Семейное путешествие: грамотное планирование. Фото с сайта ppjournal.ru

Успех путешествия с детками во многом зависит от грамотного и детального планирования будущего путешествия. Что же нужно сделать, чтобы семейная поездка с детьми всем членам семьи принесла удовольствие и позитивные эмоции?

23 сентября
День рождения жевательной резинки

23 сентября 1848 года – День рождения жевательной резинки. Именно в этот день американец Джон Куртис у себя дома произвёл первую жевательную резинку и открыл промышленное производство резинки из сосновой смолы.

Ледники, озера и водопады Гренландии

Из цикла «Путешествие в Гренландию». Часть 3

Маршрут поездки: Пенза — Москва — Oslo — Keflavík — Reykjavík — Narsarsuaq — Nuuk — Ilulissat — Kangerlussuaq — Copenhagen — Рига — Москва — Рузаевка — Пенза.
Даты поездки: 19.07.2012-24.08.2012

Озеро, около которого прошла моя днёвкаУтром, так как шок прошёл, все раны заболели в полную силу. Пробовал походить, но перебитый палец при любой нагрузке отдавал острой болью. Нога хотя и ныла, но с палками я мог передвигаться, особо её не нагружая.

Рану на коленке я забинтовал и промыл одеколоном, заживала она у меня очень долго. Палец ноги я решил отмачивать в холодной воде озера. Это немного помогало и успокаивало боль. Весь день я провёл в «зализывании» своих ран.

Заштопал порванный рюкзак. Получилось практически как и было, этого ремонта хватило до конца поездки.

Погода была отличная, но всё портило большое количество мошки. Палатку открытой нельзя было оставить ни на минуту.

Следующее утро было немного пасмурным. Попробовал походить. С палками получалось вполне сносно. Я решил в этот день идти дальше.

Johan Dahl land Johan Dahl land

Начал с обхода большого и длинного озера, на берегу которого я провел две ночи. Обойдя его, я повернул на восток. Верхнее плато массива Johan Dahl land — это практически безжизненные каменные россыпи с тундровой растительностью по заболоченным берегам многочисленных озёр. Начались холмы состоявшие из камней с небольшими снежниками.

Количество мошки просто удивляло. Пришлось одеть москитную сетку. По карте из google earth было плохо понятно в каком направлении я иду. Хороших ориентиров видно не было, а окружающий пейзаж сбивал с толку своим однообразием.

Озеро Hullet и ледник SydglacierОзеро Hullet и ледник Sydglacier

Тем не менее, я вышел к большому озеру, очертания которого совпадали с изображённым на моей карте водоёмом. К вечеру я подошёл к озеру Hullet, в которое сползал ледник Sydglacier. Масштабность окружающего пейзажа впечатляла. Я попробовал подойти ближе к берегу. Спускаться пришлось по каменным россыпям из «живых» камней по крутому склону. К воде подходить я не стал. Палатку там ставить негде.

На ночёвку я решил идти к озеру на перевале в сторону озера Nordbo. После подъёма открылась широкая долина. Шёл я либо по траве, либо по мелкой и утрамбованной щебёнке. После прогулки по каменным россыпям Johan Dahl land это просто наслаждение. Озеро, у которого я хотел встать на ночёвку, оказалось райским местом. Подход к воде и дно были из крупного песка, а берега поросли травой и водяникой. После трудного дня купание в озере хорошо сняло мою усталость.

Озеро и ледник NordboОзеро и ледник Nordbo

Ночью я познакомился с одним из погодных явлений Гренландии — ветром föhn. Он дует со стороны центрального ледника и с очень большой силой. Палатка еле держалась, края тента хлопали как паруса. Кое-как я дождался утра. В этот день я планировал дойти до ледника Nordbo и если получится, вернуться обратно. Когда дошёл до одноимённого озера, то решил не идти вдоль его берегов, а срезать по холмам. Делать это пришлось по сильно заболоченным низинам с большими моховыми кочками и заросшим стланиковой ивой склонам.

Уже на подходе к леднику пришлось выйти ближе к берегу, но там стали появляться скальные прижимы. Обходил я их резко сбрасывая, а затем набирая высоту. Здесь ветер просто сбивал с ног. Приходилось даже упираться палками. На подходе к леднику появляются гладкие скалы и в такую погоду перемещаться по ним надо очень осторожно. Но дойти туда стоит. Открывшийся вид оправдал затраченные силы. Хотя погода и была пасмурной, но когда сквозь тучи проглядывали лучи солнца и падали на ледник, то его лёд сиял синим и голубым цветами. Вплотную подходить я не стал.

РучейНа обратном пути ветер дул уже в лицо, и я прочувствовал всю его силу. Из-за моего рюкзака моя парусность была большой, и когда я поворачивался боком, меня просто сдувало. Спрятаться было негде. Складывалось впечатление, что этот ветер дует сверху и везде. Идти было очень тяжело. Много нехороших слов я сказал в адрес этого явления гренландской погоды.

Когда ветер меня достал окончательно, я просто лёг на землю и притворился мхом. Это действительно помогло, ближе к земле порывы были не такими сильными. Я даже не мог представить, как буду ставить палатку и где. Но когда уже вернулся к исходной точке у восточного края озера Nordbo, то совершенно случайно нашёл спокойное место прямо у воды. Ближе к вечеру начался дождь, который шёл до утра. Ночью хоть и было мокро, но зато спокойно и я смог хорошо выспаться.

Наступило утро. Мокнуть не хотелось, но и сидеть в палатке тоже не имело смысла, и когда дождь немного перестал, я быстро собрался и начал обратный путь в цивилизацию. Обходить озеро Nordbo лучше на небольшой высоте, а не прямо по берегу.

После дождя всё было сырым и ноги быстро промокли. Чем ближе я подходил к месту, откуда из озера вытекала река, тем более крутыми и заболоченными становились его берега. В конце концов, я вышел к прижиму. Чтобы обойти его, пришлось круто лезть наверх. Но ожидаемый спуск вниз оказался слишком крутым и скалистым. Я решил не рисковать, а подняться на самую вершину сопки, чтобы уж точно обойти озеро.

Там меня застал сильный дождь. Чтобы не промокнуть окончательно, я поставил палатку и стал ждать лучших времён. Где-то через пару часов погода стала лучше и даже немного прояснилось. Я быстро собрался и начал спуск к первому озеру на реке Kukulooq.

Из-за того, что я набрал довольно приличную высоту, делать это пришлось по очень крутому склону с многочисленными скальными выступами. Но проход находить получалось, хотя и пришлось пропетлять. С левого ущелья вытекала довольно крупная река. Подход к ней сильно зарос ивовым стлаником. Идти через него дело малоприятное. Опять появилась мошка. Через реку удалось пройти по камням, не разуваясь. Дальше пришлось продираться через очень густые и высокие заросли ивового стланика.

Водопад после первого озераБерег озера был более свободным от них, и я пошёл в его направлении. Но радоваться было рано. Весь берег был очень сильно заболочен, а прошедшие дожди только это усилили. Но там я наткнулся на тропу, и какое-то время шёл по ней, пока она не пропала во мхах и стланике. В общем, надежды о лёгком треке пришлось оставить. Хотя вода в озере была мутная, в небольших прозрачных заводях, где она более или менее отстоялась, я видел маленьких рыбёшек.

После озера река текла спокойно всего несколько сот метров, а дальше падала непроходимым и высоким водопадом. Пришлось снова лезть наверх. Когда я вышел на перевал, то вид дальнейшего возможного пути вниз оптимизма совсем не прибавил. Из виднеющегося далеко внизу следующего озера река вытекала через скальные ворота, обходить которые тоже следовало бы верхом. Я решил не спускаться в долину, а продолжить подъём наверх. Но был уже вечер и я сильно вымотался, поэтому нашёл лужу побольше и поставил рядом палатку.

Второе озеро на реке KukulooqВ ночь начался дождь, который продолжался и утром. Когда он кончился, пополз очень густой туман с изморозью. Идти куда-то в такую погоду было глупо, и я стал ждать в палатке, когда немного прояснится. Пока сидел, прикинул дальнейший путь. Вдоль реки я решил не идти, так как не знал, что там будет дальше и возможно ли вообще вдоль неё спустится вниз. Потом в Blue Ice Cafe я на карте нашёл этот трек.

Тропа вниз по берегу реки Kukulooq начиналась после обхода второго озера. Но тогда я этого не знал и решил уходить в Johan Dahl land и возвращаться к Narsarsuaq через перевал. Но его ещё надо было найти, а пока стоял такой сильный туман, дело это было малоперспективным. К вечеру появился небольшой просвет и я решил хотя бы прорваться на верхнее плато к озеру, из которого вытекала река в ущелье слева.

Водопад на подъёмеНа подъёме вышел на красивый и высокий водопад. Сразу над ним и было озеро, на его берегу я и заночевал. Опять пополз туман и начался дождь. Решил, что на следующий день в любом случае иду искать проход через Johan Dahl land.

Утро было без дождя, но туман не рассеялся. Я достал компас, прикинул по карте, где я, и пошёл на юг. Низкая облачность не давала сориентироваться более точно. Снова начались каменные россыпи. Но теперь они были мокрыми и чёрные пятна лишайника, которые в сухую погоду увеличивали сцепление ботинка с камнем, теперь стали мокрыми и очень скользкими. Наступать на них следовало очень осторожно, а лучше вообще обходить стороной. Постепенно облака стали расходиться, и я увидел перед собой высокий хребет с несколькими понижениями. Сложно было понять, какое из них мне нужно.

Я пошёл через тот перевал, который был ко мне ближе. К тому же он казался совсем не сложным. Уже на подходе к перевальному взлёту встретились овцы. Это усилило мою уверенность в выборе правильного направления. Последние метры подъёма пришлось идти по большому снежнику, продолжавшемуся и за перевалом. Передо мной отрылась широкая и длинная долина с большими озёрами. Идти по ней было одно удовольствие. Заканчивалась она крутым спуском вдоль реки. Там уже стали попадаться следы присутствия людей и овечьи тропы. Вот я и вышел в то место, где проходил несколько дней назад. К этому времени облака рассеялись окончательно, и во всю сияло яркое гренландское солнце.

Гренландские озёраГренландские озёра

Казалось бы, что я должен был быстро найти обратный путь вниз, но меня смутили хорошо протоптанные овечьи тропы. Я пошёл по одной из них. Но она и не собиралась сбрасывать высоту, а вела всё время верхом. Около одного чистого ручья на небольшой травянистой полянке я решил сделать привал и просушить свои мокрые вещи. Даже немного позагорал и помылся.

Подлость овечьих троп в том, что они начинают разветвляться, и по какой идти дальше, совершенно непонятно. Так я забрался слишком высоко. Можно было бы идти по выбранной тропе до конца, но тратить время и силы на неизвестный результат не хотелось. Я начал спускать вниз коротким путём. Кроме того, что спускаться пришлось очень круто по скалам и крупным камням, очень сильно всё это усложняли густые заросли каменной берёзы.

Я попал в настоящий лес, хоть он и был моего роста, но продвижению вперёд он мешал очень сильно. Попытки найти проход тоже ни к чему не привели. Появлялись короткие обрывки троп, вновь исчезающие в следующих кустах. Намучался я с этой берёзой от души. Не знаю, где я шёл до этого, раз обошёл весь этот лес стороной. Вышел я к инуитской свалке уже поздно вечером, и очень был рад возвращению в цивилизацию. Можно было просто идти по дороге, пусть и грунтовой, а не скакать по камням, не шлёпать по болоту и не ломится сквозь стланик.

Грунтовка привела к небольшому дому в скандинавском стиле. Я очень хотел пить, но решил пройти дальше до фермы, от которой я начал путь неделю назад. Когда дошёл до неё, то увидел девушку, развешивающую бельё для сушки. Я попросил у неё попить. Она спросила меня, что мне принести — воды или ещё чего-то. Я попросил молока, так как думал, что у фермеров должны быть коровы. Но в Гренландии из скотины есть только овцы и лошади, поэтому молоко оказалось покупным. Девушка налила мне половину кружки.

Из дома вышли её родственники. Я спросил у них, можно ли переправится через реку обратно в Narsarsuaq, и сколько километров по дороге вокруг фьорда до Qassiarsuk. Девушка позвонила своему дяде, живущему в доме, который я прошёл ранее, и спросила, сколько это будет стоить. В этот раз через реку обещали перевезти на тракторе и всего за 200 DKK. Я ещё раз убедился в том, что, если поискать, то можно найти и дешевле, даже здесь. До Qassiarsuk двадцать километров.

Я поблагодарил семейство инуитов и сказал, что завтра утром, если решу возвращаться в Narsarsuaq, то зайду к ним. Набрал у них воды в свою литровую бутылку и в котелок, так как поблизости ручьев и озер не предвиделось.

Надо было найти место для палатки. Хотелось заночевать на берегу фьорда. Я решил пройти немного дальше по дороге и посмотреть, насколько это реально. Фермеры выращивают траву на сено и защищают эти небольшие луга от овец проволочными заборами. Где проходила дорога, были либо ворота, либо трубы в земле, как в Норвегии.

Я прошёл несколько поворотов и увидел небольшой клочок земли, заросший пышной травой, и спускающийся прямо к самому берегу. Там я и разбил свой лагерь. Искупался в холодной воде фьорда, она была совсем не солёной. В пышной траве я случайно обнаружил густые пучки молодого щавеля. Мне очень не хватало растительной пищи и витаминов, поэтому я набросился на него с большим аппетитом.