Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Разбитый смартфон. Фото с сайта 4pda.ru

Увы, техника, даже самая качественная и надежная, не застрахована от поломок и может прийти в негодность в самый разгар отдыха.

сегодня

16 октября
День дознания в России
День дознания

16 октября – День дознания в России. Это профессиональный праздник дознавателей, служащих в системе МОБ органов внутренних дел. В этот день 1992 года впервые созданы специализированные подразделения дознания.

Джайпур: архитектурные сокровища форта Амер


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 7

6 день, 14 октября  2008 г. – вторник, Джайпур

Отдохнувшие и выспавшиеся, мы встали в 7 утра, чтобы через полчаса пойти на завтрак. Видимо, постояльцев в отеле было мало, поэтому неторопливые ребята понемногу подтягивали продукты и оборудование в садик. Да, да, завтрак был сервирован прямо в саду, где были установлены столы и сам прилавок с едой. Завтрак порадовал нас блинами, чем-то вроде драников, соком из гуавы и мюсли. Из фруктов были - бананы и папайя. Небольшую поляну для завтрака окружала яркая зелень растений и деревьев, под одним из которых была клетка с  белоснежными кроликами.

Джайпур. Отель «Madhuban»Джайпур. Отель «Madhuban»


После завтрака обошли с фотоаппаратом территорию отеля, полюбовались яркой окраски попугаями, чудесной собакой-охранником, замысловатыми рисунками, украшающими фасад здания, цветущими кустами.  Повторюсь: отель оставил очень приятное впечатление, вечерами мы отдыхали, сидя в плетеной мебели на веранде около своего номера.

Из отеля мы вышли в 9 утра, получив в качестве напутствия исчерпывающую информацию по ценам туров в пригороды города. В программу сегодняшнего     дня  входило посещение Амер форта,  Water  Palace, Tiger  форта, и Сити-Паласа.  Мы сняли тукера и за все эти 4 сайта  сторговались на 400 рупий (200 рублей на троих).

Образец сказочного восточного города (Джайпур) был основан в 1727 году после того, как отсюда были выдворены Моголы. А вот находящийся в 11 километрах от города крепость-дворец Амер (Amber Fort) оставался столицей раджпутов с 1037 года.

Обратная сторона медали...Однако, наш возница решил открыть нам и обратную сторону медали, заодно сократив путь к крепости. Наш добрый друг промчал нас задворками империи, да так, что мучительные сомнения стали одолевать нас: уж не хочет ли он нас ограбить и бросить здесь?

Трудно представить, что рядом с великолепными дворцами может быть такая грязь и нищета, горы помоек, среди которых бродят поросята и свиньи. Местных жителей это нисколько не тревожит, разного достатка индусы спокойно проходят мимо этих Эверестов мусора… Пролетая мимо и глядя на это безобразие, мы только посмеивались, что бы сказала Катина мамулечка?

Наш путь лежал мимо Водного дворца,  но водитель сделал отмашку, что посетим его на обратном пути. Вполне широкая дорога стала сужаться по мере подъема в гору и местами шла через ущелья. Вид сверху напоминал местность нашего Кавказа до тех пор, пока не появились крепости. Я имею в виду Амер и Джайгарх. Интересно то, что название Амер форта никак не связано с янтарем,  а произошло от названия города, посвященного  Амбе, богине ущелья.

Наиболее значительный род воинственных раджпутов составляли Kachwaha, которые и овладели фортом Амер в XII веке. Но и они в одиночку не могли противостоять захватчикам-мусульманам.  Вот тогда и начали заключаться взаимовыгодные союзы на основе браков,  они продолжились и в эпоху Великих моголов.

Название моголы закрепилось за мусульманскими правителями Индии еще со времен Бабура, выходца из Ферганы (прямого потомка Тимура).  Бабур подчинил себе большую часть северной Индии, но его сын Хумаюн сдает завоеванные позиции. И только в период правления Акбара, внука Бабура, империя Великих Моголов достигла своего расцвета. Для укрепления собственной власти Акбар решил породниться с влиятельными индусами. И так случилось, что именно амерская принцесса была единственной из жен, которая подарила ему сына Салима, ставшего позже императором Джахангиром.

Свидетельством последующего преуспевания стал форт Амер и здешний дворцовый комплекс. Его левая часть была создана Манн Сингхом (1589-1614 г.г.), который одерживал неоднократные победы во главе воинства Акбара. Правая часть, имитирующая могольские сооружения Агры и Фатехпур-Сикри были возведены при Джай Сингхе (1621-1667 г.г.).

Джайпур. Крепость-дворец Амер (Amber Fort)Крепость возведена на хребте холма и окружена оборонительной стеной  желтого цвета. Большинству туристов говорят, что своим именем крепость обязана цвету  местного материала. А может,  это местный камень позволяет считать крепость продолжением горы? Высокие стены крепости классического образца раджпутской архитектуры представляют собой строгий, неприступный фасад, вся внутренняя красота которого раньше была скрыта от посторонних глаз.

Сегодня – это место паломничества многочисленных туристов. На небольшой площадке-стоянке образовалось целое скопище транспортных средств разного формата и размера, временно покинутое любознательными туристами. Наш водитель показывает место, где он будет нас ждать, и мы отправляемся навстречу  невероятно красивому комплексу дворцов, залов, павильонов, садов и храмов.

Солнце еще не слишком жарит, но зато отлично освещает суровые стены, и мы делаем многочисленные фотографии крепости, прежде чем пройти на ее территорию. Есть несколько возможностей подняться в крепость: на джипах, на слонах и пешком. Мы выбрали последнее, так как никуда не торопились.   

Джайпур. Крепость-дворец Амер (Amber Fort)Джайпур. Дорога в Крепость-дворец Амер


Оставив слева небольшое озеро Маота, мы попали на зигзагообразную каменную дорогу, ведущую наверх. По этой дороге неторопливо вверх и гораздо быстрее вниз сновали любознательные охотники за древностями. Одновременно с нами по этой дороге восходили слоны  с сидящими на их спинах туристами, тоскливо глядящими на нас-пешеходов. Качающийся  слон не позволял фотографировать, надо было крепко держаться за металлические поручни помоста, чтобы не сверзнуться с этого транспортного средства. Слонокатание мы изведали в Таиланде, и больше нас этой фишкой было не удивить.

Каменные ступени были широкими, что также не позволяло быстро их преодолевать, да и в этом не было нужды. Окрестности вокруг нас, чем выше мы поднимались, тем больше вызывали восторг!  С высоты форта открылась впечатляющая панорама  холмов, озера и   старинного городка. Все окружающие форт холмы щетинились зубчатой стеной, сродни китайской.

Неспешные слоны обгоняли нас, так как мы часто останавливались передохнуть и заодно пофотографировать. После очередного поворота увидели, как шустрые служители туриндустрии убирали отходы слоновьева производства, дабы они  не оскорбляли своей прозой глаза туристов. Что ж, это правильно, негоже иностранцам нечаянно наступить в г…но! Убрать-то убирают, но густой аромат долго витает в воздухе.

Крепостная стена через равные промежутки включает   в себя многогранные башенки с куполами-навершиями. Красивая арка с деревянными в заклепках воротами ведет нас во внутренний дворик.  Он носит название Джалеб Чоук, здесь расположены многочисленные сувенирные магазинчики, почему-то закрытые.

Уставшие от подъема, мы садимся на скамейку, в тень чахлого деревца, подвинув двух полицейских, которые с этой позиции лениво следили за порядком. Разговорившись с ними, мы обменялись сведениями о возрасте друг друга и о наличии детей. Информация о  том, что у Вали – сын, вызвала к ней уважение во взгляде (как же наследник!), а вот названный нами возраст - сомнение. В их понимании мы выглядели куда моложе.

Начинает мучить жажда, и я ищу магазин. С трудом нахожу маленькую лавку, внутри которой плут-продавец называет мне цену, по глазам вижу, что она не соответствует положенной. От жажды я все же не умираю, так что решила «искать с перламутровыми пуговицами». Сидя на скамейке, наблюдаем сценку из жизни строителей. Небольшой трактор подвозит мокрый красного цвета  песок и вываливает его. Тотчас подходят две индуски в красивых ярких сари, наполняют им тазы, взгромождают эти тазы на голову  и бредут к месту их опорожнения. Рядом стоят вполне здоровые мужчины-строители, но разве это царево дело??

Джайпур. Женщины-носильщицы в Крепости-дворце АмерЗдесь же стоянка слонов и их посадочный помост, и мы можем наблюдать, как восторженные туристы слезают и залезают на элефантов.  Некоторые хозяева слонов (в целях рекламы?) разрисовали их  морду, уши и хобот цветными мелками.

Катя обошла все вокруг и посоветовала нам пройти через противоположные ворота, чтобы сделать красивые видовые снимки. Дорога от ворот идет резко вниз и после поворота открывает действительно замечательный вид на старинный городок с верхушками храмов, типичных для  востока (то ли початок кукурузы, то ли колос). Здесь, в тени высоких стен крепости скопилось много народу, они ждут таратаек под названием джип, чтобы спуститься на них вниз.

Покупаем входной билет (150 рупий для иностранцев по сравнению с 25 для местных), а я заодно и бутылку воды в расположенном рядом киоске по приемлемой цене (15 руп.). Это было единственное за все наше путешествие место, где мне попытались не сдать сдачи, но «товарищ Сухов, мимо нас не пролетит и муха». Забывчивый продавец, ни слова не говоря, выдал мне требуемую сумму после моего напоминания. Так что сказать об обмане со стороны местного населения ничего не могу, не было.

Далее на пути  находится храм Шила Дэви, посвященный богине войны Кали. Чтобы попасть в дворцовые покои, надо подняться еще по одной лестнице. Через Львиные ворота, названные так в честь царя зверей, идем вглубь. Покрытые фресками, ворота не сразу вели во дворец из соображений безопасности, войдя в них,  следовало повернуть налево. Считалось, что защитникам было легче напасть на не ожидающих подвоха захватчиков с тыла.  Раньше по обеим сторонам ворот стояли часовые.

Джайпур. Крепость-дворец Амер. Зал для публичных аудиенций, Диван-и-АмНа небольшой площади открывается взору  зал для публичных аудиенций, Диван-и-Ам. Надо отметить, что реставрационные работы здесь ведутся повсеместно, и некоторые объекты закрыты для доступа. Здесь, наверху много воздуха и света.

Наверное, хорошо жить здесь, высоко в горах, в продуваемом ветрами дворце! Вид на горы восхищает взгляд, а наличие подобия китайской стены здесь, в Индии, оказалось такой  неожиданностью! Вот пусть братья-китайцы и не зазнаются, считая  свою стену единственной и неповторимой в мире.

Джайпур. Крепость-дворец Амер. Ворота ГанешиПодходим к еще одним живописным трехъярусным воротам, сплошь покрытым рисунками и цветочным орнаментом. Над самым входом нарисована фигурка бога Ганеши со слоноподобной головой, которую Шива «слепил из того, что было».  

Это  ворота Ганеши,  которые ведут во внутренние помещения дворца. Считается, что  Ганеша способствует устранению всяческих помех в делах, и поэтому его изображение чаще всего размещают над главным входом в здание. Ганеша считается покровителем путешественников, купцов и … воров – странное сочетание и компания.

И вот скромность фасада сменяется роскошными внутренними интерьерами. Думаю, что это в крови у восточных людей прятать все свои богатства от постороннего, завистливого  взгляда. Может быть, из этого и проистекает традиционные закрытые одежды женщин из гарема? Идем дальше. Потайные проходы, наполненные живительной прохладой, резные окошки, через которые можно наблюдать за происходящим, оставаясь незаметным.

Миниатюрные беседки, разбитые цветники – так жили в неге и наслаждении, окруженные многочисленной челядью и женами, индийские махараджи!

Джайпур. Крепость-дворец Амер.Зеркальный дворец, Шиш-МахалСлева от нас - Зеркальный дворец, Шиш-Махал, в котором располагались покои  махараджи и его жены. Стены и потолок здесь покрыты росписями, изображающими сцены войны и охоты, украшены  инкрустацией из кусочков зеркала и цветного стекла.

Все это сверкает и переливается в солнечных лучах,  проникающих сквозь резные оконные решетки. Зеркальная мозаика – это чисто могольское изобретение, впервые оно было использовано в Агре и Фатехпур-Сикри.Кажется, что все стены сияют бриллиантами: все-таки, падки восточные люди на всевозможную мишуру и блеск, как сороки!

Здесь также идут реставрационные работы, молодые ребята сидят на козлах и что-то тщательно чистят и подправляют. При этом они не лишены здорового мужского любопытства к иностранцам в целом и к женщинам в частности. Они косят своими лиловыми глазами, и особо колоритных девушек-европеек с длинными волосами исподтишка снимают на свои мобильные телефоны. И радуются этому, как малые дети, показывая друг другу свои произведения. 

Над Зеркальным Шиш-Махалом расположен дворец Джас Мандир, в который мы не попали. А жаль, видела на сайте очень красивые фотографии цветных мозаик этого дворца.

Если встать спиной к Шиш Махалу, то перед вами располагается небольшой садик Чар Багх (Сад радостей земных). При нашем посещении он выглядел достаточно скромно и скудно. Разделенный мраморными дорожками на части в строгом геометрическом узоре, он производил грустное впечатление.  Там произрастали довольно чахлые насаждения, и я не сразу идентифицировала его с тем пышным (с деревьями) садом  с фотографий туристов, посещавших Индию в  2006 году. Посредине садика обозначился фонтан, но он не функционировал, к сожалению…

Напротив Шиш-Махала – «Дворец удовольствий» - Сукх Махал. Здесь тоже произошли необратимые изменения в интерьере по сравнению с 2006 годом, решетки в окнах поломаны, инкрустированных слоновой костью дверей мы не обнаружили. Обещанных  каскадных струй воды, стекающих по мраморным стенам также не наблюдалось.  Максимум чем мы полюбовались, это рельефными изображениями каких-то сосудов, выкрашенных в веселенькие голубые и розовые цветы. Веду видеосъемку сквозь  резные решетки, имитируя тайный  взгляд изнутри. Очень удобно, снаружи-то не видно, есть ли там кто-то или нет?

Джайпур. Потайные балконы дворца АмерПри желании можно прислушаться к гидам немногочисленных групп туристов-индивидуалов. На английском языке они рассказывают про каждый закуток, нишу или углубление. Но мы долго не стоим на месте, проходим узким прохладным коридором и поднимаемся вверх по лестнице.

Мы оказываемся у зарешетчатого окна балкона третьего яруса Ворот Ганеши. Красивейшие ажурные решетки с мелкими ячейками скрывали обитательниц гарема с внешней стороны. Мы не единственные, кто стоит в очередь, чтобы сфотографироваться на фоне этих роскошных окон.

Мы наслаждались рисунком решеток (джали), благодаря которым в помещении  сохранялся полумрак, и обеспечивалась прохлада в знойные дни. А уж эти полутени, полусвет, блики – все это интриговало, манило и создавало тайну женской половины. В развевающихся одеждах  многочисленные жены махараджи как будто играли с ним в прятки в веренице коридорчиков, небольших залов и балкончиков.

Идем дальше и попадаем в угловую башенку, с которой открывается великолепная картина массивных крепостных стен Форта Джайгарх, стоящего еще выше дворца-крепости Амбер  на холме. Мы туда не стали забираться,   хотя   там   хранится   крупнейшая   в  мире колесная пушка Джайван (массой 50 т). Также  форт считается одним из лучших укрепленных сооружений в Индии.

Джайпур. Вид из потайного балкона дворца АмерДжайпур. Дворец Амер. Заклинатель змей


На обратном пути, у Ворот Ганеши нам посчастливилось  сфотографироваться с огромным количество индусов. Живописная масса местного населения,  усевшаяся на ступенях лестницы, была несказанно рада такому счастью: оказаться в компании с бледнолицыми женщинами. 

Далее на выходе было несколько туристических аттракций – «заклинатель змей», вызывающий кобру с агрессивно раздутым капюшоном под звуки музыки и семейный «танцевальный ансамбль», стартующий свои  песни и пляски при  приближении туристов и также резко обрывающий свое выступление при удалении оных. Расположенная по ходу галерея современного искусства порадовала глаз  огромными металлическими изображениями птиц и пауков.

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 04.09.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.