Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Изучение английского языка

Ни для кого не секрет, что качество обучения заграницей значительно выше, чем в школах, расположенных в странах СНГ. Возможно, по цене они будут отличаться, но если вы настроены на серьезный языковый прогресс, задуматься об обучении за рубежом таки стоит.

сегодня

26 мая
День матери в Польше
День матери

26 мая – День матери в Польше. Это красивый и теплый праздник, как по времени года, так и по душевному состоянию. В этот день принято дарить цветы своим матерям, а также оказывать знаки внимания и любви.

Забег по парижским музеям


Из цикла «Я вышел пройтись в Латинский квартал». Часть 2

ЛуврПосле прогулок по городу у нас начался марафон по парижским музеям. С одной стороны, а что еще делать в Париже в последнюю неделю ноября? А с другой стороны, мы это и так планировали. У старшей дочери появился интерес к музеям, но в Москве с этим как-то не сложилось. Летом оказалось проще добраться из Сорренто до Археологического музея в Неаполе, чем осенью из Люблино до Третьяковки. Зато, выбравшись в Париж, возможность использовали по полной.

По поводу музейной программы Гугль сказал, что оптимальнее всего брать музейную карту. С ней и дешевле выходит (можно посещать в любой музей из огромного списка) и, главное, нигде не нужно стоять в очереди — обладатели карт идут через вход для групп. А про то, где это брать, был отзыв с информацией, что карту можно купить в любом музее, но проще всего это сделать в каком-нибудь малопосещаемом, например, в Клюни. Музей средневековой истории Парижа в бывшем аббатстве Клюни находился в буквальном смысле за углом. Туда-то мы и направились.

Музей КлюниПомимо основной цели — приобретения карты, сам музей Клюни оказался довольно интересным. Экспозиция посвящена периоду раннего и высокого средневековья, от которого осталось довольно мало материальных свидетельств. В одном из залов на средневековых инструментах играл оркестр и заунывная музыка по вентиляционным каналам разносилась по соседним помещениям. После 15 минут такой музыки у старшей дочери появились сомнения, что быть принцессой так уж хорошо.

В музее Клюни мы обратили внимания на большое количество школьных экскурсий. В Париже посещение музеев для детей школьного и дошкольного возраста бесплатно, поэтому школьников водят туда для закрепления программы.

Следующим музеем, на котором мы опробовали приобретенные музейные карты был музей Орсе. На набережной он выделяется среди окружающих зданий характерной архитектурой бывшего вокзала и скульптурами животных перед входом.

Длиннющая очередь на входе намекала, что идея с абонементом была исключительно правильной. Уточнил у охранника на входе, куда же нам с нашими бумажками податься — оказалось, что вход для групп и счастливых обладателей музейных карт с дальней стороны относительно набережной, где мы без всякой очереди зашли. Около него находится ряд женских фигур, олицетворяющих континенты: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку (они сидят, полуповернувшись друг к другу) и Австралию.

Скульптура перед музеем ОрсеОлицетворение континентов перед музеем ОрсеЧасы музея Орсе


Как уже было сказано выше, музей занимает здание железнодорожного вокзала, обслуживавшего линию Париж-Орлеан. Перестройка вокзала в музей началась во времена правления президента Помпиду и завершилась в 80-х при Миттеране. Музей охватывает промежуток времени с середины XIX века по 1915 год и заполняет диапазон времени между коллекцией Лувра и экспозицией Музея современного искусства. Переемственность хорошо чувствуется, поскольку Лувр расположен на противоположном берегу Сены и виден через циферблат часов на фасаде музея Орсе.

Детям очень понравилось находиться внутри часов, взрослым, впрочем, тоже ввиду наличия там кушеток. Все-таки это был верхний этаж, и мы уже прошли половину экспозиции. А впереди была классика импрессионизма. Тут-то мы и поняли, как отличить подлинные шедевры от рядовых произведений, представляющих направление. Только в направлении наиболее особо ценных экспонатов наша младшая дочь бросалась вперед с намерением совершить акт вандализма. Хотя, с ее точки зрения, вероятно, это было существенное улучшение произведения искусства. Во всяком случае, перед «Кувшинками» Моне ее удалось перехватить в полете. Около «Завтрака на траве» Мане — тоже (да-да, я помню: Моне — пятна, Мане — люди).

Дом инвалидовИз музея Орсе мы отправились к Дому инвалидов (это комплекс сооружений для ветеранов, построенный во времена Людовика XIV). Мы хотели посетить могилу Наполеона, но попасть туда оказалось возможным только через Музей армии. Это, конечно интересно, но не с двумя маленькими девочками. Хотя, старшая в свое время с интересом наводила зенитку в Пертопавловке.

Тем не менее, знаменитую надпись «Последний довод королей» (Ultima ratio regum) на казенной части французских пушек, я жене показал. Раз уж проведать Наполеона не получилось, мы направились в музей Родена, который расположен напротив Дома инвалидов.

При имени Роден сразу вспоминается его хрестоматийный «Мыслитель». Гораздо менее известно, что эта скульптура задумывалась как часть более грандиозной композиции. Ей должны были стать Врата Ада для Музея декоративного искусства в Париже. Музей так и не был создан, но невзирая на это, Роден продолжал работу. При жизни Родена Врата так и не были завершены, их отлили в бронзе уже после его смерти.

Мыслитель РоденаВрата АдаВорота баптистерия Санта-Мария-дель-Фьоре


Создавая эту скульптурную композицию, Роден вдохновлялся воротами баптистерия флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Так же сюжеты черпались из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Часть сюжетов композиции обрела самостоятельную жизнь, став отдельными скульптурами, высеченными из мрамора или отлитыми в бронзе. Такими стали «Мимолётная любовь», «Поцелуй», исключённые из композиции «Адам» и «Ева» и, естественно, «Мыслитель».

Изначально «Мыслитель» задумывался как скульптурный портрет Данте, наблюдающего за порождениями своего воображения. Позже Роден трансформировал его в универсальный образ поэта, художника и творца. Но мысль о том, что в душе творца творится ад, осталась.

Некоторые скульптуры представлены в нескольких вариантах, причем иногда весьма далеких от того, что получилось в итоге. Например, статуя Пьера де Виссанта, задумывышаяся как часть памятника «Граждане Кале».

Эскизы статуи Пьера де ВиссантаГраждане Кале


На входе в музей Родена детям выдали наклейки. По ходу осмотра музея и парка Марина (младшая дочь) эту наклейку потеряла и устроила истерику. Чтобы успокоить ребенка, мы выпросили для нее еще одну. И вот после 10 минут заунывных завываний, ведя еще всхлипывающую девочку, мы вышли из музея. Через 5 метров всех пробивает на хи-хи — там стоит столб, от основания и на 3 метра вверх, покрытый этими кружочками. Вот зачем они были нужны!

Столб для наклеекПарижане продолжают шутить


А на асфальте обнаружилось еще одно произведение современного искусства. Парижане продолжают шутить.

Собственно в походах по музеям Орсе и Родена мы пережидали непогоду. Дождавшись на следующий день благоприятного прогноза, мы загрузились на RER, естественно, с французскими уличными или метрошными музыкантами внутри в гомеопатических дозах. Причем на двух уровнях электрики играли разные группы.

Версаль. Памятник Ленину на броневике.Пустынный Версаль


На подходе к Версальскому дворцу, как и положено, нас встретил памятник Людовику XIV. В Париже и окрестностях он вполне эффективно заменяет памятники Ленину. Первый раз я был в Версале в августе, и тогда пространство перед дворцом заполняла толпа туристов, жаждавшая попасть внутрь. Сейчас же был конец ноября — холодно, серо и сыро, и Версаль был практически пустынный.

Версальский дворецЕсли пятнадцать лет назад меня больше интересовал парк, тем более, что туда можно было попасть без ожидания в гигантской очереди, сейчас хотелось посмотреть и дворец. Парк тогда вызвал чувство разочарования — фонтаны не работали (и это в августе!), да и сам парк находился в удручающем состоянии с мертвыми деревьями и размытыми дождями дорожками.

В общем, после нашего Петергофа потрясение невообразимое, усиливаемое знанием того, из какого состояния Петергоф был восстановлен после войны. А с тех пор в 1999-ом по Версалю прошелся ураган, что, естественно, блеска парку не добавило. Но если не сильно отходить от дворца, то разруха в парке почти не заметна. Зато можно насладиться видом дворцового ансамбля и узнаваемым пейзажем Версальского парка.

Классическая перспективаСкульптуры у фонтанов


Ожидать, что в ноябре включат фонтаны, если они не работали в августе, было глупо. Собственно, там историческая проблема с водоснабжением, причем еще начиная с эпохи Людовика XIV, когда, создавая парк фонтанов, превысили возможности гидросистемы Версаля. Последующие попытки решить эту проблему к успеху так и не привели. Увидеть парк во всей красе можно только на Праздник фонтанов.

Поэтому на чудеса мы не надеялись, посмотрели на скульптуры около фонтанов перед фасадом дворца и поехали на экскурсионном поезде к Большому и Малому Трианону. Эта часть парка была мне незнакома, поэтому я с интересом взглянул на эти дворцы.

Большой ТрианонМалый Трианон


Большой Трианон — дворец, который был построен во времена царствования Людовика XIV. В отличии от Версальского дворца, Большой Трианон планировался, как место уединения, где король отдыхал среди буколических пейзажей. Не знаю, какими были ландшафты в эпоху Людовика XIV, но сейчас там вполне деревенское окружение — неподалеку пасутся овцы и лошади.

Находящийся рядом Малый Трианон был подарком Марии Антуанете от Людовика XVI, а строился он по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур. Правда, до завершения строительства мадам Помпадур не дожила. Из Трианона не виден ни Версаль, ни Париж, и королева тут отдыхала от суеты двора. Даже король не мог посещать Трианон без ее приглашения.

Дракон, пожирающий чайкуВвиду нехватки времени Большой и Малый Трианон мы не посетили, и под накрапывающим дождиком вернулись в Версальский дворец. Как уже писал выше, очереди на входе там не было, да и по музейной карте мы все равно бы прошли внутрь без проблем (кстати, Версальский дворец отбивает треть ее стоимости).

Дворец является именно тем, ради чего стоит посетить Версаль. Сверкающий позолотой и благолепием убранства, дворец стал тем образцом, которому потом подражали, хотя детально и не копировали, почти повсеместно в Европе. Но началось все здесь с замысла короля-солнца.

Версаль, Зеркальная галереяВерсаль, Мраморный двор


В эпоху Людовика XIV стартовали два грандиозных проекта: перестройка Парижа вокруг уже упоминавшихся двух исторических осей и строительство Версаля. Хотя, до Людовика XIV тут был королевский охотничий замок, в дальнейшем он был снесен, и сейчас на его месте находится Мраморный двор. Опасаясь народных волнений (и не без причины, поскольку на детство Людовика XIV приходилась Фронда), король предполагал сделать Версаль своей постоянной резиденцией. Отсюда грандиозность задумки. Строительство же фактически с нуля позволило создать проект, отличающийся гармоничностью и целостностью. Этого результата и достигли величайшие архитекторы своей эпохи: Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, а так же создатель парка — Андре Ленотр (он же создал примыкающий к Лувру сад Тюильри).

Версаль, Галерея героев войны 1812 года.Версальский дворец был одним из центров европейской и мировой политики — здесь заключались многие международные договоры. Здесь был заключен договор, завершавший войну за независимость США, здесь была принята Декларация прав человека и гражданина, здесь, после поражения в Франции в Франко-Прусской войне, была провозглашена Германская империя, и тут же, но по окончании Первой мировой войны, был подписан договор, фиксирующий послевоенное мироустройство — известный теперь как Версальский договор.

© Фото автора

Опубликовано: 13.06.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.