Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Зимний поход. Фото с сайта www.risk.ru

Зимний туризм не менее увлекателен, чем летний, но имеет свою специфику. В прогулке по малолюдным местам путешественник полагается на себя, членов группы и снаряжение. Холодное время года добавляет не только восхитительные зимние ландшафты, но и дополнительные риски.

сегодня

23 марта
Всеукраинский день работников культуры Украины
День работников культуры

23 марта – Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства Украины. Эта дата установлена в марте 2000 года Указом президента Украины, учитывая весомый вклад работников культуры и любителей в возрождение украинской культуры.

Джайпур: Джантар-Мантар и Дворец Ветров


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 6

5 день, 13 октября  2008 г. – понедельник,  Дели – Джайпур

Вставать пришлось рано, в 6.45: мы хотели пораньше выехать, чтобы успеть больше посмотреть, так как темнеет в октябре в Индии уже в шесть часов вечера. Завтрак тоже заказали по сокращенной программе, т.е. вместо омлета попросили сварить яйца. Подбодрившись масала-чаем, в 8.00 мы были внизу. Сдали номер и  попрощались с работниками отеля  до следующей встречи.

Индийскими дорогами...


Мы договорились с водителем на 7.30, но на улице ни его, ни машины до 8.00 не наблюдалось. Нам пришлось просить на ресепшн, чтобы они позвонили в турфирму. Пообщавшись с туроператором, я сообщила девочкам то, что мне сказали: водитель будет через 10 минут.  Водитель приехал в 8.15, извинился, сказав, что его задержали пробки. Ну, что ж начало – многообещающее!

Утро радовало солнцем и теплом. Повернув от нашей улицы Аркаши направо и еще раз направо, мы отправились в  многокилометровый путь по Индии. Из столицы выезжали долго: действительно, понедельник создал пробки на дорогах. Водитель вел машину бережно и спокойно, и только один раз устроил гонки. Мы ехали по Федеральной трассе, где скорость была разрешена до 70 км/час. Несколько раз  встречались пункты оплаты, где водители, не выходя из машин,  предъявляли свои документы на оплату либо платили наличными.

Дороги в Индии требует отдельного разговора. Всю экстремальность поездок мы почувствовали в свое то, еще первое путешествие по стране, поэтому в этот раз шока поездка не вызвала. Складывалось впечатление, что грузовые перевозки в Индии производятся преимущественно автотранспортом: в обе стороны едут вереницы грузовиков, ярко раскрашенных и украшенных. Общее у них у всех одно: сзади имеется надпись «Blow. Horn», что означает гудите, подавайте сигналы, если хотите сделать обгон. У некоторых машин груз, прикрытый брезентом и перетянутый канатами, высотой с хороший двухэтажный дом. Хорошо, если дорога посредине имеет разделительную полосу в виде заборчика, а если нет, то водители мчатся друг навстречу другу, выдерживая характер.

Дорогами Индии...В это обоюдной игре сдается тот, у кого слабее нервы: именно он в последний момент либо останавливается, либо сдает в сторону, пропуская более упертого наездника. По дорогам бродят чувствующие себя очень вольготно коровы. Еще бы, святое животное! Разве здесь, в Индии, им что-то грозит?  

Рядом с нами на мотоцикле ехал дядечка, а с двух сторон у него к сиденью были приторочены 2 огромные сумы, из которых торчали овечьи головы. Это было так прикольно, что мы начали фотографировать. Наш водитель стал притормаживать, чтобы нам было удобнее, и этот позыв был его единственной уступкой нам в долгом совместном путешествии. Больше таких вольностей он себе не позволял…

Также восторг у нас вызвали верблюды, выполняющие роль лошадей в повозках. О-чень экзотично! Проехав 4,5 часа и преодолев 250 км, мы добрались до «розового города» Джайпур, являющегося «украшением экскурсионного тура «Золотой треугольник».

Джайпур — столица штата Раджастхана, родины группы воинских кланов (раджпутов), которые контролировали эту часть Индии на протяжении более 1000 лет. Проект молодого бенгальского архитектора Видхиадхара Бхаттачарья был разработан в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Весь Джайпур разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в то время индийский город с прямоугольной планировкой.

Долго блуждали по улицам города в поисках отеля. Пока водитель испытывал наше терпение, петляя по улочкам города, мы с интересом  глядели по сторонам. «Розовым городом» Джайпур называется из-за  необычного цвета камня, который был использован при строительстве. Даже дома, построенные не из камня, окрашены здесь в такой же цвет, символизирующий индийское гостеприимство.  Город был построен в 1727 году махараджей Джай Сингхом II (1693—1743), за что его имя было увековечено в названии.

Отель мы выбирали по и-нету сами, но стандартный трипл  не подтвердили, и мы согласились на Triple Super Deluxe room, что потребовало незначительной доплаты. Название отеля  «Madhuban», и он расположен не в самом городе, а в районе Бани Парка. В отеле всего 20 номеров, и вживую он нам понравился даже больше, чем в и-нете. Может быть, это сказалась разница с делийским отелем. Мы попрощались с водителем на 2 дня, договорившись о времени встречи для дальнейшего путешествия. Среди тенистых деревьев, в небольшом павильончике, в котором расположен ресепшн, нас зарегистрировали, дали ключ и «повели в номера».

Джайпур.ОтелЬ «Madhuban»Номер был большой и светлый, в нем были 2 кровати под балдахином и (ура!) отдельно стоящая нормальная кровать.  Наличие холодильника, хорошего освещения и горячей воды нас еще больше порадовало.

Перекусив, мы уже в 15 часов вышли на улицу. Благоразумно спросив на ресепшн, как добраться в старую часть города и сколько это будет стоить, мы завернули за угол и сразу наткнулись на вереницу тукеров, готовых принять нас в свои объятия. Некоторым из них было лень торговаться, и они без интереса отнеслись к нашему ценовому предложению. Самый стойкий согласился отвезти нас за 45 рупий до местной обсерватории.

Открытая повозка быстро домчала нас в центр города, окруженный стеной, охранявшей город от вражеских войск и диких животных.

Город Джайпур славится своей уникальной красотой, как и многие другие города этого штата. По этим адресам можно найти карту города - www.mapsofindia.com, www.mapsofindia.com и привожу много адресов с видеороликами  -  видеоролик-1, видеоролик-2видеоролик-3, видеоролик-4

Штат Раджастхан является самой большой индийской сокровищницей, включающей не только большое количество великолепных дворцов и крепостей, но и незабываемые красочные празднества и восточные базары.

Раджа Джай-Сингх II, основатель Джайпура, в истории известен не столько как военноначальник и махараджа, а как эрудированный, образованный человек и дипломат. Но особо его прославила любовь к астрономии. Апофеозом его любви к астрономии было строительство пяти обсерваторий.

Та обсерватория в Дели, которую мы уже осмотрели, была одной из них, построенных этим монархом в разных городах. Для изучения опыта в проведении астрономических исследований он посылал своих подданных в другие страны, чтобы изучать астрономию и астрологию. Особо он следил за достижениями Улугбека из Самарканда.

Используя полученные навыки раджа придумал собственную систему времяисчисления, для того времени ставшую наиболее прогрессивной.

Обсерватория Джантар-Мантар (Jantar_Mantar) в Джайпуре была самой большой (1728-1734 г.г.).

Отличаясь колоссальными размерами, эта «гигантская скульптурная композиция из 16 составных частей, гармонично вписывается в общий «каменный пейзаж». В обсерватории хранятся инструменты, представляющие собой вершину средневекового астрономического искусства. При помощи этих каменных приборов астрономическое время исчислялось с точностью до одной минуты. В ее облике доминируют огромные солнечные часы, известные как «король циферблатов». В обсерватории можно наблюдать движение солнца, луны и планет. Здесь выставлены старинные инструменты, с помощью которых раньше отслеживали путь небесных тел и предсказывали затмения.

Видеоролик об обсерватории можно увидеть здесь - visualwikipedia.com.

Входная плата на территорию обсерватории – 300 рупий. На небольшой территории под открытым небом были разбросаны сооружения, среди которых люди выглядели как лилипуты в стране Гулливеров. Народу неожиданно много, вместе с нами зашла группа туристов из Италии.

Там на месте можно было взять гида, чтобы подробно узнать, что означает каждый гигантский каменный инструмент, но мы не такие большие любители астрономии для этого, да и времени было мало, так как в 16.30 обсерватория закрывалась. И именно здесь мы встретили организованную группу русских туристов, оказавшихся петербуржцами.  Многочисленные лестницы, ведущие наверх, практически в никуда, позволяли сделать вид сверху.

Джайпурская обсерватория,  наиболее сохранившаяся из всех, некоторые из ее инструментов используются и сегодня.

Невероятные кирпичные изгибы, скосы, окружности и колонны астрономической обсерватории Джай Сингха, покрытые желтым, как шербет гипсом, прочно вросли в землю в южном внутреннем дворе дворцового комплекса. Всего между 1728 и 34 гг. Джай Сингх установил восемнадцать приборов; некоторые из них треугольные, некоторые выполнены в виде окружности или полукруга, и все они очень большие. Хотя на махараджу оказали влияние работы иностранных астрологов, а также советы его учителей - одним из которых была его мать - многие устройства он изобрел сам.

Тень от приборов, падая на поверхность, имеющую шкалу, помогала определить положение звезд и планет и даже предсказывать муссоны, засухи и наводнения. Каждая из нас нашла здание со своим знаком зодиака, возле которого мы запечатлели себя на память. Самой огромной скульптурной композицией было впечатляющее сооружение солнечных часов Самрат Янтра.

Его центральная наклонная часть с лестницей и башенкой на вершине (или gnomon) достигает высоты 27 м, отбрасывая тени на изогнутые каменные поверхности, которые градуированы по часам. Каждый час разделен на тридцать частей, так что время исчислялось с точностью до двух минут.

Джайпур. Обсерватория Джантар-МантарДжайпур. Обсерватория Джантар-Мантар


Некоторые приспособления имели практическое значение. Так,  приспособление - Джайпракаш Янтра, помогает рассчитать благоприятное время для свадьбы. Оно представляет собой две врытые в землю полусферы, имеющие изогнутые мраморные плиты внутри и подвешенное в центре кольцо, тень  которого отмечает день, время и знак зодиака.

Джайпур. Спящяя девочкаДо закрытия обсерватории нам удалось обойти все экспонаты, сделав многочисленные фотографии, самой впечатляющей из которых оказалась фотография спящей на полу девочки, нога которой поднята на ступень. В ступень вмонтирована толстая цепь, и создавалось впечатление, что девочка прикована к ней.

Выйдя за ворота, мы  поспешили к одному из главных туристических достопримечательностей в Северной Индии -  Джайпурскому  дворцу ветров.

Стена старого города имеет четверо ворот.  Ворота очень красивые с миниатюрными башенками и балкончиками. Они частично отреставрированы, и там где это сделано, радуют глаз своим орнаментом.

На улицах ДжайпураСреди нешироких улиц, мельтешенья  мотоциклов, мото и велорикш, машин и автобусов, невозмутимо наслаждаются поеданием мусора коровы и стада коз и овец.

Такой  пряный визуальный коктейль старины, современности и деревенского уклада поражает и даже пугает. Многочисленные торговцы тут же на открытом воздухе готовили жареные сласти, философски наблюдая за суетой ошалевших туристов. Крупногабаритные индийские матроны восседают на высоких сиденьях велорикш: они не понимают, что приводит туристов в восторг.

Выходим на улицу, на которой расположен Дворец ветров (Хава Махал, Hawa Mahal). Улица широкая и имеет посредине островок безопасности  по всей длине. Переходим, нет, перебегаем через дорогу, еле успевая увернуться от движущегося и гудящего транспорта. С долей приближения улица напоминает нашу Садовую в районе Апрашки с той разницей, что Апрашка – желтого   цвета,   а    здесь   здания торговых рядов окрашены в красный.

Джайпур. Дворец ветров (Хава Махал, Hawa Mahal)Джайпур. Дворец ветров (Хава Махал, Hawa Mahal)


Островок безопасности – узкий, стоять, а тем более снимать здесь страшно, большие автобусы идут почти впритирку к островку, но охота пуще неволи. А как иначе передать  весь колорит шумного восточного города?  А жизнь здесь кипит, бурлит, гремит… Вокруг нас крутятся всякие чумазые личности и не знаешь, за что надо больше бояться: за свои сумки или за себя.   

Хава Махал, как Эйфелева башня в Париже, является безусловным символом города. Само здание из розового камня имеет 5 этажей, и все они украшены небольшими выступающими балкончиками с резными решетками. Всего в здании насчитывается 953 арочных окна,  а сам дворец был построен в 1799 году махараджей Пратар Сингхом. Можно заглянуть внутрь этого «ветреного дворца», побродить из комнаты в комнату и взглянуть сверху на улицы города. Мы этого не сделали, а жаль! А еще можно полюбоваться им на сайте -  www.youtube.com.

Дворец был построен для женщин гарема, чтобы они могли любоваться  праздничными процессиями, оставаясь незамеченными. Дворец был не пригоден для жилья, ширина его составляет одну комнату. Однако он так красиво украшен, что заставляет  в восторге любоваться им. Из-за многочисленного количества окон, по лестницам, коридорам и переходам здания гуляют сквозняки, что и дало своеобразное название этому дворцу – «Дворец ветров».

Кроме Дворца, посвященного стихии ветра, в  Джайпуре есть и Водяной дворец (Water Palace). Мы обратились к полицейскому за помощью, и он объяснил нам, что этот дворец находится в 4 км отсюда в сторону Амбер-Форта. Пока мы гуляли по городу, закончилось время работы Сити Пэласа, к которому мы подошли к 17 часам.

До темноты оставался еще час времени, и мы решили побродить по улицам города, направляясь к отелю. Сориентировавшись, вышли на широкую улицу, с двух сторон имеющую лавки и магазинчики. По мере продвижения вперед, мы поняли, что товары, представленные там, имели разнообразный ассортимент: от металлической посуды до детских товаров.

На большом перекрестке наткнулись на фруктовый рынок, и о, чудо! Я купила там моих любимых гуав, мелких, но одуряюще пахнущих! Мы шли вдоль галереи лавок, заглядывая в отдельные из них. Мне давно нужно было заменить  старый алюминиевый ковшик, но его цена у нас мне казалась незаслуженно завышенной.

Я обратила внимание, что здесь были представлены хромированные  ковшики всяких размеров ценою в 30 рублей. Я решила, что это то, что мне нужно, но при ближайшем рассмотрении мне не понравилось, как была прикреплена ручка, и покупка не состоялась. Зато в одной из множества аптек мы обнаружили знакомую нам зубную пасту  «Neem», которой мы остались довольны еще с прошлого раза.

Чем дальше мы погружались в эту улицу и чем темнее становилось, тем больше становилось не по себе от шума и гама, от толп народу. Мы начали сомневаться, сможем ли дойти, а главное — найти в темноте наш отель, тем более что обнаружили, что никто из нас не взял его визитку. Я настояла на том, чтобы не идти дальше, а ловить тукера и уехать скорее отсюда.

Правда, когда мы смирились с этой перспективой, то выяснили, что цена вечерней поездки необоснованно выросла в разы, и никто не соглашался везти нас за утреннюю цену. Стало грустно и еще больше страшно.

Но мир не без добрых, вернее бедных людей, которым надо заработать любой ценой.  Мы помнили только название отеля и то, что он расположен в Бани парке. За 40 рупий мы быстро домчались в отель, и нам даже удалось принять водные процедуры в бассейне. Вода за день нагрелась, и мы с наслаждением освежились.

Это был первый отель, которым мы были довольны, и этот факт мы закрепили стопочкой водки, сидя на веранде своего номера.

Итог дня: посетили Обсерваторию Джантар-Мантар, осмотрели Дворец Ветров. Потратили 300 рупий на входной билет.

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 03.09.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.