и получить чек. Мне этот способ показался очень замороченным, и я всегда подзывал парнишку в комбинезоне, давал ему карту, говорил что-то типа «Please, fill to full tank», и он сам при мне вводил какие-то комбинации цифр, заполнял бак, оплачивал и отдавал мне чек. При этом он номер ID не требовался, он сам вводил только номер машины.

Стоимость бензина везде примерно одинаковая, но все же на разных заправках немного различается. Цена бензина колеблется в интервале 6,45-6,75 шекелей за литр, или по-нашему примерно 52-54 рубля. Учитывая нашу насыщенную программу, всего за 2 недели мы проехали по израильским дорогам 3650 км, купив 220 литров бензина и истратив на него 1470 шекелей (или 400 долларов, или около 12000 рублей). Легко подсчитать, что наша машинка потребляла, как ей и положено, порядка 6 литров на сотню километров.

И, наконец, чтобы закруглить эту тему, хочется добавить, что нашей первейшей задачей в первые дни стояла покупка атласа автомобильных дорог Израиля. В Москве его найти почему-то невозможно. В Израиле нам порекомендовали найти книжный магазин фирмы Steimatzki. Но это потом мы уже встречали эти магазины чуть ли не каждый день — и в Хайфе, и в Иерусалиме. А поначалу нам надо было найти хоть что-то.

В итоге нас направили в Хайфе в магазин русской книги, и там мы купили толстый атлас на русском языке с подробной схемой дорог и их нумерацией, с подробными картами нескольких десятков израильских городов и с указанием многих достопримечательностей. Удовольствие обладать такой штукой обошлось недешево — в 179 шекелей, или, чтоб было понятнее, в 49 долларов. Так что если кому понадобится, знайте — у меня есть. Учитывая амортизацию, могу с небольшой скидкой продать.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 04.11.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (1)


Игал
4 года назад

Re: Израильские дороги

Вы попали в Израиль в районе Дня Независимости, поэтому такое обилие флагов

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.