Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Путешествуем выгодно: покупаем авиабилеты недорого

Большинство путешественников предпочитают покупать электронные авиабилеты в Интернете. У этого способа множество преимуществ. Кроме того, что можно забронировать билеты, не выходя из дома, это позволит еще и существенно сэкономить на перелетах. 

сегодня

29 сентября
Cостоялось открытие трамвайного движения
Cостоялось открытие трамвайного движения

29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару.

Дорога домой


Токио. Землетрясение в марте 2011

11-13.03.2011. Токио

На последний день прибывания в Токио я оставила посещение магазинов (центра Акихабыры — Йодобаши — Электросити), прогулку по парку Уэно и последнее посещение почты с большой партией открыток. Некоторые коррективы внесла моя невнимательность, я в центре выставочном купила опыт с магнитной жидкостью, а перевод на английском забыла попросить. Вот и пришлось ехать опять в Мирайкан (как оказалось, зря — only japan).

Япония. Парк Уэно 11.03.2011Парк Уэно. Начинает зацветать сакура. 11.03.2011


В музеях парка Уэно шли смены выставок. Готовили к открытию 12 марта выставку Рембранта. В зоопарк я тоже уже не пошла, просто прошлась по дорожкам парка, в котором уже началась подготовка к одному из главных праздников — цветению сакуры. Посмотрела, как девчонки играют в бейсбол (для меня это ново). И уже время подходило к 12 часам.

Почта уже не удивляет. Конвертики взвешали, марочки купили, наклеили, подписала последние приветы и с чувством выполненного долга поехала на Акихабару.

Акихабара 11.03.2011  Цели особой не было, хотелось посмотреть подарки своим мужчинам, и напечатать фотокнигу (файлы для неё я приготовила ещё дома). Про фотокнигу задумалась ещё летом, когда первый раз увидела. Но у меня на флэшке было более 2000 фотографий, а аппарат с носителя выбирает все графические файлы.

На 3 этаже в отделе фото- и видеоаппаратуры много всякой мелочёвки — доп. аксессуаров для фотоаппаратов.

Появилось ощущение, что под тобой проезжает поезд. Гул и мелкое потрясывание. Но я оглядываюсь, люди достаточно спокойно на всё это реагируют. Затем начинает качаться и дребезжать товар на витринах и стендах, раскачиваться лампы, рекламные щиты и пол под ногами начинает уходить. В сознании всплывает всё, что я когда-то слышала и видела про землетрясение. Нужно выйти из здания и держаться подальше от стёкол.

Люди начинают реагировать. Закрывают голову руками и быстро двигаются к эскалаторам и лестницам. Я следую со всеми вместе. Персонал магазина молниеносно выстраивается вдоль эвакуационных проходов и указывает, куда продвигаться, гася панику на корню. Но её и не было. У менеджеров гормкоговорители в руках, и идёт объявление об эвакуации (на японском).

Стоя на улице, люди первым делом достают телефоны и звонят родным. Практически все. Далеко от зданий не уйти — застройка очень плотная. Фотоаппараты я убрала в сумку и больше не доставала до самого аэропорта. Не смогла я фотографировать людей в такой ситуации. Несколько раз порывалась, но не смогла... Мне хватит памяти на всю оставшуюся жизнь.

Небоскрёбы раскачиваются с достаточной амплитудой. На окнах моментом опущены все жалюзи. Рядом находится станция Акихабара. На ней тихо. Движение поездов остановлено. А это значит, что всё очень серьёзно.

Земля под ногами продолжает раскачиваться. Сердце медленно и громко ухает. Лицо красное от прилива крови. Но паника наружу не выходит, так как вокруг нет паники. Все спокойно стоят и смотрят вверх или разговаривают по телефону. Кто-то спокойно куда-то идёт. Разница от обычного — это количество народа, тишина со стороны станции и колебание Земли.

Акихабара. Фотобук 11.03.2011В магазин я возвращалась раза три. Даже в промежутках между толчками успела напечатать фотокнигу и фотографии. На них были мои родные, и мне казалось в этот момент таким важным — фото родных должны быть при мне! Уже ближе к 18 часам магазин стали закрывать, давая возможность работникам добраться домой.

Мне тоже нужно было выбираться в гостиницу. А я ведь на другом конце огромного мегаполиса. Весь ж\д транспор: электрички и метро остановлены. Автобусы отпадают сразу — 1 в час и ещё неизвестно куда довезут — здесь только японский язык. Такси не реально — очередь в километр, а такси подъезжает одно в пол часа. Значит — пешком.

Я иду в тысячном потоке людей размеренно шагающих в направлении дома. Потоки встречаются, расходятся, останавливаются на светофорах. Где тротуары слишком узки — выделена полоса на дороге для пешеходов (страшно подумать, но в некоторых городах у нас машины бы ехали по тротуарам в такой ситуации). Все полицейские, силы самообороны — уже на постах. Карты выдают в центрах полиции и ксерокопировния (нужно сказать, что с картами в Японии вообще нет проблем — они бесплатно есть на любом вокзале). В каждом районе и возле станций есть стенды с информационными картами района.

Я шагаю, шагаю. Главное — не сбиться с направления. Благо, что я точно знаю все промежуточные станции своего пути: Токио-стэйшен, Шимбанши, Шинагава. Если я задерживаюсь, рассматривая дальнейший путь — меня тут же спрашивают, всё ли у меня хорошо и показывают направление, в котором идти.

Возле одной из витрин задержка — там выставлен большой экран. А там последствия цунами и той катастрофы, которая произошла, пока мы двигались. Землетрясение — это не самое страшное, а вот цунами! Оно приносит сразу много беды, и от него не спрячешься.

Но нужно двигаться дальше. Уже пройдя более четверти пути поняла, что я голодна и очень хочется пить. В кафе очереди. В магазинчиках по ходу движения — тоже. Это и понятно. Ведь многим и не суждено будет сегодня попасть домой, или это может затянуться на долгое время. Зашла в минимаркет, полки уже полупустые. Забрала последнюю коробочку чипсов и бутылку воды.

Вот уже до Шинагавы осталось 3 км. Время около 10 вечера. Это были самые трудные шаги. Порадовалась, что у меня такая тренировка была последние две недели, что я смогла пройти все км практически без усилий. А вот последний км был на автопилоте.

Подойдя к гостинице, вдруг осознала, что мне ещё нужно заставить себя подняться на 10-й этаж. Из шести лифтов до 17 этажа работал один, и до 37 — тоже один — в целях безопасности. Ведь Земля не переставала двигаться. Просто, как это ни странно, но к этому начинаешь привыкать.

В холле гостиницы около полутысячи человек. Кто-то стоит на ресепшен, кто-то располагается на полу (выдают покрывала, одеяла), кто-то просто находится среди людей, боясь подниматься выше в номер. Рядом станция — большой узел. И все, кому не суждено сегодня добраться домой, расположились в холлах гостиниц и общественных зданий.

Смелость для того, чтобы подняться в номер, появилась, когда один пожилой японец, зашедший со мной в лифт стал нажимать на кнопку 39 этажа. Там ресторан! Он уже не работал. Но сама суть! Человек голоден и готов подняться на 39 этаж покушать!

В номере я позвонила домой, включила телевизор, где шли новости (они шли всё время по всем каналам) и показывали интерактивную сейсмологическую карту, кадры с мест событий, собрала оставшиеся вещи, положила документы в карман, на всякий случай сложила маленькую сумку с экстренным набором, на случай быстрой эвакуации. Прочитала инструкцию о действиях в момент землетрясения. Приняла душ. Немного прилегла, сняв только ботинки и поставив их по ходу движения.

Самолёт в 11 утра, билет на Нарита-экспресс уже был призрачным и ненужным. Такси вызвать — уже не было никакой возможности. Автобусы до аэропорта не ходят. Значит, буду добираться общим потоком — но сначала, хоть немного нужно отдохнуть.

Отдых не получается. Гул, скрип — срывают меня с кровати. Стены, потолки скрипят и трещат. Пол медленно раскачивается. Будильник на пол пятого утра бесполезен. Уснуть явно не придётся. После третьей волны около половины четвёртого я решила спускаться вниз с вещами и лучше посидеть на полу среди людей, чем нагнетать в душе панику от страха одной в комнате.

С этого момента начинается мой путь домой.

Спустилась вниз в холл гостиницы. Народ спит на полу достаточно тесно. Во всю стену висит панель телевизора, новости идут, не переставая, на всех национальных каналах. Дикторы сидят в касках и порой с опаской посматривают вверх. Или вдруг начинает дребезжать картинка — это очередной толчок и камера дёргается вместе с полом. Многие люди стоят или сидят вокруг панели. Среди людей мне стало намного спокойней. Осознание того, что мои родные дома, и мне за них не нужно беспокоиться, в отличии от этих людей, давало силы и существенно облегчало мою ситуацию .

Подошла к стойке администратора по транспорту, узнала, что единственный способ добраться до аэропорта Нарита — это такси. Такси, так такси. Пошла занимать очередь. Нужно было ещё рассчитаться с гостиницей и сдать ключ. Девушка на ресепшене очень удивилась, что я так рано отказываюсь от номера, но я точно знала, что уже никакая сила не загонит меня на 10 этаж.

Очередь практически не двигалась. Если до 6 утра ещё хоть раз в 20-30 минут подъезжала машина, то после — просто тишина. В 7 утра позвонила в посольство, чтобы узнать какую-нибудь информацию о работе аэропорта и возможности туда попасть. Кроме того, что мне самой нужно решить проблему доставки себя в аэропорт, и то, что это форс-мажор, и авиакомпания в случае моего невылета должна будет посадить на другой рейс, я ничего не узнала. Дело спасения утопающего — дальше вы знаете...

Открылся зал для завтрака, у меня ещё был талон — решила попить хотя бы кофе, день предстоял длинный и сложный.

Понимаю, что уже и на такси мне не успеть в аэропорт, да и ждать его уже просто нет времени. Опять возвращаюсь к девочкам администраторам по перевозкам и выясняю, есть ли ещё какая альтернатива попасть в аэропорт. Меня снабжаю картами: одна — как дойти до метро, а вторая — как ехать и куда — схема метро. Объясняют маршрут и при этом всё время извиняются. Боже, как будто это они виноваты, что Землю трясёт. Пожелала им всем удачи, взяла чемоданы — и вперёд.

карта схема к метро 13.03.2011карта схема метро 13.03.2011


Опять поток людей. Кто-то продолжает свою дорогу домой, кто-то едет на работу. В городе пустили только некоторые линии поездов и метро. Большинство линий не работает.

Метров за 700 от входа в метро появился хвост очереди. Встала. 10 м — 5 минут. Вот так и двигаемся. Замечаю несколько таких, как я, с чемоданами. Через час-полтора появился вход в метро. Очень чётко регулируется и дозируется поток на вход и на выход. На платформе люди распределяются вдоль всего состава. Поезда идут медленно и редко.

Поезд приходит на платформу, уже забитый с предыдущих станций. Я нахожу местечко, куда втиснуться со своим багажом. При этом меня никто не облаивает, не толкает локтями, больше помогают подтянуть вещи. На следующей станции уже достаточно устойчиво устраиваюсь и даже нахожу плюс в своих двух чемоданах — они мне дают некоторое жизненное пространство, которое мне — гоустрофобу, просто необходимо во избежание приступа. Ехать до самого конца, поэтому на час можно расслабиться.

Пересадка на другую линию происходит на автомате. Иду за потоком. Правда, перед ступенями вниз решаюсь уточнить — туда ли, чтобы не тащить зазря чемоданы. Направление верно, более того, мне помогают поднять багаж.

Опять после нескольких попыток втискиваюсь в вагон. Через несколько станций, когда людей существенно убавилось, уточнила у пожилого японца, сколько по времени мне ещё добираться до аэропорта. То, что к самолёту мне попасть нереально — это уже ясно. Большая надежда на задержку рейса.

Поезд не доезжает до аэропорта несколько станций. С конечной ехать ещё около часа. Выходя из вагона, японец переговорил с молодой японкой, которая тоже следовала в аэропорт. Видно, попросил её помочь мне добраться. Мы с ней договорились выйти, не доезжая до конечной, взять такси. Так и сделали. Мне ещё раз помогли вытащить наверх чемоданы, мы прошли турникеты (я была без билета и пыталась заплатить, но так и не поняла, как это сделать — по-моему, в этот день метро работало бесплатно).

На улице светило такое яркое солнце. Так не верилось, что в это время где-то совсем рядом столько горя. Маленький городок, мало людей. Всё тихо и спокойно. Такси подъезжает с частотой одно в час.

Пока мы ждали такси, у меня осталась только надежда на задержку, а у девушки ещё оставалась надежда попасть на рейс. Договорились с мужчиной, который стоял впереди, он посадил нас вместе с собой в такси.

Нарита. зал 12.03.2011Я в аэропорту. Первый раз в жизни я радовалась задержке рейса. В аэропорту достаточно спокойно. Люди сидят и на полу и на ступеньках. Сотрудники аэропорта выдают спальные мешки и картонки. Примостилась возле стены на картонку. Рядом индусы и китаянка. Они делятся впечатлениями о землетрясении. Страшно всем, но все спокойно ждут своего рейса.

Часа в 3 дня объявили регистрацию на Москву. А вот тут начинается сама печальная часть моего ожидания.

Вылет откладывали на неопределённое время. В конечном итоге сказали, что вылет будет в 10 утра. Печальная, потому что за то время, пока мы ждали вылет самолёта, я испытала столько стыда за некоторых наших соотечественников. Несколько стадий от истерии до апатии, от воинствующего шовинизма, до всеобъемлющей любви — всё было за эти сутки. Были истеричные звонки в СМИ и посольство, что нас выгоняют, что все улетают, а нас не везут, потому что мы русские.

Нарита. Американ ЭирЛайн 12.03.2011Началось с истерики американцев. Рейс на Нью-Йорк проходил все те же стадии, что и наш. Экипаж американского лайнера взял на себя ответственность за взлёт в данных условиях (а трясло, не переставая) и начали загрузку лайнера. В результате наши начали показывать на американцев и кричать, что всех отправляют — китайцев (которым лететь всего пару-тройку часов и лайнеры несколько меньше нашего), американцев. А мы вот тут такие несчастные...

А американцы доехали до рулёжки и вернулись обратно. Только больше они не вышли из самолёта и провели ночь в салоне. Возобладал разум, а не эмоции.

Вот таких несколько ситуаций возникали до часа ночи, после чего мы были переведены в ВИП-зал и достаточно в комфортных условиях провели ночь. А я вот всё думала о тех женщинах, которые стояли и улыбались нам, извинялись и пытались уладить все конфликты возникающие на волне истерических всплесков. А ведь никому и в голову не приходило, что у них на душе, какая тревога за родных. Недопонимание и не знание языка провоцировали новые конфликты.

Если честно, я бы ещё несколько сток провела на полу с японцами, чем сутки с некоторыми из наших соотечественников. Как печально это не звучит.

Нарита. Инспектора полосы 13.03.2011Нарита. Командир лайнера 13.03.2011

Утром нам выдали паёк. К нам вышел командир судна и принёс свои изменения (и здесь некоторые не удержались от бестактных выкриков).

В 11 утра мы взлетели. Япония оставалась в прошлом со своей большой всеобщей бедой, которая ещё не кончилась.

Япония. Из самолёта 13.03.2011Япония. Из самолёта 13.03.2011


На взлёте перед нашими глазами открылось чудо — Фудзи-яма во всей своей красе. Я когда смотрела, всё время думал, что всё будет хорошо. Ведь у японцев есть поверье — кому Фудзи открывается — тот будет удачлив и счастлив.

В Москве нас встречала толпа журналистов. Я смотрела на наших барышень дающих интервью и мне было так противно. Именно в связи с этим я и написала — не верьте всему, что пишут. Ведь уже прошло, что нас там обижают...

Япония. Из самолёта 13.03.2011Япония. Из самолёта 13.03.2011


Домой я попала к утру 14-го. Мои, конечно, переволновались за меня. Фантазия рисовала картинки из фильма «Экипаж». Дети очень переживали. От младшего долго скрывали новости про Японию. Муж первый позвонил в посольство, чтобы сказать, где я нахожусь. Директор нашей турфирмы продлила мне страховку, которая закончилась 12-го числа.

Поеду ли я ещё в Японию? Да.

© Фото: Наталья Королькова

Опубликовано: 26.02.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.