Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Снаряжение для вейкбординга. Фото с сайта  phuket-fever.ru

Вейкбордингом принято именовать искусство держания на плаву с помощью балансирования на доске. Чтобы при этом экстремальном занятии соблюсти меры безопасности, нужно подобрать подходящую экипировку.

сегодня

13 декабря
Абель Тасман обнаружил Новую Зеландию
Абель Тасман обнаружил Новую Зеландию

13 декабря 1642 года голландский мореплаватель Абель Тасман первым из европейцев обнаружил Новую Зеландию. Вторым европейцем, посетившим острова, стал Джеймс Кук. Члены его экспедиции высадились на берег Новой Зеландии 8 октября 1769 года.

Дорога домой


Токио. Землетрясение в марте 2011

11-13.03.2011. Токио

На последний день прибывания в Токио я оставила посещение магазинов (центра Акихабыры — Йодобаши — Электросити), прогулку по парку Уэно и последнее посещение почты с большой партией открыток. Некоторые коррективы внесла моя невнимательность, я в центре выставочном купила опыт с магнитной жидкостью, а перевод на английском забыла попросить. Вот и пришлось ехать опять в Мирайкан (как оказалось, зря — only japan).

Япония. Парк Уэно 11.03.2011Парк Уэно. Начинает зацветать сакура. 11.03.2011


В музеях парка Уэно шли смены выставок. Готовили к открытию 12 марта выставку Рембранта. В зоопарк я тоже уже не пошла, просто прошлась по дорожкам парка, в котором уже началась подготовка к одному из главных праздников — цветению сакуры. Посмотрела, как девчонки играют в бейсбол (для меня это ново). И уже время подходило к 12 часам.

Почта уже не удивляет. Конвертики взвешали, марочки купили, наклеили, подписала последние приветы и с чувством выполненного долга поехала на Акихабару.

Акихабара 11.03.2011  Цели особой не было, хотелось посмотреть подарки своим мужчинам, и напечатать фотокнигу (файлы для неё я приготовила ещё дома). Про фотокнигу задумалась ещё летом, когда первый раз увидела. Но у меня на флэшке было более 2000 фотографий, а аппарат с носителя выбирает все графические файлы.

На 3 этаже в отделе фото- и видеоаппаратуры много всякой мелочёвки — доп. аксессуаров для фотоаппаратов.

Появилось ощущение, что под тобой проезжает поезд. Гул и мелкое потрясывание. Но я оглядываюсь, люди достаточно спокойно на всё это реагируют. Затем начинает качаться и дребезжать товар на витринах и стендах, раскачиваться лампы, рекламные щиты и пол под ногами начинает уходить. В сознании всплывает всё, что я когда-то слышала и видела про землетрясение. Нужно выйти из здания и держаться подальше от стёкол.

Люди начинают реагировать. Закрывают голову руками и быстро двигаются к эскалаторам и лестницам. Я следую со всеми вместе. Персонал магазина молниеносно выстраивается вдоль эвакуационных проходов и указывает, куда продвигаться, гася панику на корню. Но её и не было. У менеджеров гормкоговорители в руках, и идёт объявление об эвакуации (на японском).

Стоя на улице, люди первым делом достают телефоны и звонят родным. Практически все. Далеко от зданий не уйти — застройка очень плотная. Фотоаппараты я убрала в сумку и больше не доставала до самого аэропорта. Не смогла я фотографировать людей в такой ситуации. Несколько раз порывалась, но не смогла... Мне хватит памяти на всю оставшуюся жизнь.

Небоскрёбы раскачиваются с достаточной амплитудой. На окнах моментом опущены все жалюзи. Рядом находится станция Акихабара. На ней тихо. Движение поездов остановлено. А это значит, что всё очень серьёзно.

Земля под ногами продолжает раскачиваться. Сердце медленно и громко ухает. Лицо красное от прилива крови. Но паника наружу не выходит, так как вокруг нет паники. Все спокойно стоят и смотрят вверх или разговаривают по телефону. Кто-то спокойно куда-то идёт. Разница от обычного — это количество народа, тишина со стороны станции и колебание Земли.

Акихабара. Фотобук 11.03.2011В магазин я возвращалась раза три. Даже в промежутках между толчками успела напечатать фотокнигу и фотографии. На них были мои родные, и мне казалось в этот момент таким важным — фото родных должны быть при мне! Уже ближе к 18 часам магазин стали закрывать, давая возможность работникам добраться домой.

Мне тоже нужно было выбираться в гостиницу. А я ведь на другом конце огромного мегаполиса. Весь ж\д транспор: электрички и метро остановлены. Автобусы отпадают сразу — 1 в час и ещё неизвестно куда довезут — здесь только японский язык. Такси не реально — очередь в километр, а такси подъезжает одно в пол часа. Значит — пешком.

Я иду в тысячном потоке людей размеренно шагающих в направлении дома. Потоки встречаются, расходятся, останавливаются на светофорах. Где тротуары слишком узки — выделена полоса на дороге для пешеходов (страшно подумать, но в некоторых городах у нас машины бы ехали по тротуарам в такой ситуации). Все полицейские, силы самообороны — уже на постах. Карты выдают в центрах полиции и ксерокопировния (нужно сказать, что с картами в Японии вообще нет проблем — они бесплатно есть на любом вокзале). В каждом районе и возле станций есть стенды с информационными картами района.

Я шагаю, шагаю. Главное — не сбиться с направления. Благо, что я точно знаю все промежуточные станции своего пути: Токио-стэйшен, Шимбанши, Шинагава. Если я задерживаюсь, рассматривая дальнейший путь — меня тут же спрашивают, всё ли у меня хорошо и показывают направление, в котором идти.

Возле одной из витрин задержка — там выставлен большой экран. А там последствия цунами и той катастрофы, которая произошла, пока мы двигались. Землетрясение — это не самое страшное, а вот цунами! Оно приносит сразу много беды, и от него не спрячешься.

Но нужно двигаться дальше. Уже пройдя более четверти пути поняла, что я голодна и очень хочется пить. В кафе очереди. В магазинчиках по ходу движения — тоже. Это и понятно. Ведь многим и не суждено будет сегодня попасть домой, или это может затянуться на долгое время. Зашла в минимаркет, полки уже полупустые. Забрала последнюю коробочку чипсов и бутылку воды.

Вот уже до Шинагавы осталось 3 км. Время около 10 вечера. Это были самые трудные шаги. Порадовалась, что у меня такая тренировка была последние две недели, что я смогла пройти все км практически без усилий. А вот последний км был на автопилоте.

Подойдя к гостинице, вдруг осознала, что мне ещё нужно заставить себя подняться на 10-й этаж. Из шести лифтов до 17 этажа работал один, и до 37 — тоже один — в целях безопасности. Ведь Земля не переставала двигаться. Просто, как это ни странно, но к этому начинаешь привыкать.

В холле гостиницы около полутысячи человек. Кто-то стоит на ресепшен, кто-то располагается на полу (выдают покрывала, одеяла), кто-то просто находится среди людей, боясь подниматься выше в номер. Рядом станция — большой узел. И все, кому не суждено сегодня добраться домой, расположились в холлах гостиниц и общественных зданий.

Смелость для того, чтобы подняться в номер, появилась, когда один пожилой японец, зашедший со мной в лифт стал нажимать на кнопку 39 этажа. Там ресторан! Он уже не работал. Но сама суть! Человек голоден и готов подняться на 39 этаж покушать!

В номере я позвонила домой, включила телевизор, где шли новости (они шли всё время по всем каналам) и показывали интерактивную сейсмологическую карту, кадры с мест событий, собрала оставшиеся вещи, положила документы в карман, на всякий случай сложила маленькую сумку с экстренным набором, на случай быстрой эвакуации. Прочитала инструкцию о действиях в момент землетрясения. Приняла душ. Немного прилегла, сняв только ботинки и поставив их по ходу движения.

Самолёт в 11 утра, билет на Нарита-экспресс уже был призрачным и ненужным. Такси вызвать — уже не было никакой возможности. Автобусы до аэропорта не ходят. Значит, буду добираться общим потоком — но сначала, хоть немного нужно отдохнуть.

Отдых не получается. Гул, скрип — срывают меня с кровати. Стены, потолки скрипят и трещат. Пол медленно раскачивается. Будильник на пол пятого утра бесполезен. Уснуть явно не придётся. После третьей волны около половины четвёртого я решила спускаться вниз с вещами и лучше посидеть на полу среди людей, чем нагнетать в душе панику от страха одной в комнате.

С этого момента начинается мой путь домой.

Спустилась вниз в холл гостиницы. Народ спит на полу достаточно тесно. Во всю стену висит панель телевизора, новости идут, не переставая, на всех национальных каналах. Дикторы сидят в касках и порой с опаской посматривают вверх. Или вдруг начинает дребезжать картинка — это очередной толчок и камера дёргается вместе с полом. Многие люди стоят или сидят вокруг панели. Среди людей мне стало намного спокойней. Осознание того, что мои родные дома, и мне за них не нужно беспокоиться, в отличии от этих людей, давало силы и существенно облегчало мою ситуацию .

Подошла к стойке администратора по транспорту, узнала, что единственный способ добраться до аэропорта Нарита — это такси. Такси, так такси. Пошла занимать очередь. Нужно было ещё рассчитаться с гостиницей и сдать ключ. Девушка на ресепшене очень удивилась, что я так рано отказываюсь от номера, но я точно знала, что уже никакая сила не загонит меня на 10 этаж.

Очередь практически не двигалась. Если до 6 утра ещё хоть раз в 20-30 минут подъезжала машина, то после — просто тишина. В 7 утра позвонила в посольство, чтобы узнать какую-нибудь информацию о работе аэропорта и возможности туда попасть. Кроме того, что мне самой нужно решить проблему доставки себя в аэропорт, и то, что это форс-мажор, и авиакомпания в случае моего невылета должна будет посадить на другой рейс, я ничего не узнала. Дело спасения утопающего — дальше вы знаете...

Открылся зал для завтрака, у меня ещё был талон — решила попить хотя бы кофе, день предстоял длинный и сложный.

Понимаю, что уже и на такси мне не успеть в аэропорт, да и ждать его уже просто нет времени. Опять возвращаюсь к девочкам администраторам по перевозкам и выясняю, есть ли ещё какая альтернатива попасть в аэропорт. Меня снабжаю картами: одна — как дойти до метро, а вторая — как ехать и куда — схема метро. Объясняют маршрут и при этом всё время извиняются. Боже, как будто это они виноваты, что Землю трясёт. Пожелала им всем удачи, взяла чемоданы — и вперёд.

карта схема к метро 13.03.2011карта схема метро 13.03.2011


Опять поток людей. Кто-то продолжает свою дорогу домой, кто-то едет на работу. В городе пустили только некоторые линии поездов и метро. Большинство линий не работает.

Метров за 700 от входа в метро появился хвост очереди. Встала. 10 м — 5 минут. Вот так и двигаемся. Замечаю несколько таких, как я, с чемоданами. Через час-полтора появился вход в метро. Очень чётко регулируется и дозируется поток на вход и на выход. На платформе люди распределяются вдоль всего состава. Поезда идут медленно и редко.

Поезд приходит на платформу, уже забитый с предыдущих станций. Я нахожу местечко, куда втиснуться со своим багажом. При этом меня никто не облаивает, не толкает локтями, больше помогают подтянуть вещи. На следующей станции уже достаточно устойчиво устраиваюсь и даже нахожу плюс в своих двух чемоданах — они мне дают некоторое жизненное пространство, которое мне — гоустрофобу, просто необходимо во избежание приступа. Ехать до самого конца, поэтому на час можно расслабиться.

Пересадка на другую линию происходит на автомате. Иду за потоком. Правда, перед ступенями вниз решаюсь уточнить — туда ли, чтобы не тащить зазря чемоданы. Направление верно, более того, мне помогают поднять багаж.

Опять после нескольких попыток втискиваюсь в вагон. Через несколько станций, когда людей существенно убавилось, уточнила у пожилого японца, сколько по времени мне ещё добираться до аэропорта. То, что к самолёту мне попасть нереально — это уже ясно. Большая надежда на задержку рейса.

Поезд не доезжает до аэропорта несколько станций. С конечной ехать ещё около часа. Выходя из вагона, японец переговорил с молодой японкой, которая тоже следовала в аэропорт. Видно, попросил её помочь мне добраться. Мы с ней договорились выйти, не доезжая до конечной, взять такси. Так и сделали. Мне ещё раз помогли вытащить наверх чемоданы, мы прошли турникеты (я была без билета и пыталась заплатить, но так и не поняла, как это сделать — по-моему, в этот день метро работало бесплатно).

На улице светило такое яркое солнце. Так не верилось, что в это время где-то совсем рядом столько горя. Маленький городок, мало людей. Всё тихо и спокойно. Такси подъезжает с частотой одно в час.

Пока мы ждали такси, у меня осталась только надежда на задержку, а у девушки ещё оставалась надежда попасть на рейс. Договорились с мужчиной, который стоял впереди, он посадил нас вместе с собой в такси.

Нарита. зал 12.03.2011Я в аэропорту. Первый раз в жизни я радовалась задержке рейса. В аэропорту достаточно спокойно. Люди сидят и на полу и на ступеньках. Сотрудники аэропорта выдают спальные мешки и картонки. Примостилась возле стены на картонку. Рядом индусы и китаянка. Они делятся впечатлениями о землетрясении. Страшно всем, но все спокойно ждут своего рейса.

Часа в 3 дня объявили регистрацию на Москву. А вот тут начинается сама печальная часть моего ожидания.

Вылет откладывали на неопределённое время. В конечном итоге сказали, что вылет будет в 10 утра. Печальная, потому что за то время, пока мы ждали вылет самолёта, я испытала столько стыда за некоторых наших соотечественников. Несколько стадий от истерии до апатии, от воинствующего шовинизма, до всеобъемлющей любви — всё было за эти сутки. Были истеричные звонки в СМИ и посольство, что нас выгоняют, что все улетают, а нас не везут, потому что мы русские.

Нарита. Американ ЭирЛайн 12.03.2011Началось с истерики американцев. Рейс на Нью-Йорк проходил все те же стадии, что и наш. Экипаж американского лайнера взял на себя ответственность за взлёт в данных условиях (а трясло, не переставая) и начали загрузку лайнера. В результате наши начали показывать на американцев и кричать, что всех отправляют — китайцев (которым лететь всего пару-тройку часов и лайнеры несколько меньше нашего), американцев. А мы вот тут такие несчастные...

А американцы доехали до рулёжки и вернулись обратно. Только больше они не вышли из самолёта и провели ночь в салоне. Возобладал разум, а не эмоции.

Вот таких несколько ситуаций возникали до часа ночи, после чего мы были переведены в ВИП-зал и достаточно в комфортных условиях провели ночь. А я вот всё думала о тех женщинах, которые стояли и улыбались нам, извинялись и пытались уладить все конфликты возникающие на волне истерических всплесков. А ведь никому и в голову не приходило, что у них на душе, какая тревога за родных. Недопонимание и не знание языка провоцировали новые конфликты.

Если честно, я бы ещё несколько сток провела на полу с японцами, чем сутки с некоторыми из наших соотечественников. Как печально это не звучит.

Нарита. Инспектора полосы 13.03.2011Нарита. Командир лайнера 13.03.2011

Утром нам выдали паёк. К нам вышел командир судна и принёс свои изменения (и здесь некоторые не удержались от бестактных выкриков).

В 11 утра мы взлетели. Япония оставалась в прошлом со своей большой всеобщей бедой, которая ещё не кончилась.

Япония. Из самолёта 13.03.2011Япония. Из самолёта 13.03.2011


На взлёте перед нашими глазами открылось чудо — Фудзи-яма во всей своей красе. Я когда смотрела, всё время думал, что всё будет хорошо. Ведь у японцев есть поверье — кому Фудзи открывается — тот будет удачлив и счастлив.

В Москве нас встречала толпа журналистов. Я смотрела на наших барышень дающих интервью и мне было так противно. Именно в связи с этим я и написала — не верьте всему, что пишут. Ведь уже прошло, что нас там обижают...

Япония. Из самолёта 13.03.2011Япония. Из самолёта 13.03.2011


Домой я попала к утру 14-го. Мои, конечно, переволновались за меня. Фантазия рисовала картинки из фильма «Экипаж». Дети очень переживали. От младшего долго скрывали новости про Японию. Муж первый позвонил в посольство, чтобы сказать, где я нахожусь. Директор нашей турфирмы продлила мне страховку, которая закончилась 12-го числа.

Поеду ли я ещё в Японию? Да.

© Фото: Наталья Королькова

Опубликовано: 26.02.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.