Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Детский музей ZOOM в Вене. Фото с сайта venagid.ru

Огромный интерактивный центр, находящийся в самом центре Музейного квартала, можно смело назвать самым интересным музеем для детей всех возрастов.

сегодня

28 апреля
Состоялся полет в космос первого космического туриста
Состоялся полет в космос первого космического туриста

28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Т.Мусабаевым и Ю.Батуриным и первым космическим туристом американским миллионером Деннисом Тито на борту.

Экскурсия по Мехико


Из цикла «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Часть 2

2 день, 15 марта  2010 г. – понедельник, Мехико 

Определив вчера время встречи на сегодня (8.30), встали в 7 утра, и пошли на завтрак. Услышав за столиками русскую речь, мы поняли, что группа маленькой не будет. Завтрак в отеле был достаточно обильным со свежевыжатым соком, удивило только отсутствие овощей. 

Мехико. Кафедральный собор (Саграрио Метрополитано)

В обозначенное время внизу скопилось 19 человек, однако русскоязычный гид Светлана появилась только в 9. Она объяснила, что Маурисьо сообщил ей время выезда как 9.00. Несмотря на то, что экскурсионный автобус стоял за углом, выехать мы смогли только в 9.30, так  как вынуждены были ждать Маурисьо с деньгами и документами. Вот она знаменитая мексиканская «маньяна» – понятие означающее отсутствие пунктуальности. Второй звоночек минусов группового тура. Знать бы заранее, сколько их будет впереди…

Хороший гид и отличные попутчики - это лотерея. Вот почему при поездке в Мексику мы в нее не хотели играть. Лучше испаноговорящий водитель и путеводитель, чем неудачный гид, лучше индивидуально (со всеми подводными камнями, весьма серьезными и мы это осознавали!), чем неудачные попутчики (для нас это, например, были пьющие в автобусе, опаздывающие, теряющиеся, медлительные). Такого позднего выезда на экскурсионную программу мы никогда себе не позволяли, и кожей ощущали потерю драгоценного времени. Настроение было почти на нуле, и не имело смысла обсуждать кто в этом виноват, так сложилось…

Мехико. Стражи порядкаС утра температура была около 15 градусов, что, по-видимому, для местных было холодно, так как одеты они были в теплые меховые куртки. Мы же все выползли из отеля легко одетыми. Несмотря на раннее время возле отеля уже тусовались торговцы пончо и другими изделиями  местного текстиля.

И вот, наконец, стартовал наш Гранд тур по Мексике, который должен закончиться в Канкуне. И сейчас самое время немного рассказать об истории страны. Северная Америка – третья часть света, занимает площадь, составляющую примерно восьмую часть суши. Человеческие поселения на территории Мексики существовали задолго до знаменитого открытия Америки Колумбом. А первыми из известных родовых племен были ольмеки, чьи следы датируются периодом от 1500 г. до н.э. до 600 г. до н.э.

Это означает, что их история древнее создания Рима, однако их существование было окутано тайной. Следы следами, а вот откуда пришли и куда делись – неизвестно. Следующими были сапотеки и высокоразвитая цивилизация майя. В своем развитии они многое переняли у ольмеков:  науку и ремесла, пантеон божеств и космологию. К слову сказать, именно ольмеки первыми стали строить пирамиды.

К 8 веку н.э. Центральную Мексику завоевали тольтеки, создав в 9-10 в.в. майя-тольтекское государство, столицей которого к 11 веку стала Чичен-Ица. Последней империей была ацтекская цивилизация, создавшая к середине 15 века гигантское государство. Его дальнейшее развитие было прервано испанскими завоевателями. 3000 лет понадобилось, чтобы создать высокоразвитое общество, которое, однако, было разрушено за несколько лет.

Мехико. Президентский дворецПечально известная дата 21 апреля 1519 года (дата высадки испанских завоевателей под предводительством Эрнана Кортеса) стала датой начала испанского вторжения и последующего завоевания мексиканских территорий. Это было началом новой эпохи в истории Мексики — периода 300-летнего испанского владычества, известного как Новая Испания. Культура местного населения была уничтожена, а население насильно христианизировано.

Парадокс ситуации заключался в том, что к 1519 году ацтеки ждали возвращения божества древней Америки, одного из главных богов ацтекского пантеона по имени Кетцалькоатль («пернатый змей»). Он уплыл на плоту из змей много лет назад, но пообещал вернуться. Вот с ним-то и отождествили ацтеки авантюриста Кортеса, что дало ему возможность разрушить столицу ацтеков Теночтитлан, а территорию страны превратить в испанские владения.

Мехико. Президентский дворец - Паласио Насьональ. Фрески Диего РивераСледующей важной вехой истории страны была война за независимость испанских колоний в Америке, в ходе которой Мексика добилась независимости (1821) и была провозглашена республикой (1824). Позднее, в 1845 году, дядюшка Сэм оттяпал свыше половины территории Мексики, захватив Техас и часть Калифорнии.

В 60-е годы 19 века была осуществлена попытка утвердиться в стране путем военной интервенции со стороны Великобритании, Испании и Франции.  Именно в этот период мексиканские консерваторы пригласили эрцгерцога Максимилиана (брата австрийского императора Франца Иосифа I), принять мексиканскую корону. Столкновение с противодействием со стороны республиканцев во главе с бывшим президентом Мексики - Бенито Хуаресом, закончилось для Максимилиана весьма печально: он был расстрелян.

Последовавшая за этим клерикально-помещичья диктатура Порфирио Диаса была прервана Мексиканской революцией 1910 – 1917, свергшей реакционный режим. В период с 1926 по 1929 г.г. страну терзала Гражданская война, обострившая отношения государства с церковью. Сегодня Мексиканские Соединенные Штаты - федеративная республика, состоящая из 31 штата и федерального столичного округа. Глава государства и правительства - президент.

Столица страны, город Мехико, будучи одним из самых высокогорных городов (2240 м над уровнем моря), считается одним из самых густо населенных мегаполисов мира, численность населения с пригородами составляет 24 миллиона человек. Мы едем по улицам исторического центра столицы, знакомство с которым открывает нам историю страны, а его архитектурный облик формирует наши зрительные впечатления от города, лежащего во впадине между горами.

Погода не очень радует, хотя сквозь тучи пробивается солнце, обещая днем тепло. Отель наш и вправду оказался рядом со знаменитой Реформой (Пасео де ла Реформа). Спроектированная по образцу Елисейских полей в Париже, она утопает в зелени и  украшена многочисленными фонтанами.

Это не вновь построенная магистраль, дорога существовала здесь еще во времена ацтеков: она соединяла древний город Теночтитлан с загородной резиденцией императора Чапультепек. Проспект с великолепными зданиями конца 19 века является большим естественным памятником Максимилиану (провозглашенному в 1863 году императором Мексики), так как он был обустроен по его приказу. Центральный проспект столицы имеет длину 12 км, его название увековечивает память о реформах любимого президента страны Бенито Хуареса (ранее он назывался Императорским путем).

Главной достопримечательностью проспекта является колонна "Ангел независимости". Символ независимости страны – золотой ангел - парит над городом и с высоты мраморной колонны гордо осматривает свои владения. К сожалению, мы смогли увидеть этот памятник только из окна нашего автобуса, когда повернув от отеля направо, обогнули его. На обратном пути по Реформе проезжаем мимо памятника, посвященного последнему ацтекскому императору – Куаутемоку и далее памятника Колумбу. Эти и другие памятники в честь национальных героев расположены посредине круговых проездов (glorietas).

Мехико. Музей изящных искусствСворачиваем направо на авеню Хуареса, названному в честь Бенито Хуареса, национального героя Мексики, возглавившего в XIX в. борьбу с англо-франко-испанскими интервентами. Справа мелькает парк Аламеда, именно здесь воздвигнута мраморная колоннада в память о нем. Выглядит она внушительно и даже на ходу фотография получается хорошо.

Поворачивая налево вдоль парка Аламеда, кидаем мимолетный взгляд на Торре Майор – самый высокий небоскреб Мексики и Латинской Америки высотой в 225 метров. Еще поворот и остановка у светофора, что позволяет нам сделать фотографию Дворца изящных искусств (Palacio de Bellas Artes). На самом деле – это главный оперный театр Мехико. Это здание было построено на руинах монастыря Санта Исабель, его строительство было начато в 1904 году, но было достроено только в 1934.

Фасад здания, выполненный из блестящего каррарского мрамора, по этой причине носит следы различных архитектурных стилей (неоклассика и артнуво). Однако в целом его проект имеет склонность к подражанию Европе. Да и немудрено: первым его автором был итальянец! О невероятной роскоши внутренних интерьеров мы прочитали в путеводителе. И конечно здесь не обошлось без знаменитых фресок Диего Риверы, чья работа первоначально украшала  Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Вид изображенных на фреске Ленина и Троцкого стал смущать взор американцев, ее уничтожили, а разгневанный автор воспроизвёл своё детище в Мехико, в Оперном театре Паласио-де-Белла-Арт.

Еще пара поворотов, и вот мы уже  на главной площади города - Пласа де ла Конститусьон - площади Конституции. Хотя, она больше известна под названием Сокало, или цоколь. Это объясняется тем, что здесь планировали поставить памятник в честь провозглашения независимости Мексики, но от идеи остался только постамент. Сегодня площадь перегорожена какими-то конструкциями, только для огромного мексиканского флага сделан проход, но в целом оценить красоту площади не пришлось.

Мехико. Президентский дворец - Паласио Насьональ. Фрески Диего РивераНас выпустили из автобуса и быстро повели к серому 3-хэтажному зданию президентского дворца (Паласио Насьональ). Проходим в арку здания, где наши вещи тщательно осматривают через просветку, а самих пропускают через рамку. Все же президентский дворец, а идЫотов много…

Между 1522 и 1532 годами на руинах замка Моктесумы II был построен Дворец Великого Завоевателя Мексики - конкистадора Эрнана Кортеса. Сейчас это официальная резиденция президента Мексиканских Соединенных Штатов. Знаменит этот дворец  красочными настенными фресками, автором которых является мексиканский художник Диего Ривера.

Эти фрески нанесены над главной лестницей и на стенах открытых галерей внутреннего дворика. Несмотря на плоские изображения, фрески очень яркие, красочные и самобытные. Где-то я вычитала, что фрески Риверы как комиксы для бедных, они повествуют не только об исторических событиях страны, но и изображают портреты, как народных героев, так и антигероев – завоевателей Мексики. При желании можно обнаружить Панчо Вилью и Сапату – лидеров повстанцев в борьбе за независимость, национальных героев страны, а также  автора мексиканской конституции.

Сквозь изображение так и ощущаешь личное отношение автора к героям: испанских завоевателей он изображает какими-то монстрами со зверскими лицами. В общем, обилие событий, характерных образов жителей: необычно и познавательно! Согласна с отзывами других туристов, что некоторые картины нашего Ильи Глазунова прямо, кажется, навеяны сюжетами Риверы.

Монументальное искусство росписи стен известно во многих странах издревле. В целях возрождения  древней культуры индейцев, для призыва народа к участию в революционной борьбе в 20-е годы 20 века молодые художники Мексики обратились к монументальной живописи.

В 30-е годы прошлого века  казалось, что победа коммунизма (благодаря объединению пролетариев всех стран) неизбежна. Капиталистический строй вот-вот должен был рухнуть под натиском революционных масс. В этот период в Мексике получили развитие попытки изобразительным языком (мурали) отразить социально-исторические проблемы. Наиболее известными представителями мексиканского мурализма была «троица великих» - Хосе Ороско, Давид Сикейрос, Диего Ривера.

Фрески национального дворца отражают практически всю историю Мексики, начиная от орла, сидящего на кактусе и пожирающего змея, Кортеса с его конкистадорами и любовницей Малинче, служившей ему переводчицей, до восстания за независимость страны и борьбы с эксплуататорами. Другие фрески отображают жизнь индейцев до испанского завоевания: здесь и колдуны, и торговцы, и воины, и представительницы древнейшей профессии.

Глядя на художественное изображение исторических хроник завоевания Теночтитлана, можно зрительно представить, как выглядел этот прекраснейший город с его каналами. Фрески как живая книга, которую можно читать, узнавая, что древние индейцы питались олениной и кабанами, что мужчина за услуги проститутки готов был отдать самое ценное, что имел – добытую в сражении руку неприятеля. Благодаря настенной живописи, можно увидеть, как была организована добыча золота и его обработка, создание головных уборов, украшенных перьями священной птицы кетцаль (причем, чем богаче был головной убор, тем знатнее был его владелец). Среди сюжетов есть и фольклорные, отражающие  верования и обычаи народа Мексики.

Мехико. Президентский дворец - Паласио Насьональ. Фрески Диего РивераНа фреске слева вдоль лестницы с высоты смотровой площадки видно будущее, вернее то, как видел его Ривера. Непременным его атрибутом был Карл Маркс, правда, без сопутствующего Фридриха.

К слову сказать, у нас Ривера больше известен как муж знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало, особенно после выхода одноименного фильма с Сальмой Хайек в главной роли. На фреске будущего Фрида изображена вместе со своей сестрой Кристиной. А еще в судьбе Риверы был и русский след, первой его женой была наша соотечественница Ангелина Белова, брак с которой продлился 3 года.

На заметку: фотографировать внутри можно, при этом необходимо отключить вспышку, нацелившись на фрески.

Мехико. Президентский дворец - Паласио НасьональВ центре внутреннего дворика – фонтан (кстати, неработающий), а над зданием реет национальный флаг страны. Со стороны площади внутри башенки подвешен колокол, который звонит в День независимости в ночь на 16 сентября. С первыми его звуками площадь оглашается криками «Вива Мехико!», отражая минутное единение нации.

Снова выходим на площадь Конституции, которая будучи третьей по величине (после пекинской Тяньанмынь и нашей Красной в Москве), вовсе не является центром города. Сокало издревле было местом сбора мексиканцев, здесь и сегодня проводятся парады, демонстрации и религиозные мероприятия.

Мехико. Карта ТеночтитланаВ Новом Свете Мехико – один из крупнейших и старейших городов. Более того, это музей истории цивилизации под открытым небом. Вкратце история создания города такова: древние боги ацтеков-кочевников велели обосноваться им в том месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею.

Такое место вскоре обнаружилось, видение стало явью на острове посредине озера Тескоко. Именно здесь в 1325 году ацтеки основали  свою столицу Теночтитлан. А орел (аналог нашего Георгия Победоносца) на кактусе со змеей стал частью национального герба и флага. Остров соединили с сушей, а вода поступала в город по глиняным трубам (озеро-то было соленым!).

Город рос, развивался и расширялся до тех пор, пока авантюрист Эрнан Кортес не завоевал его и не стер с лица земли (разрушил до основанья), а затем на его месте появился другой город, ставший столицей Мексики - Мехико. На месте древних религиозных храмов возводились культовые здания завоевателей.

История же предыдущего города надолго скрылась под руинами, и был он обнаружен уже только в конце 20 века во время рытья котлована при проведении строительных работ для метро. Первым был обнаружен пирамидальный ацтекский храм, который археологи назвали Темпло Майор — Большой, или Главный, храм. При раскопках здесь было обнаружено сотни скульптур, которые помогли получить представление о существовавшем здесь древнем религиозном центре Теночтитлан.

Рядом с откопанным комплексом обустроен бассейн в виде карты Теночтитлана, глядя на которую видно, что остров соединялся с материком дамбами и мостами. Сам город внутри также прорезан многочисленными каналами, по которым беспрерывно сновали лодки. Как и у нас в Санкт Петербурге (линии Васильевского острова), эти каналы позднее были засыпаны испанцами.

Уникальная археологическая зона в центре города при раскопках обозначила комплекс зданий и сооружений с алтарями, лестницами и фонтанами. В Европе также многие города построены на руинах древностей, жители многих городов буквально топчут свое прошлое, но имеющаяся современная инфраструктура не позволяет произвести полноценные раскопки, чтобы узнать свою, так сказать, родословную.

Вот и растем мы зачастую Иванами, не помнящими родства. Парадокс, что при этом сегодня мексиканцы больше гордятся испанскими предками и белой кожей, чем древними корнями великой империи индейцев. Считается признаком благородства, что ты не индеец. Это тоже часть сознательной политики вытеснения из памяти своих предков, их культуры и самобытности.

Падение Теночтитлана означало начало краха великой империи ацтеков, вот поэтому сегодня потомки великих горделивых вождей торгуют здесь всяческими поделками и сувенирами, одевшись (точнее сказать, раздевшись) в импровизированный ацтекский наряд, венчающийся головным убором из перьев.

Раскопки идут и сегодня, звук отбойного молотка мешает слышать, что говорит Светлана. Краем глаза оцениваем сувенирку, ведь «война войной», а надо успеть еще ухватить что-то на память. Неожиданно раздается жалостный звук дудочки, так напомнивший мелодии Саймона и Гарфункеля… Дудочки  и свистульки– это также сувенир на память.

Мехико. Кафедральный собор. Алтарь ОтпущенияМехико. Кафедральный собор. Замочки, чтобы «закрыть рот» злым языкам


Напротив карты -здание с очень красивым фасадом, это ризница Кафедрального собора (Саграрио Метрополитано). Она примыкает к собору, ее фасад «выполнен в духе резных деревянных заалтарных образов-ретабло и отличается особой пышностью. Гигантские порталы украшает мелкая филигранная мелкая филигранная резьба. Фасад облицован красно-коричневым пористым камнем, на фоне которого выделяются обильный архитектурный декор и скульптуры, высеченные из светлого мелкозернистого песчаника».

Мы торопимся за Светланой к самому Кафедральному собору, расположенному здесь же на площади Сокало. Он являет собой яркий пример поведения завоевателей: он не только построен на месте разрушенного ацтекского храма императора Моктесумы, а в буквальном смысле состоит из камней пирамид, разобранных испанцами. Также он является примером долгостроя, закончившегося через 200 лет после начала.

Здание высотой в 65 метров, выполненное из серого камня и белого гранита, представляет собой великолепный образец колониальной архитектуры, а заодно является узнаваемым символом столицы. Этот католический собор Кафедраль Метрополитана старейший храм Америки и второй по размерам в Северной Америке. Строили его в знак закрепления владычества испанской короны в Новом Свете.

«Архитектура фасадов собора разнородна. Он включает в себя элементы испанского Реннесанса и мавританской архитектуры. Боковые фасады оформлены в стиле эрререско, главный - в стиле барокко. Над центральном порталом западного фасада возвышается невысокая часовая башня, а по его бокам взмывают в небо две высокие башни высотой 70 метров каждая. Средокрестие увенчивает монументальный купол. Интерьер Кафедрального Собора в основном выполнен в духе испанского Ренессанса.  Главной святыней собора является Алтарь Отпущения, изготовленный из мрамора, оникса и золота. Службы перед этим алтарем совершаются только в большие праздники. Гордостью и украшением собора является Королевская капелла, или капелла Трех Волхвов».

Перед Алтарем Отпущения – распятие Христа, с которым связана легенда. Местный монах ежедневно целовал ноги статуи, чем решил воспользоваться некий злоумышленник, намазав ноги Христа ядом. Однако Христос не дал свершиться ужасному, он поджал ноги, давая знак монаху. После этого события статуя почернела и стала считаться чудотворной.

Мехико. Кафедральный собор. Маятник, отмечающий геомагнитные измененияМы обходим собор по периметру, он полон света и тепла, благодаря витражам, перламутру, слоновой кости и  сусальному золоту, покрывающему стены, колонны и резные фигурки алтаря. Из необычного: в храме установлены конструкции, одни из которых увешаны разноцветными ленточками, а другие металлическими замочками. Светлана поясняет, что замочки в храмах вешают, чтобы так своеобразно «закрыть рот» злым языкам.

И еще одна фишка Собора – как у нас в Исаакиевском соборе маятник Фуко, так здесь из центра купола свисает гигантский маятник. Только здесь он изображает не мирное суточное вращение земли, а чертит на полу диаграмму, отмечая геомагнитные изменения. Особо важные события, связанные с разрушительными землетрясениями, отмечены памятными датами.  Последнее из них произошло в 1985 году, и существенно  разрушило столицу.

Мехико. Местная сувениркаВыходим из собора, и Светлана дает нам полчаса свободного времени. Что можно успеть за этот короткий промежуток? Только отойти подальше и сделать фотографию собора в полной красе, затем пробежаться по сувенирным лоткам. Сувениры представлены здесь глиняными фигурками-свистульками, масками, бусами, бижутерией, изделиями из хлопка и стилизованными головными уборами из перьев.

Кроме кафедрального собора и Национального дворца, ансамбль Сокало составляют массивные здания прокуратуры и Верхнегосуда. В центре площади флагшток с национальным флагом, подъем и спуск которого обставлен ежедневным ритуалом.

Все виденное нами вызывает сожаление, что нет времени на самостоятельное изучение столицы, осуществление прогулок по его улицам. И уж, конечно, мы были последними, кто пришел в автобус. Светлана спускает нас с небес, говоря, что в Мехико (особенно вечером) следует быть настороже, чтобы не стать жертвой разбойного нападения. Особо не рекомендуется посещать дешевые рынки, где зачастую торгуют только контрабандным товаром. Улицы столицы патрилируют группы полицейских в зелено-желтых жилетах, среди них встречаются представители слабого пола.

Мехико. Площадь Трех КультурЕдем дальше, делаем небольшую остановку, и выходим на площади Трех Культур. На фоне современных зданий и католического собора здесь также расположен археологический комплекс, с явными следами восстановления каменных фундаментов древних сооружений. Уже в названии площади нашел отражение факт символического сочетания древности и современности: культуры коренного населения, времен испанского владычества и современной архитектуры. Взаимное проникновение, слияние двух наций и культур, возможно слово Мехико и означает смесь, объединение?

А еще в качестве реванша за разрушенное прошлое страны разве не прикладывались правительством огромные усилия, чтобы столица страны обрела достойный статус? Только по величине нынешний Мехико стал вторым в мире после Токио. Столько развалин уже видено, но каждый раз я удивляюсь так называемому культурному (или бескультурному слою), который так тщательно укрыл от глаз сокровища древности. А сколько еще тайн хранит этот слой?

Хания, 2016 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 11.11.2016
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.