Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Летний отдых для малышей

Ребенок утяжеляет багаж как минимум на пять собственных масс. Просто удивительно, как много надо такому маленькому существу. Хорошо, что теперь практически во всем мире можно купить привычные товары.

сегодня

22 июня
Началась Великая Отечественная война
Началась Великая Отечественная война

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия и население страны не были к этому готовы. В первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов.

Я вышел пройтись в Латинский квартал


Из цикла «Я вышел пройтись в Латинский квартал». Часть 1

Вид на Нотр Дам с набережной Сент МишельНачалось все с того, что у нас возникла идея взглянуть на новогоднюю Европу. Вспоминая места, где я побывал зимой, я решил, что Париж будет наилучшим вариантом. Однажды на Старый новый год я выбирался туда с коллегами, и несмотря на уже завершившиеся праздники, новогоднее настроение все еще чувствовалось.

Первая попытка отправиться в Париж была неудачной — мы слишком поздно стали собираться, соответственно билетов уже не было, даже дорогих. И вот, спустя год, возникла более здравая мысль — а зачем ехать непосредственно на Новый год? Праздничной иллюминацией город украшают примерно за месяц до католического Рождества, и тогда же там развертываются рождественские базары. Опять же, у нас по начало декабря были действующие шенгенские визы (спасибо итальянцам). И главное — новогоднее настроение у парижан в это время уже есть, а безумных толп туристов, приехавших на праздники, еще нет.

Вид на остров Сите с моста Дез-АрКак только решение созрело, дальше все пошло по накатанной дороге, причем несколько моментов неожиданно порадовали. Летом в Западную Европу, наконец то, пустили Трансаэро, что уменьшило расходы на билеты в полтора раза. Разобравшись с билетами, я приступил к бронированию жилья и с тоской обнаружил, что бюджетные варианты сосредоточены в основном в районе пляс Пигаль.

Гостиницы-то там нормальные, мы даже в одной останавливались 15 лет назад, но район весьма специфический — средоточие секс-шопов и кабаре со стриптизом. Соответственно, в переулках негры и страшные в эстетическом плане проститутки. Перспектива заехать туда с детьми совсем не радовала. И тут среди этого небогатого набора вариантов, как белая ворона — гостиница в центре Латинского квартала. От этого района еще в первые поездки у меня остались самые положительные впечатления, поэтому мгновенно поставил резерв на номер и облегченно выдохнул.

Отъезд прошел весьма буднично — в назначенный день просто встали в обычное время, загрузились в такси в аэропорт Домодедово. Старшая дочь за несколько недель перед отъездом услышала оброненную нами фразу: «Главное, чтобы дети не заболели», и теперь весь путь к аэропорту она старательно пыталась скрыть кашель. Когда, наконец, прошли регистрацию, мы ее успокоили: раз багаж сдали, можно спокойно кашлять — назад мы уже не поедем.

В Париж мы прибыли через аэропорт Орли. Таким путем я туда приезжал впервые, да и вообще впервые прилетел в Париж на самолете. Предыдущие визиты начитались с приезда на Лионский вокзал (Gare de Lion), куда я попадал из Женевы, где тогда работал в ЦЕРН-е. Участвуя в строительстве Большого адронного коллайдера, я часто бывал в Швейцарии в командировках. Естественно, свободное время там тоже выпадало, а дорожный указатель «Париж 543 км», мимо которого периодически случалось проезжать, быстро наталкивал на мысль: А не съездить ли туда на выходные. В итоге, несколько выходных я там и провел, как сам по себе, так и в компании с коллегами.

Стоит отметить, что в России отношение к Парижу несколько религиозное, особенно в советские и ранние постсоветские времена. В те времена поездка в этот город рассматривалась чуть ли не как паломничество, своего рода хадж. Да и сейчас это во многом осталось так же. Почти по пословице «Увидеть Париж и умереть», путь даже та изначально была про Неаполь. Когда в детском саду, куда ходит старшая дочь, мы сообщили о поездке, воспитательница попросила: «Хорошо, но от вас тогда рассказ о Париже с фотографиями». На это мы: «Без проблем. А еще мы можем про Италию рассказать.» В ответ было: «Про Италию не надо, а вот про Париж…»

Из Орли до центра Парижа мы добирались на метро, точнее на его разновидности — RER. До самого аэропорта метро не ходит, но от терминала до ближайшей станции можно добраться, воспользовавшись линией Orlyval, где ходит небольшой поезд наподобие бешеного трамвая, двигающийся в автоматическом режиме без машиниста между терминалами Орли и станцией RER. Кстати, до аэропорта Шарля де Голя на RER можно добраться без пересадок, причем это та же линия В, что идет до Орли. На RER мы добрались до набережной Сен Мишель (там находится большой транспортный узел, где пересекаются несколько линий метро), откуда уже пешком дошли до гостиницы.

Вход на станцию Сент МишельВход на станцию Maubert


Раз уж метро — это то, с чем турист сталкивается в Париже почти сразу, стоит рассказать о нем чуть подробнее. Париж часто сравнивают с швейцарским сыром, за сложную и протяженную систему туннелей под его поверхностью. Сначала это была сеть катакомб, где добывался известняк для построек, устраивались склады и винные погреба, а также производились захоронения. В современное время парижане на этом не остановились и дополнили катакомбы разветвленной системой метрополитена.

Парижское метро может поставить неподготовленного туриста в тупик, хотя в целом там все достаточно логично и довольно удобно — нужно только понять их систему. Подземка там делится на собственно метро и RER — пригородные электрички, которые внутри Парижа ходят как метро в туннелях, и на которые распространяется действие стандартных городских билетов. Существенный момент с RER — они отделены от линий метро своими турникетами, через которые можно пройти только по билету. Сделано так специально, чтобы взявшие билет на одну или несколько остановок в пригороде, не ехали до Парижа. В общем, выбрасывать билет категорически не рекомендуется, иначе будут проблемы с прохождением таких турникетов. Турникет по своему устройству, как правило, — аналог разрезалки пополам из Принца Персии только с вертикальными створками в человеческий рост. Если замешкаться, зажимает очень больно.

Парижский билетПарижское метро выглядит достаточно непритязательно. Никакого мрамора и гранита, все просто и функционально. Входы на станцию — это просто дырки в тротуаре с лестницей или эскалатором. Переходы между линиями идут под землей, и там по туннелям в ряде мест можно бродить весьма долго. Например в районе вокзала Сен Лазар переходы растянулись почти на две остановки до Оперы. Из-за того, что пути находятся в центре зала, а платформы по краям, нужно внимательно смотреть на указатели, чтобы не промахнуться со стороной (и соответственно помнить, какая конечная остановка соответствует нужному вам направлению).

Одна из особенностей парижского метро — поезда там передвигаются на резиновых колесах, чтобы не сотрясать здания сверху. А вот по линиям RER ходят обычные электрички, причем по линии C двухэтажные, поэтому из-за шума их пути пролегают очень глубоко. Маршруты RER имеют собственное наименование, например, маршрут RER C до Версаля называется Vick.

Вид из головного вагона автоматического поездаА вот ручки на дверях вагонов метро постепенно вымирают. Раньше, чтобы выйти из вагона, нужно было потянуть за ручку, иначе дверь не откроется. Сейчас центральные линии Парижа переводят на автоматические поезда (совсем без машиниста), и двери там теперь полностью автоматические, как в отечественном метро. Соответственно, на станциях теперь построены стеклянные заборчики со своими дверями, которые отделяют платформу от путей.

В первом вагоне, к радости детей, получивших еще один аттракцион, можно встать в голове состава и наблюдать, как поезд идет по туннелю (кабина машиниста там отсутствует как класс). Как я уже писал выше, такая же автоматическая линия соединяет терминалы Орли с линией RER. Думаю, что про парижское метро уже достаточно.

Мы остановились в небольшом отеле Мариньян (Marignan) почти в самом центре Латинского квартала. Лифта в отеле не было, и в номер надо было подниматься по винтовой лестнице, что, впрочем, было не очень страшно, так как мы жили на втором этаже. Телевизора в номере не было, зато имелся бесплатный WiFi. Короче, все что надо, но без особых излишеств.

Местоположение гостиницы было вне всяких похвал: 100 метров от Сорбонны, почти в центре треугольника, образованного Нотр-Дамом, Пантеоном и Люксембургским дворцом. В районе почти не встретишь негров и арабов, зато полно французских студентов. Книжные магазинчики, библиотеки, маленькие симпатичные ресторанчики и кафе. Очень тихий и симпатичный район, где еще чувствуется дух Парижа, знакомый по книгам.

СорбоннаПереулки Латинского квартала


Ресторанчики Латинского квартала (а они там заполняют несколько кварталов между набережной Сен-Мишель и бульваром Сен Жермен) обратили на себя внимание еще в первые поездки, но тогда в силу разных обстоятельств не было возможности туда зайти. Оставалось только горестно вздыхать, вдыхая ароматы готовящихся там яств. А ароматы стояли весьма аппетитные, ведь в некоторых ресторанчиках жаровни вынесены прямо на улицу. А еще можно было наблюдать стеллажи с рыбой, моллюсками и ракообразными на входе в заведения, специализирующиеся на морской кухне. Любую тварь со стеллажа можно выбрать и попросить тут же приготовить.

В этот раз упущенное удалось отчасти наверстать. Вкусно. Но дорого. Мы-то за последние годы привыкли к итальянским ценам, где за 40–50 евро нам вчетвером можно очень хорошо пообедать. А тут цену стандартного обеда приходилось, как минимум, умножать на полтора.

Впрочем все было не так уж печально, и в первый же день у нас нашелся очень неплохой вариант для ужина. По пути к гостинице мы набрели на расположенные на соседней площади: магазин с рыбой и мясом, магазин сыров и прилегающую к нему винную лавку. Все располагалось компактно, витрина к витрине — 10 минут, и все, что нужно, уже куплено. Там мы брали готовые салаты и мясные блюда, сыры, фуагра и вино, чтобы потом устроить в гостинице походный ужин.

ПерекускиКаки


На овощном лотке около одного из магазинов мы обнаружили фрукт с названием на ценнике: Kaki. Так французы называют хурму. Однажды рядом с ней на соседнем лотке выложили китайские яблоки Nashi. Сочетание «Наши каки» на ценниках смотрелись совсем бесподобно.

Возвращаясь к ресторанчикам, стоит вспомнить шикарный неологизм, подсмотренный в меню на русском в одном из заведений недалеко от музея Орсе. Там был обнаружен раздел: «Перекуски». В общем то, логично. Забежали перекусить — вот вам, все что нужно, и голову ломать не надо! Меню на русском в Париже, кстати, — вполне обычное дело. Зачастую может и русскоговорящий персонал обнаружиться.

Поскольку первый день был посвящен переезду, а потом отдыху от этого переезда и обследованию окрестностей гостиницы, прогулки по Парижу у нас начались на следующее утро. Куда отправиться в первую очередь, вопрос не стоял — естественно, к Нотр-Даму. Тем более, от гостиницы до него было всего 10 минут ходьбы со скоростью трехлетнего ребенка.

Нотр ДамНотр Дам. Служба.


В общем то, я всего лишь продолжил старую традицию, так как до этого все мои визиты в Париж также начинались с похода к Собору Парижской богоматери. Нотр-Дам расположен на острове Сите, и тут находится исторический центр города. Вполне логично знакомство в Парижем начинать именно отсюда.

На этот раз, благодаря раннему выходу (все-таки три часа разницы относительно Москвы), мы попали на утреннюю службу. Величественное сооружение, прихожане, благоговейно слушающие священника, звуки органа, заполняющие помещение, — собор был наполнен жизнью и уже не выглядел бездушной туристической достопримечательностью.

Нотр Дам. Виден угол между осями крыши.Нотр Дам является одним из шедевров французской готики, и считается духовным центром Парижа. В его архитектуре заметен переход от романского стиля Нормандии к легкости линий и вертикалям, присущим готике, зарождавшейся в то время во Франции.

Но все это можно подсмотреть в путеводителях. Менее известно то, что собор задает оси, в направлении которых впоследствии выстраивалась планировка всего Парижа. Направление оси алтарной части собора смещено немного влево относительно оси нефа. Это хорошо заметно, если смотреть на направления осей сводов. По средневековым обычаям, это символизировало голову Христа, которая при распятии упала на правое плечо.

Кроме того, сами углы относительно сторон света выбраны весьма сознательно. Угол 26 градусов, под которым сориентирован неф, соответствует направлению на точку заката солнца в дни праздников Архангела Михаила и Преображения Господня. Под тем же углом сориентированы Елисейские поля и Сады Тюильри, образующие главную архитектурную ось Парижа. Ось алтарной части (23.5 градуса) соответствует точке заката солнца в дни летнего солнцестояния. По этой оси сориентирован Лувр.

В ориентации средневековых соборов по астрономическим событиям нет ничего необычного, поскольку Церковь в те времена была основным хранителем разнообразных знаний. В частности, она занималась поддержанием календаря, и во многих соборах есть приспособления для определения дат значимых событий. Немаловажную роль в этом играла точная астрономическая привязка сооружений.

Нотр Дам. Люстра из экспозиции музея.Нотр Дам. Надгробие.


Внутри собора есть небольшая экспозиция, посвященная его истории. Там можно посмотреть на макеты, иллюстрирующие процесс строительства, а так же предметы интерьера, относящиеся к прошлым столетиям. Строительство собора началось в XII веке и продолжалось почти два столетия, при этом в нем принимало участие множество архитекторов, из которых главными создателями собора считались Жан де Шель и Пьер де Монтрей, до этого построившей неподалеку на том же острове Сите собор Сент Шапель (Святую Капелу).

Собор долгое время служил для проведения коронаций, бракосочетаний венценосных особ, а так же для похорон королей и высшего духовенства. Во время Великой французской революции собор был разграблен, витражи были разбиты, а могилы разрушены. Робеспьер даже предполагал снести «твердыню мракобесия», но до реализации этого намерения не дошло. Вместо этого Конвент превратил собор в Храм разума.

Нотр Дам. Элементы фасада.Восстановление собора началось четверть века спустя после окончания Наполеоновских войн в 1841 году. Тогда были восстановлены разрушенные статуи и расчищена площадь перед фасадом, собор обзавелся шпилем, а на башнях появились знаменитые химеры.

Совсем недалеко от Нотр Дама находится уже упомянутая Святая Капелла или Сент Шапель. Этот собор задумывался Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного Константинополя и приобретенных французской короной. В средние века это был распространенный способ привлечь в город туристов паломников. Примерно так же в то время приобрели реликвии Турин, Венеция, Бари и Амальфи. Святая Капелла была построена в рекордные для тех времен сроки — всего за четыре года, и была освящена в 1248 году.

В настоящие время Сент Шапель фактически расположена на территории министерства внутренних дел. Все-таки историческое наследие дает знать — рядом Консьержи, бывший королевский дворец, ставший после переезда королей в Лувр городской тюрьмой. На противоположной от него стороне острова Сите находится набережная Орфевр с управлением криминальной полиции Парижа, известным по книгам о комиссаре Мегрэ.

Сент Шапель. Нижняя капела.Сент Шапель. Верхняя капела.


Сент Шапель имеет два уровня: нижнюю капеллу, освященную в честь Девы Марии, которая была предназначена для придворных, королевской гвардии и слуг, и верхнюю, где находились реликвии, и которая предназначалась для короля и его ближайшего окружения. С верхней капеллой мне хронически не везет. Первый раз я там побывал, когда небо Парижа заволокло грозовыми тучами. В этот раз погода опять не радовала, и насладиться знаменитыми средневековыми витражами в полной мере вновь не удалось.

Букинисты на набережной Сент МишельНабережные около Нотр-Дама издавна оккупированы букинистами, и их лотки тянутся до моста Дез-Ар (pont Des Arts). Сейчас тут, в основном, торгуют сувенирами, но и книги тоже встречаются, хотя в куда меньшем количестве, чем 15 лет назад, когда я там был в прошлый раз.

Там же, напротив Нотр-Дама на улице Бушери находится знаменитый магазин «Шекспир и Ко». Он был основан американкой Сильвией Бич в 1921-ом году и тогда находился на улице Одеон в районе бульвара Сен Жермен. Здесь впервые в Европе зазвучали Хемингуэй и Фицджеральд. Этот магазинчик посещали Бернард Шоу, Поль Валери, Андре Жид, Эзра Паунд и Джеймс Джойс. Сильвия Бич первая напечатала роман Джойса «Улисс», запрещенный цензурой. (Кстати, а есть ли те, кто дочитал его до конца? Я не смог.) Во время оккупации тот магазин был закрыт.

В 1951 году другой библиофил Джордж Вайтман, тоже американец по происхождению, открыл маленький книжный магазинчик на Бушери 37, и назвал его «Мистраль». В своем магазине он расставил кровати, чтобы молодые талантливые писатели, которые нуждались в помощи, могли здесь жить и работать.

Он покупал книги на блошиных рынках и тут же на набережной у букинистов и, в итоге, собрал великолепную коллекцию редких книг. В 1964 году, с разрешения Сильвии Бич, он переименовал свой магазин в «Шекспир и Kо». Магазин стал главным местом встреч творческой интеллигенции шестидесятых. Писатели и сейчас имеют право остановиться здесь на некоторое время, с тем условием, что они будут работать в магазине по часу в день.

Шекспир и КоШтамп магазина


В этот раз мы туда не заглядывали, поскольку две маленькие девочки могут устроить разрушения, сравнимые с последствиями прохождения торнадо. Но в прошлый раз, 15 лет назад, я туда заходил, и запомнилось, что там было очень тесно. Практически все свободное пространство внутри заполнено книгами, и продвигаться можно только боком. На приобретенные там книги продавцы ставят штамп с названием магазина и надписью: «нулевой километр Парижа».

Около Нотр Дама мы обнаружили остановку красных двухэтажных экскурсионных автобусов. Несмотря на ранний час, там уже стоял автобус со скучающим водителем, что для Франции очень не характерно (в смысле, чтобы вовремя и кто-то уже был на рабочем месте). Поскольку дождя на тот и следующий день синоптики не напрогнозировали, мы решили взять билеты сразу на два дня, благо разница в цене там была чисто символической. Более того, с детей ничего не взяли, хотя бесплатный проезд там заканчивается с шести лет. Водитель посмотрел на нашу Нину, и сказал: «Девочка, тебе сегодня пять лет!» Это тоже не очень характерный для, Франции момент — обычно, если есть возможность, получить с тебя деньги, ей пользуются. Зато у нас на два дня появилось средство передвижения по центру Парижа, которое мы по полной программе задействовали.

Отель де вильПлощадь согласия. Обелиск и Башня.


Отправившись в путь от Нотр-Дама и издали взглянув на Отель-де-Виль (здание мэрии) на северном берегу Сены, мы вывернули обратно на набережную Сент-Мишель и направились в сторону музея Орсе. Очень быстро выяснилось, что про Париж я могу рассказать не хуже аудиогида, тем более, что тот постоянно отключался.

© Фото автора

Опубликовано: 08.06.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (1)


nyarosh
4 года назад

Re: Я вышел пройтись в Латинский квартал

Классно! Роскошные фотографии, хорошо, кратко, красиво

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.