Морская болезнь. Фото с сайта taninfo.ru

Мне надоело во время путешествий зависеть от таблеток, и я взялась тренировать свой вестибулярный аппарат. Эти упражнения достаточно просты, не занимают много времени, заниматься ими может каждый.

22 сентября
День независимости Болгарии
День независимости

22 сентября – День независимости Болгарии. В этот день отмечается годовщина провозглашения суверенного Болгарского царства. До этого времени Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи.

Под дождем в Narsarsuaq

Из цикла «Путешествие в Гренландию». Часть 5

Маршрут поездки: Пенза — Москва — Oslo — Keflavík — Reykjavík — Narsarsuaq — Nuuk — Ilulissat — Kangerlussuaq — Copenhagen — Рига — Москва — Рузаевка — Пенза.
Даты поездки: 19.07.2012-24.08.2012

Язык ледника KuussuupНочью начался дождь. Утром он всё ещё продолжал идти. Дождавшись небольшого просветления, я собрал рюкзак и пошёл искать причал, чтобы переправиться в Narsarsuaq.

Пришлось пройти через весь Qassiarsuk. Уже на подходе к причалу я заметил хостел Tasermiut. Решил зайти и узнать, что и как. Внутри домик был довольно уютным. Я спокойно зашёл внутрь, но никого там видно не было. Я попробовал покричать. Из одной комнаты выглянул турист-англичанин и сказал, что хозяина хостела пока нет, но он скоро придёт.

Я решил дождаться его, тем более за окном опять полил дождь. Я прошёл в большую комнату, являющуюся столовой и библиотекой. На стене висел большой плоский телевизор, а около стены на полках стояли два компьютера.

Вскоре приехал хозяин, оказавшийся испанцем. Я спросил у него про инет. Хозяин хостела ответил, что 15 мин стоят 20 DKK. Я хотел попробовать купить билет через сайт airgreenland.com. Тем более здесь был не только Internet Explorer, но и Mozilla Firefox. В этот раз у меня получилось пройти дальше. Но когда я уже ввёл данные своей пластиковой карты и нажал «оплатить», выпало какое-то предупреждение на испанском.

Я позвал хозяина хостела и объяснил ситуацию. Он потыкал разные кнопки, но ничего не изменилось. И я так и остался в неведении, купил ли я билет или нет. Тем временем 15 минут уже кончились. Я взял ещё столько же, чтобы написать письма домой. Этого времени хватало впритык, так как набирать латиницей русский текст очень неудобно. На почту не пришло никаких электронных билетов, это давало повод думать, что оплата всё-таки не прошла.

Вскоре стали просыпаться обитатели хостела. Я спросил у испанца, можно ли переправиться через фьорд в Narsarsuaq. Он сказал, что места все заняты, но он спросит у хозяина лодки, сможет ли тот взять ещё одного человека. Цена у них была такая же, как и у Blue Ice Cafe — 175 DKK. Основной штат сотрудников Tasermiut состоял из испанцев, поэтому и туристы в основном были их соотечественниками. Меня согласились взять, в чём я не сомневался, так как лишние деньги, тем более наличные, никому ещё не мешали.

От хостела до пристани метров сто. Но когда пошли на переправу, начался сильный ливень. Вместо баркаса там нас ждал zodiac (большая резиновая моторная лодка). Переправа из Qassiarsuk в Narsarsuaq заняла минут десять. Дождь лил, не переставая. На другом берегу туристов встречала девушка на небольшом пассажирском фургоне. Я попросился с ними до аэропорта. Хотя там и недалеко, но мокнуть очень не хотелось. Она была не против. Пока ехали, я немного пообщался с ней на английском.

Когда приехали в аэропорт, я сразу пошёл к стойке регистрации, чтобы купить остальные билеты на самолёты. Сначала я хотел взять на рейс Narsarsuaq — Ilulissat. Ближайший дешёвый билет был только через неделю. Я решил брать его. На ближайшие дни остались дороже раза в два. Обошёлся мне билет в 4420 DKK (24021 рубль). После первой покупки, я, немного подумав, взял ещё один билет, но уже на рейс Ilulissat — Kangerlussuaq. За этот я заплатил 1525 DKK (8287 рубля). Мне не давала покоя моя, не понятно, оплаченная или нет, покупка через интернет.

Так как за окном продолжал лить сильный дождь, я остался в аэропорту. Купив билеты, я пошёл в туалет, где в кране была горячая вода, чтобы побриться и помыть голову. Сбрил двухнедельную щетину и привёл себя более-менее в порядок. За аэропортовой жизнью я наблюдал часов до трёх, пока шёл дождь.

Когда он перестал, я отправился по дороге в сторону Hospital valley, чтобы найти место для палатки и провести там ближайшие пару дней, а, может, и больше. Перспектива зависания в Narsarsuaq ещё целую неделю меня совсем не радовала. В Blue Ice Cafe я купил маленький баллон газа, так как большой у меня уже практически кончился.

Когда я дошёл до первой реки, через которую был мост, то увидел растущие на её невысоком берегу маленькие лиственницы. Я решил посмотреть, как там с местом под палатку. Результат оказался даже лучше, чем я ожидал. Рядом протекала река, берег был ровный и песчаный, вдоль него росли невысокие лиственницы, защищающие от ветра, да и с дороги меня было не очень заметно.

Раньше в этом месте стояли какие-то постройки, их фундамент и останки стен виднелись среди мхов и стлаников. На противоположном берегу остался даже деревянный полуразрушенный дом, который по неизвестной причине не стали разбирать до основания. Кроме лиственниц, явно кем-то посаженных, встречался стланиковый можжевельник. Река стекала со скальных уступов горного массива Mellemlandet и падала небольшим водопадом, который я видел с дороги и теперь от своей стоянки. В общем, место я нашёл очень даже удачное. Вечером дождь начался опять и продолжался почти до утра.

День начался с густого тумана. Часам к десяти он немного рассеялся, и я пошёл в «город» чтобы закупить продукты, так как пензенские запасы уже кончались. И ещё, чтобы заглянуть в интернет, посмотреть, не пришёл ли мне на почту криво оплаченный электронный билет.

В единственном магазине «Pilersuisoq» выбор был небольшой. Хлеб там не продавали вообще, только какие-то булки для хот-догов по цене 23 DKK за три штуки. Зато спиртного выбор был огромный и не по слишком запредельным ценам. Молоко в Гренландии одного производителя и трёх видов: светло-бежевая упаковка 0,3% жирности; голубая 1,5%; тёмно-синяя 3,5%, но последней в Narsarsuaq не бывает. Стоит литровая упаковка 13 DKK. Ещё я купил несколько дешёвых рыбных консервов по цене около 12 DKK за штуку, чтобы выбрать из них, которые получше. Самой хорошей оказалась банка с тунцом в масле. Кроме хорошей цены, она была под завязку забита вкусным мясом. Ещё взял консервированных фруктов за 22 DKK.

В интернет я решил зайти из Hotel Narsarsuaq. Девушка за стойкой выписала мне чек с паролями на 15 минут. Мне на почту пришло письмо с электронным билетом от airgreenland. Но открыть .pdf файл у меня не получилось. Я позвал девушку, она тоже попробовала открыть документ, но результат был таким же. Тогда она предложила переслать письмо на её адрес, чтобы распечатать его со своего компьютера.

Пока я это делал, время кончилось, и ей пришлось выделить мне ещё 15 минут, но уже бесплатно. Когда я получил распечатанные листы билета, то увидел, что они полностью идентичны выданным мне в аэропорту. Совпадал и номер. Странным было то, что второй билет на почту мне не прислали, хотя электронный адрес у меня спрашивали оба раза. В общем, airgreenland оказались мутной конторой.

Перед тем, как возвращаться на место, где я провёл предыдущую ночь, я зашёл на несколько часов в аэропорт. Просто, чтобы не сидеть в палатке. Вечером я решил, что на следующий день, если не будет дождя, пойду до ледника Kuussuup и дальше через Mellemlandet до Qooroq Ice Fjord.

Вечером, напротив меня, на другом берегу реки расположился мой коллега со своей палаткой. Я с ним не общался, поэтому не могу сказать, откуда он и как сюда попал. Он был уже не молод — лет пятидесяти, а может и постарше.

Утром погода хотя и была пасмурной, но без дождя. Я собрался и пошёл в сторону самого посещаемого места Narsarsuaq. Асфальт идёт до Hospital valley, где и заканчивается, делая петлю по всей долине. Судя по старым фотографиям в аэропорту Narsarsuaq, во время второй мировой войны внутри этой петли находились бараки американского госпиталя. Сейчас там осталась какая-то одиноко стоящая в тундре печка с трубой и чей-то жилой домик.

От поворота до Flower valley, идёт грунтовка, такая же, как и по берегу Eriksfjord. В долину она спускается очень круто. На перевале я видел одиноко стоящий в тундре среди камней новенький снегоход. Видимо, он остался там ещё с зимы.

Внизу грунтовка кончается и начинается хорошо протоптанная тропа. Flower valley очень широкая и больше похожа на наше поле, даже трава там такая же. Идти приходится по песчаному грунту, а не скакать по камням. Затем обходится невысокий скальный прижим. Сразу за ним в мутную реку с ледника Kuussuup впадает прозрачная речушка с массива Mellemlandet. По её берегу и проходит дальнейший путь.

В прозрачной воде я видел какую-то рыбу, но это были уже не пескари, а кто-то посерьёзнее. Тропа привела к крутой скальной стене, на которую предстояло забраться. Местами на сложных участках провешены толстые верёвки, но можно обойти и стороной. С их помощью лучше спускаться вниз. Наверху находится сразу несколько озёр. Тропа петляет по их берегам и приводит к крутым обрывам над ледником Kuussuup.

Язык ледника KuussuupЯзык ледника Kuussuup

Дальше мне предстояло перевалить Mellemlandet. Явной тропы видно не было. Я выбрал понижение в хребте и пошёл в его направлении. Петляя по склонам, я вышел на тропу. Она даже была помечена красными кругами на камнях. Значит, направление я выбрал правильно. Но уже перед перевалом отметки пропали, и тропа как-то растворилась в тундре.

Дальше пришлось идти по интуиции. Но к последнему из трёх больших озер на краю Mellemlandet я, всё-таки, вышел. Хотя не совсем там, где следовало бы. Пришлось сначала спускаться к воде, а потом идти вдоль неё по очень крутым склонам. Так я вышел к ручью, впадающему в озеро. Хотя погода была не солнечная, но пропотел я за этот переход довольно сильно. И, когда, наконец-то, дошёл до воды, я не мог не искупаться.

От смотровой площадки на ледник Kuussuup до озера идти чуть больше двух часов. Мошка здесь была, как и везде, а вот овец я не встречал.

На ночёвку я решил остаться там. Ночью начался дождь.