Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Дорожная сумка. Фото с сайта handybag.ru

За границей, фирменная дорожная сумка указывает на статус путешественника. Это такой же важный аксессуар, как дорогие часы, хороший пояс или элегантные очки.

сегодня

14 декабря
День памяти жертв Латской трагедии
День памяти жертв Латской трагедии

14 декабря – День памяти жертв Латской трагедии. В этот день 1992 года во время грузино-абхазской войны в Кодорском ущелье над селом Лата войска Госсовета Грузии сбили российский вертолет, совершавший гуманитарный рейс.

Дарджилинг - Дели. Возвращение


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 22

16 день, 24 октября  2008 г. – пятница, Дарджилинг - Дели

Сегодня  встаем попозже, в 7.30. В номере холодно, и мы утепляемся. Времени до отъезда достаточно, поэтому снова поднимаемся на балкон, чтобы последний раз полюбоваться красотой гор, бросить последний взгляд на уже белоснежные пики. Фотографируем красивые картины, которыми богат интерьер отеля. На удивление (и мы делаем это не в первый раз) картины всегда выходят хорошо, особенно если они не за стеклом.

Самолет авиакомпании SpiceJet по маршруту Багдогра-Дели


В 9.10 мы уже внизу, владелец отеля прощается с нами по-отечески и вежливо спрашивает нашего разрешения присоединить к нам одного человека в дорогу. Мы не возражаем, и он ведет нас вниз, показывая джип, который повезет нас в Багдогру.

Машина опять местная Tata, вместительная и с обязательным Буддой на «торпеде». Вдоль нашей крутой улочки припаркованы машины, и наш водитель с трудом протискивается между ними, уж как он тут развернулся, я даже не понимаю. Постоянно тренируемый навык виртуозного маневрирования и содержащиеся в порядке тормоза сделали свое дело, мы медленно, но верно спускались вниз.

Возвращались мы другим путем, потому что ехали в аэропорт Багдогра,  ближайший к Дарджилингу. Извилистая дорога уносила нас от курортного города, освещенного ярким небом, создавая великолепное зрелище! В моем мозгу рефреном звучали слова Роберта Бернса «My heart's in the Highlands, my heart is not here!» Завораживающая стихия огня и воды для меня дополняется незабываемыми впечатлениями от вида гор.

Обернувшись, мы бросаем последний взгляд на Канченджангу, оставляя ее в тайниках нашей памяти. Не доезжая до Батасия Луп (Batasia Loop), мы вынужденно останавливаемся, чтобы разминуться с грузовиком, и место остановки очень символично – это Thupden Choling Monastery, буддийский монастырь, основанный тибетскими беженцами в 1971 году для сохранения своих традиций и культуры.

Белоснежное ступенчатое здание с яркими охристыми окнами и небольшими ступами на открытой платформе-балконе выглядит очень нарядно и празднично. Этот монастырь находится в 4 километрах от Дарджилинга и принадлежит к секте Kargyupa (Кагью - одна из четырех школ тибетского буддизма), а новое здание было открыто в 1993 году Его Святейшеством Далай-ламой.

Чем ниже мы спускаемся вниз, тем больше становится чайных плантаций и если верить отзывам, то та равнина, что лежит внизу – это уже территория Бангладеш. Крутоспускающаяся вниз дорога очень живописна, по бокам дороги периодически встречаются большие чайные чашки с блюдцами, приподнятые на постамент. Это своеобразная реклама местного чая, плантации которого расположены в окрестностях города Курсеонг, куда возят на экскурсии туристов.

В нескольких местах нас останавливала ватага мальчишек, бесстрашно бросающихся под колеса водителя. Они занимались тем, что собирали дань с проезжающих водителей на какое-то мероприятие. Наш несколько раз безропотно отдавал какую-то сумму. А еще Багдогра запомнилась проносящимися мимо лавками с выставленными образцами великолепной резной мебели и многорукими глиняными фигурами женщин. Расстояние до Багдогры в 93 километра мы преодолели за 3 часа.

При входе в здание аэропорта у всех проверяли багаж и даже давали его обнюхать собакам. Может быть, это была проверка на наркотики? Электронный авиабилет информировал, что мы летим авиакомпанией SpiceJet и, увидев молодых людей в красных футболках со значком компании,  спросили у них, куда двигаться дальше. Нас только что под руки не отвели к просветке, где проверялся багаж перед сдачей его на рейс.

Здесь нас ожидала новинка: в целях безопасности полета и сохранности багажа, его крест-накрест перетянули узкой пластиковой лентой, а на замки навесили пластиковые блокираторы. Вот тебе и небольшой аэропорт! Переходим дальше и занимаем очередь на регистрацию у стойки с обозначением нашей компании. У Вали сломана ручка чемодана, служащие внимательно осматривают ее чемодан и составляют акт, дав Вале расписаться, чтобы потом не было претензий. На всю ручную кладь навешивают бирки, ставят на них печать и подпись, и мы строго следим, чтобы ни одна вещь не осталась без внимания, чтобы потом не было проблем.

Аэропорт вполне современный, а контингент местного населения, видимо, состоятельный, так как нет обычных попрошаек. Поднимаемся на второй этаж и через просветку ручной клади проходим в зал ожидания, не сразу сообразив, что не осмотрели местный  дьютик. Здесь же в отдельной кабинке проходим личный досмотр, к чему мы уже привыкли при проходе в форты и некоторые храмы.

Неулыбчивая служащая в форме цвета хаки заставила меня открыть сумки (в т.ч. из-под видеокамеры) и вынуть все содержимое. Пустая банка для кипячения воды вызвала у нее вопросы, а вот бутылки с соком и водой – нет. Она тщательно проверила все штампики на бирках ручной клади и дала нам зеленый свет. В зале ожидания, постепенно наполнявшемся пассажирами нескольких рейсов, мы провели около 40 минут. Рейс другой авиакомпании задерживали, а наш нет, и мы вылетели вовремя, без опоздания в 14.05.

Белый Боинг с красным хвостовым оперением ожидал своих пассажиров, и Валя сделала его фотографию, за что получила замечание от служащих аэропорта.

Незаметный отрыв от земли, и вот уже гордые седые вершины – под нами. Самолет делает разворот, и я ловлю чудесный кадр окутанных облаками гор и странно задранного крыла с наименованием авиаперевозчика. Авиакомпания, производящая рейс SG 882, была малобюджетной, что означает, что еда не входила в стоимость авиабилета.

Прелестная ножка Индийской модницыМы поняли это, полистав журнал, в котором были указаны цены на соки и бутерброды (до 100 рупий за бутерброд). Воду давали бесплатно. Одновременно с предложением еды стюардессы предлагали товар по каталогу. Почти все индусы кинулись покупать предложенное: сумки, рюкзаки, часы, очки, кепки с логотипом SpiceJet.  

Мы сидим около аварийного выхода, что дает нам достаточно пространства впереди. А сбоку от нас сидят трое индусов, две женщины одеты в очень шикарные сари. Наманикюренные пальцы рук увешаны кольцами с бриллиантами, рубинами и сапфирами, а у одной из бриллиантов (?) выложен рисунок на лбу. Но самое впечатляющее то, что на пальцах ног тоже кольца! Не удержавшись, мы делаем фотографию ноги с кольцами крупным планом.

Через 40 минут полета самолет снижается, и мы делаем промежуточную посадку в Guwahati (судя по надписи на здании аэропорта). Половина пассажиров вышла, шустрые стюардессы профыкали воздух аэрозолем на освободившихся местах (не обращая внимания на оставшихся), и свежее пополнение пассажиров заняли свои места. В 18 часов мы прилетели в Дели.

К трапу самолета подошло сразу три автобуса, но единственная дверь была открыта только у одного, все остальные ждали, пока первый автобус набьется битком. В общем, мы попали во второй.

Получив багаж, мы проходим через строй встречающих с записками. Нас встречал тот же молодой человек, что и в первый раз, и он не выразил особой радости от встречи. Долго тащимся в поисках машины, но когда нам было предложено протащить чемоданы по гравию, наше терпение лопнуло, и мы потребовали, чтобы «Магомед пришел к горе». По-видимому, желание сэкономить на плате за стоянку и привело к такому результату, но гид откликнулся упреком, что наш рейс опоздал. Такой ненавязчивый сервис…

От аэропорта до отеля ехали около часа, и Дели удивил нас на этот раз. Везде очень яркое освещение, гирлянды цветов, всякие украшения из цветов. Да это и неудивительно, в Индии наступил  главный фестиваль наиболее значительный в индуизме, сикхизме и джайнизме.

Дивали — «Фестиваль Огней» символизирует победу добра над злом, и в знак этого зажигаются фонарики. Главная тема фестиваля — светящиеся фонарики, огни, фейерверки. Судя по всему, это один из самых любимых праздников в стране – Happy Diwali.

Знакомый отель Legend International встретил нас световыми гирляндами, которые местные рабочие крепили в холле. Нам были рады, это было видно, но при этом попытались всучить еще меньшую, чем в прошлый раз комнату. Хорошо, что мы запустили только одну Катю на осмотр. Через 5 минут она вернулась, сказав, что «торг здесь не уместен», и вариант заселения туда даже не обсуждается.

Нам повезло, так как Дивали - это также время для оплаты счетов, и финансовых, и кармических. После коротких переговоров без дополнительной оплаты нам предоставили два полноценных двухместных номера. А проверка душа подтвердила наличие горячей и холодной воды, что позволило нам (следуя традиции Дивали) очистить душу и тело, отбросить грехи  прошедшего года.

Мы должны были улететь в Москву в 4.30 26 октября, то есть выехать в аэропорт необходимо было не позднее 12 ночи, о чем и договорились с гидом. Предварительно еще обсудили на ресепшн возможность оставить вещи в камере хранения. Нам разрешили один из номеров освободить в час дня, при условии, что из второго выселимся сразу утром. Что могло быть лучше?

Несмотря на позднее время, мы все же решили пройти по традиционному маршруту до Коннот-плэйс. После чистого горного воздуха Дарджилинга выхлопные газы и прочие миазмы уличных туалетов были особенно ощутимы, но мы уже ориентировались в городе, и он не казался нам таким уж страшным. Мы хотели вернуться к сувенирным лавкам, в которых в первое посещение присмотрели разные бронзовые сувениры.

Вся площадь сияла разноцветными огнями иллюминаций, светились деревья, дома, местами в глиняных плошках трепетали огоньки-фитили. Стало понятно, для чего везде продавали эти глиняные, с ладошку величиной, мисочки. Свет огня в Дивали характеризует 5 стихий воздух, огонь, воду, землю и пространство. А пламя символизирует душу человека.  Проплутав по круговым секторам Коннота, мы не смогли обнаружить нужное нам место и решили вернуться назад, чтобы спокойно собрать вещи.

17 день, 25 октября  2008 г. – суббота, Дели

Последнее утро в Дели встретило нас ласковым ветерком и солнышком, и его мы решили посвятить не экскурсионной программе, а шоппингу. При вчерашних сборах Катя окончательно поняла, что чемодан надо менять и наши планы были скорректированы соответствующим образом. Марш-бросок на Коннот-плэйс, покупка чемодана в фирменном магазине Samsonite, и поиски сувенирной лавки при свете дня.

Мы сделали большой крюк, и пытались сориентироваться по Макдональдсу, но несколько раз нас отправляли не туда. Оказалось, что мы интуитивно все же двигались в правильном направлении и вскоре увидели то, что нам было нужно. Перед этим мы обнаружили представительство Аэрофлота и решили уточнить, надо ли нам оставлять индийские рупии для оплаты аэропортового сбора, про который было написано в выданной нам памятке.

Вызванный индус объяснил нам, что аэропортовый сбор теперь входит в оплату билета, это раньше надо было платить отдельно. Для нас это означало, что все оставшиеся рупии надо было потратить сегодня. И сувенирные ряды пришлись как нельзя кстати. Моя коллекция котов пополнилась еще одним – индийским из бронзы.

Ходить с чемоданом было тяжело, и мы вернулись в отель. Мы с Валей спустились вниз первыми и сдали чемоданы в камеру хранения, Кате же пришлось перекладывать вещи. Оставленный ею чемодан произвел неизгладимое впечатление на горничную, у которой от счастья «в зобу дыханье сперло».

В 11.30 мы снова вышли из отеля. Наступило окончательное время обдумывания подарков друзьям и знакомым, и мы вспомнили про бисерные сумки в Красном форте.

Решено было поехать туда на метро, заодно ознакомившись с этим видом транспорта. Ближайшая станция  метро, New Delhi, находится за железнодорожным вокзалом, через который мы шли с некой опаской из-за толпы народу. Полицейский при входе на наш вопрос сделал взмах рукой в сторону виадука над путями.

Мы шли по железнодорожному мосту и ужасались полнейшей неразберихой. Путей внизу было много, и мы были в недоумении, как можно разобраться и найти свой поезд. Учитывая что железнодорожное движение во всем мире подвержено опозданиям, а здесь особенно, не представляю, как можно сесть на свой поезд. Однако забота о клиенте заставила местное железнодорожное начальство  оборудовать платформы навесами от солнца.

На этих сайтах можно ознакомиться со схемой метро Дели www.delhimetrorail.com и www.karta-metro.ru

Метро в столице Индии начали строить чуть более 10 лет назад (1998 г.), но за это время было оборудовано 3 линии длиной около 70 км и более 60 станций. Работает, как и у нас с 6 утра до 23.00. Частично линии метрополитена находятся под землей, но основная их часть – наземная. Здесь используется современная замкнутая система оплаты и контроля с использованием турникетов на входе и выходе.

Мы спускаемся вниз и идем в кассу. Стоимость проезда зависит от расстояния, мы изучаем схему и определяем, сколько нам надо заплатить за проезд до Чанди Чоука. Покупаем жетон, внутренний микрочип которого подскажет турникету при выходе, оплатили ли мы свой проезд. Идем далее и проходим через арку-металлоискатель, возле которой стоит мужчина в военной форме.

Он милостиво пропускает нас дальше, чтобы мы попали в руки женщины-военнослужащей, отправившей нас в зашторенную кабинку, где она охлопала нас руками по бокам и посмотрела в предусмотрительно открытые нами сумки. После этих процедур со спокойной совестью мы идем к турникетам и прикладываем жетон к «мишени». Ворота, послушные волшебному «сим-сим» жетона, открывают нам доступ к делийскому метро.

По лестнице спускаемся вниз и определяем нужную нам платформу. Местные власти особо не заморачиваются на украшение внутренних интерьеров станций, здесь все просто и функционально «пришел, сел в поезд, уехал». Через некоторое время прибывает очень современный поезд, вагоны которого еще и кондиционируются.

Там где у нас «места для детей и инвалидов», здесь надпись «For ladies only». Чем вызвано столь неординарное отношение к женскому полу, мы не поняли, да и кто это соблюдал? Нам было выходить через одну остановку, и мы вышли на Chandni Chowk. При выходе забрасываем в щель жетон, и он магическим образом отпирает турникет.

Выходим на улицу и вновь попадаем в содом и Гоморру индийской действительности. Шум, гам, толчея народу немного сбивает нас с толку, и мы  следуем за общим человеческим потоком. Только лоток с огромными гуавами (розового цвета на срез) тормознул нас, а мои руки приняли пакет с 4 заморскими фруктами за 80 рупий. Благодаря этой передышке, мы понимаем, где находимся и уже уверенно идем вперед, по дороге посетив Макдональдс для перекуса и охлаждения мороженым и холодным чаем.

Дели. Мужские открытые писсуарыВыйдя из забегаловки, не смогли удержаться, чтобы не снять традиционный индийский туалет. Представьте себе отделанные белым кафелем душевые кабинки, только вместо душа, здесь внизу сток для … мм-мм…отходов питания. Все это дело, естественно, открыто для обозрения в узкой улочке, и ты проходишь мимо спин многочисленных сосредоточенно «писающих мальчиков».

Торговые ряды в Красном форте находятся за пределами входной стражи, но до проверки билетов в сам форт. Уж больно хороши были вожделенные бисерные сумки, и мы были готовы даже еще раз купить входной билет, но все же, попытались объяснить военному у чек-поинта, что идем только за сувенирами. Он махнул рукой, и мы трусцой проследовали под арку, где снова ощупывание и осмотр.

Предметы народного творчества представляют такое разнообразие, что глаза разбегаются. Осуществив необходимые покупки, возвращаемся тем же маршрутом к метро. Мы с Валей тоже решаем, что пришла пора обновить чемоданы, вернее это Вале надо обновить, а я покупаю чемодан дочери.

Замечательные изделия совместного индо-американского производства за 1200 рублей находят в нас своих новых владельцев. И только выйдя на улицу, мы с трепетом представляем, как пройдем с ними в метро. Оказалось, у страха глаза велики. Все прошло по той же схеме, но без особого напряга.   

Возвращаемся в отель и добавляем купленные чемоданы к своим вещам в камере хранения и решаем провести оставшееся время на Конноте, чтобы оставить там оставшиеся рупии. Это удалось осуществить в полном объеме, и теперь металлические банки для кофе и чая украшают мою кухню.

К 10 часам мы были в отеле, и последние часы посвятили перекладыванию своих вещей в новые чемоданы. Водитель приехал в 23.30, и мы от души простились с персоналом отеля. Дорога  до аэропорта заняла не более 40 минут, таков был ночной трафик. И именно сегодня нас это не радовало, так как на сайтах мы вычитали, что в здание аэропорта запускают только за 2 часа до рейса.

Мы сделали вид, что не знаем таких правил и пошли на вход. Внимательно изучив наши билеты, охранник все же не сразу запустил нас внутрь. Оказавшись в зале ожидания, мы разместились на креслах со всеми удобствами, справедливо желая провести остаток времени до регистрации с чувством, толком и расстановкой.

Наш философский настрой был нарушен шумной толпой соотечественников. Похоже, это была какая-то делегация, членами которой были молодящиеся матроны и дядечки-пузаны. Все они уже успели откушать «немного недорогого вина», поэтому и вели себя неадекватно.

Сразу захотелось дистанцироваться от них, так как их красные рыльца, несвязная речь с использованием ненормативной лексики, барские замашки, не могли вызвать у нас желания признать их за своих. Уму не растяжимо, почему россияне «оттягиваются» в любой стране, да так качественно, что иной раз и дебош устраивают.

По-видимому, это были медики, и летали они сюда периодически. Мы решили не выпускать их из поля зрения, чтобы по ним сориентироваться на начало посадки. Наш рейс SU 536  сообщением Дели- Москва отправлялся в 4.30, и своим чередом объявили посадку. Освободившись от багажа, мы прошли в следующий зал ожидания, а потом в самолет. За полчаса до прилета достали теплую одежду, и были готовы к морозному московскому дню. Еще сутки, и мы были дома, в Питере.

В заключение хочется сказать, что в Индии, как и в Азии, время имеет другое измерение, это  «только миг между прошлым и будущим», здесь «года спрессованы в столетия». К любой потере индусы относятся философски: все проходит и это пройдет, такова карма. Страна, имеющая многовековую историю, не потеряла свою самобытность, и полностью оправдывает классику высказывания «восток – дело тонкое». 

Благодаря совместным усилиям индийских турфирм Amar Tours& Travels и   Casanova India Tours мы посетили 4 штата и одну самоуправляющуюся территорию, не входящую ни в один штат, проделали путь в 4 233 километра, перемещаясь на автомобиле, поезде и самолете.

Мы старались понять загадочную душу страны насколько это возможно сделать за две недели.  Мы видели шедевры архитектуры мусульманского периода, и южные индуистские храмы, полные чувственной природы, неприступные крепости и прекрасные дворцы, пытались разобраться в хитросплетениях каменного хаоса многоруких богов индуистского пантеона.

Мы прикоснулись к великой Ганге, побывав там, куда стремится любой индус (неважно живой или мертвый), ощутили временной разрыв, любуясь красочным рождением дня в горах.  Наши впечатления еще не полностью улеглись, о многом стоит подумать, но уже сегодня ясно одно –  в Индии много Индий, и каждый найдет здесь то, что ищет…

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 14.11.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.