Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Виды отдыха. Фото с сайта  vmp.cz

Путешествие всегда преследует некую цель. Неважно – это научная экспедиция, прогулка выходного дня или тур, предлагаемый вам агентством. Цель – есть всегда.

сегодня

14 ноября
День кузнеца в Беларуси
День кузнеца в Беларуси

14 ноября – День кузнеца в Беларуси. В этот день в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы – покровителя кузнецов, поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров – Днем кузнеца.

До свидания, «Бажов», здравствуй, бункер Сталина


Из цикла «По Волге-матушке в край цветущего лотоса». Часть 7

Снова СамараВ последний день круиза нас, покидающих теплоход в Самаре, директор собрал в читальном салоне, где нам налили по бокалу шампанского (крепко не любимое мной полусладкое), раздали анкеты и предложили отоварить бажики, у кого они есть. Какая-то семья набрала их около сотни, и на эту сумму им удалось выбрать какой-то приличный приз (сервиз, по-моему), а у большинства было по 10-15 бажиков, за которые можно было купить разве что свечку или что-то из пластиковой посуды. На мой взгляд, 10-бажиковая купюра — сама по себе гораздо более интересный сувенир, чем свечка, продающаяся в каждой аптеке.

После высадки в Самаре нас ждала еще одна экскурсия по городу. С большой долей вероятности предположив, что автобус проедет мимо гостиницы «Бристоль», где мне предстояло жить, причем ближе к концу экскурсии, я спросила, нельзя ли мне сесть в автобус сразу с чемоданом, с тем, чтобы в конце экскурсии его вместе со мной оттуда у «Бристоля» и выбросили. Эту мою просьбу не удовлетворили, хотя мне не совсем ясно, почему: автобус был пустой на треть, и, если уж он способен везти мой вес, килограммов семь моего тряпья его бы явно не перегрузило. Самое обидное, что мы не только проехали помянутую гостиницу в самом конце экскурсии, но и стояли у ее входа в пробке.

Самара. Дом ЖуковаНо для начала мы поехали на площадь Славы, к военному монументу, Георгиевскому собору и смотровой площадке. Оттуда открывается красивый вид на Жигулевские горы. Причем та вода, что видна на снимке, — это не Волга, а ее заливчик. Собственно великая и необъятная река начинается за лесополосой и простирается до расплывчатой полоски на горизонте, которая и есть Жигулевские горы.

Также на площади стоит Монумент Славы — на высокой стеле человек, держащий крылья в поднятых руках. Как только не зовут его в народе: и «Паниковский с гусем», и «Студент с зачеткой», и «Парень со сломанным скейтом»... По пути мы проезжали, кстати, еще один необычный памятник — отопительной батарее. Первоначально на ней должна была сидеть кошка, но кто-то отметил, что батареи в Самаре сверхгорячие и в качестве кошачьего лежбища использоваться не могут, поэтому над батареей установили подоконник и пересадили туда зверицу.

На этой же площади Славы — храм Георгия Победоносца, он новый, но впечатляет его фарфоровый иконостас.

И вот приехали в бункер Сталина. Если до сего момента экскурсия меня совершенно не впечатляла (тому виной отчасти автобус. Если в Саратове сидеть в рейсовом автобусе было не слишком удобно, но из его окон хоть что-то видно, то на узких исторических самарский улицах из окон «неоплана» нельзя было разглядеть практически ничего), то, войдя в это уникальное инженерное сооружение, мы оценили, до чего же в теме наш экскурсовод.

Самара. Бункер Сталина. Зал заседанийОн подробно рассказал, что, как, куда, когда, зачем устроено и каким образом функционирует. Бункер уходит в глубину на 37 метров и мог выдержать прямое попадание самой сильной современной ему авиабомбы, а затем в течение пяти суток полностью автономно существовать, размещая в себе до 300 человек вполне комфортно или вдвое больше — несколько стесненно.

Спуск вниз состоит из двух этапов. Сначала по такому поставленному вертикально тоннелю метро спускается винтовая лестница (параллельно идет другой такой же тоннель — запасной), затем, пройдя по коридору, попадаешь в обычный подъезд, только он уходит вниз. На каждом этаже три двери — лифт, подсобное помещение и комната (в них сейчас экспозиции, рассказывающие о разных аспектах жизни Куйбышева в сталинскую эпоху). В самом низу — кабинет Сталина и зал заседаний. Долгое время историки спорили, посещал ли когда-нибудь Сталин это предназначенное для него чудо инженерной техники. Сейчас научно доказано, что в Куйбышеве он никогда не был.

На этом наше плавание закончилось, мы покинули гостеприимный теплоход и разошлись каждый своей дорогой: основная масса — по домам, моя соседка — в Екатеринбург, а я — в гостиницу «Бристоль».

«Бристоль-» (эконом) «-Жигули»

Гостиница «Бристоль»Собственно, от речного вокзала до «Бристоля» от силы километра полтора ходу. Беда в том, что большая часть этого пути проходит круто вверх, и даже не в гору, а по лестницам, и тащить туда чемодан, колеса которого в данной ситуации бесполезны, — удовольствие значительно ниже среднего. А меньшая, равнинная часть, чтобы жизнь раем не казалась, для полного удовольствия вымощена тротуарной плиткой.

Может быть, транспорт какой туда и ходит, но информацию об этом мне получить не удалось, хотя я и очень старалась. Вместо этого на узких тротуарах от прохожих, с которыми мне было не так-то легко разойтись, я получила массу полезной, но не особо приятной информации относительно размеров моего чемодана и прочих частей тела. Короче говоря, к тому моменту, как я все-таки добралась до «Бристоля», я уже любила Самару значительно меньше.

«Бристоль» искупил все. Он был превосходен. Чудесно декорированное здание в стиле модерн. Заходя внутрь, попадаешь в облезлый подъезд с абсолютно убитыми лестницами и торчащей отовсюду полусгнившей проводкой, но при этом с таааакими лепными потолками! Тааааким майоликовым декором! Тааааакими старинными люстрами!

При бронировании я не разобралась с прейскурантом на сайте и была уверена, что заказываю себе одноместный номер с удобствами и завтраком. Перед отъездом, когда я звонила подтвердить бронь, выяснилось, что речь идет о койке в двухместном с удобствами на блок; одноместные у них только без удобств, хотя и дешевле, но свободных сейчас нет. Теперь же оказалось, что номер, укомплектованный кроватью и диваном-книжкой, заселяется как двухместный только в высокий сезон, да и в блок мне, скорее всего, никого не подселят.

Самара. Интерьер «Бристоля»Комната у меня была... ну вот когда я лежала в больнице, нас в палате таких размеров было восемь плюс холодильник. Высоченные, метров пять, потолки, лепнина под которыми была весьма скромная по сравнению с лестницами и коридорами. Занавески и люстра, наверное, сохранились не с тех времен, а лет на пятьдесят помоложе, но в хорошем состоянии и выдержаны в общем стиле.

Кровать стояла параллельно окну, выходящему во внутренний двор. Наблюдать за жизнью дворика в стиле модерн, лежа в постели, было очень романтично. Что примечательно — абсолютно тихо, хотя это и центр города.

Санузел был площадью примерно как две моих кухни и представлял в плане трапецию с прямым углом. Потолок тоже украшен лепниной. Висит зеркало, также в стиле модерн, хотя и явно из ближайшего хозмага. Сантехника нестарая и исправная. Правда, никаких мыл и шампуней, только туалетная бумага.

Утром на столике близ рецепции лежал завтрак — стопка закатанных в пленку с пластиковыми тарелками комплектов: яйцо, йогурт, чайный пакетик, три кусочка сахара и небольшой бутерброд во-о-от с такусеньким количеством вареной колбасы (правда, вкусной и свежей). Кипятком можно было разжиться там же — и тащить его на свой этаж.

Расчетный час в гостинице — полдень. Поезд мой был около пяти часов, при всех особенностях местного транспорта выдвигаться на вокзал раньше четырех смысла не имело, и мне любезно предложили разместить чемодан тут же, в комнате администратора. С чем я и пошла досматривать город.

Ах, Самара!..

Самарский модернЕсли в день приезда я наслаждалась деревянным миром Самары, то теперь познакомилась и с другими ее архитектурными ипостасями. В частности, квартал, где я жила, был заповедником модерна. Причем самарский модерн самый разный: это и чистый конструктивный модерн (эталон этого стиля, особняк Курлиной, сейчас наглухо скрыт лесами; но в переулках можно найти и другие, очень выразительные дома), и неоклассический стиль художественного музея, и различные национальные темы, от готического костела Сердца Иисусова до немецкого особняка Клодта, где сейчас детская картинная галерея, и, конечно, «русского стиля» драмтеатра.

Пешеходная же улица Ленинградская полна эклектикой. Еще накануне вечером я прошлась по ней в поисках музея Высоцкого. Сквер его обнаружился, с памятником (не понравился), самого музея найти не удалось. Зато по пути познакомилась с несколькими самарскими храмами. В кафедральный собор — Покровский, правда, не попала: свернула не в тот переулок и вляпалась в какие-то гаражи, за которыми начинался стадион.

Самара. Улица ЛенинградскаяИтак, в последний день я решила осмотреть еще пару-тройку музеев. Их выбор определялся степенью близости к гостинице, чтобы можно было, контролируя время отъезда, вовремя закончить прогулку. Первой была, конечно, картинная галерея. Там довольно большая коллекция русского искусства, особенно в части авангарда. Попала я также на выставку «Небо в русской живописи» — примечательно, что в последний день ее работы. А вот отдел зарубежного искусства, которым музей особенно славится, был закрыт — кажется, на санитарный день.

У музея несколько филиалов, и географически ближайший к нему — детская картинная галерея в сказочном теремке Ивана Те-Клодта, построенном А. Щербачевым. Я подумала, что смотреть детские рисунки мне не особо интересно, но, раз уж иду мимо, зайти стоит. Оказалось, что работы детей там только во время учебного года, а в летние месяцы открыты разные интересные выставки. Сегодня (обратите внимание — 31 августа!) есть последняя возможность посмотреть выствку «Эксклюзивная кукла особняка Клодта» — история в костюмах.

Самара.  Особняк Те-КлодтаЭто художница Ольга Баканова много лет создает коллекции кукол различных эпох. Их много, поэтому они выставлены не все сразу. Куклы — просто чудо! В данный момент были представлены Возрождение, барокко, рококо, костюм русской знати допетровской эпохи и традиционная народная кукла. Экспозицию дополняли фотографии современных куклам памятники архитектуры. Особенно порадовали аннотации, в которых было дано название каждому из элементов костюма и подробно расписано его назначение.

Был еще один зал, посвященный архитектуре русского барокко. Там были фотографии архитектурных объектов. Вскоре после того, как я начала читать сопроводительную информацию, у меня возникло непреодолимое желание пообщаться с научным сотрудником. Наша дискуссия о том, что можно, а что нельзя считать русским барокко и почему, могла бы растянуться на несколько дней, но я торопилась и поэтому после первых двадцати минут просто оставила им ссылку на свою статью.

Дальше я проследовала на улицу Фрунзе, где, по моей информации, по одному адресу находились литературный музей, музей А. Толстого и музей Горького. На месте выяснилось, что это один музей (внимание!) — Литературный музей А. Толстого имени Горького. Занимает он деревянное здание усадьбы второй половины позапрошлого века. Я решила, что музей вряд ли большой, можно его осмотреть, а потом не торопясь отправиться в гостиницу и на вокзал.

Самара. Музей А.ТолстогоЭкспозиция, однако, огромна! Толстой родился в этих краях, учился в самарском училище, а в дальнейшем бывал в этом доме наездами. Основа коллекции — архивы его матери А. Бостром (Толстой), тоже неплохой писательницы. Постепенно экспозиция дополнялась стараниями фактически одной женщины — директора музея (опять забыла фамилию). Часть предметов подлинные, часть — аутентичные того времени.

После этого оставалось только отбыть (точнее, быстро бежать) в гостиницу. Я вышла на платформу минут за десять до отхода поезда. Вот за окнами последний раз мелькнул самарский вокзал (памятник архитектуры) и...

P.S. В последнюю ночь на теплоходе я вышла на палубу. Я сразу даже не поняла, что там увидела. Все черное небо, от горизонта до самого верха, было густо-густо усыпано белыми звездами. Одни были огромны, другие еле различимы, одни горели ярко, свет других только угадывался, просматривались даже туманности и звездная пыль.

В Москве звезд почти не видно.

(Продолжение следует)

© Фото: Варвара Вельская

Опубликовано: 01.05.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.