Кости Кутной Горы — Чехия — Зеленый чемодан

Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Тактические перчатки. Фото с сайта  vympel-shop.ru

Чем серьезней ваше увлечение, тем больше внимания вы уделяете аксессуарам. Я очередной раз убедился в этом, когда подбирал снаряжение для металлодетекции.

сегодня

19 августа
День независимости Афганистана
День независимости

19 августа – День независимости Афганистана. Праздник объявлен в честь освобождения страны от Великобритании в 1919 году после третьей англо-афганской войны.

Кости Кутной Горы


Из цикла «По Чехии без пива». Часть 3

Вид на Кутну Гору от стен собора Св. ВарварыКутна Гора прославилась на весь мир своим оригинально-художественным оссуарием (проще говоря — костехранилищем), однако примечательна она не только им. По сей день в Кутной Горе рассказывают о славном рудокопском прошлом города, и от тех времен остались не только слова, но и внушительные здания, самое примечательное из которых — грандиозный собор св. Варавары. Но начну я всё же с костей.

«Кости — это наше всё». Такой девиз вполне подошёл бы кутногорцам. Прославившись в средние века как мастера в обращении с «костями земли», сегодня они получают внимание и деньги туристов благодаря костям тех людей, которые покоятся в местном оссуарии. В средние века люди стремились обрести вечное пристанище на монастырском кладбище, площадь которого была отнюдь не безгранична.

Кутногорский оссуарий: интерьерВ результате и на востоке, и на западе христианского мира возникла интересная традиция: спустя многие годы после захоронения извлекать кости давно почившего христианина из земли и компактно складывать их здесь же, на монастырской территории, но уже не на кладбище, а в специальном костехранилище. В результате, и останки человека не покидали пределы кладбища, и место под новую могилу освобождались.

Сегодня эта традиция может показаться неэстетичной и даже не соответствующей представлениям о христианстве. Но в те времена, когда отношение к смерти было проще, открытое хранение костей было очень поучительным и позволяло человеку, перегруженному бытовыми заботами, задумываться о вечности. Для грамотных дополнительный воспитательный эффект имели и слова, которые порой в разных вариациях размещали над костехранилищем: «Мы были такими же как вы — вы будете такими же как мы».

Распятие над входом в оссуарий Кутной ГорыКутногорцы подошли к заурядному и, в общем то, малоприятному процессу переноса праха в оссуарий весьма творчески. Началось всё XVI веке, когда кости стали переносить с кладбища цистерцианского монастыря в нижнюю церковь, где они ныне располагаются. Да-да, украшенное костями помещение по своему функциональному предназначению является католической церковью, и здесь периодически даже проходят вполне традиционные мессы, пусть и в окружении не вполне традиционного интерьера. Утверждают, что на украшение этого подземного храма ушло около 40 000 человеческих скелетов.

Свой настоящий вид кутногорский оссуарий приобрел в 1870 году: по углам церкви были размещены колоколообразные груды костей, в нефе — огромный костяной канделябр, украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений костяного искусства особенно примечательны алтарные дароносицы, четыре напольных подсвечника из черепов, а также большой фамильный герб Шварценбергов. Сам по себе жутковатый (достаточно сказать, что в одном из геральдических полей изображена отрубленная голова с поедающим её вороном), этот герб, выложенный из костей, смотрится особенно органично. О том, что это настоящие человеческие кости, впечатлительным людям лучше всё же не думать…

Канделябр и подсвечники в кутногорском оссуарииСпускаясь в кутногорскую костницуИ без того жутковатый герб Шварценбергов в ассуарии Кутной Горы впечатляет оригинальным исполнением

Костница, если вдуматься, должна производит впечатление чудовищное — повсюду настоящие кости настоящих людей! Но вот лично я ужасаться начал уже много позже, в Москве. Во время пребывания в Кутной Горе в костнице и даже за её пределами места для ужаса не оставляет гомон вполне живых туристов. Туристы бодры, заинтересованы, толпами шныряют по небольшой подземной церкви, полной костей, делают множества фотографий и мешают друг другу запечатлеть самые красивые виды так, чтобы в кадре не было живых…

Кутногорский собор Св. Варвары, почитаемой как покровительница местных шахтеровИнтерьер кутногорского собора Св. ВарварыВообще, проблема того, что «туристов так много, что они уже мешают друг другу» — это характерная проблема и для Праги, и для Кутной Горы. Небольшая очередь из туристов на входе в собор Св. Ваврвары (впрочем, по сравнению с очередью в пражский собор Св. Вита на кутногорскую очередь можно не обращать внимания). Если уж приехали в Кутную Гору, то посетить собор стоит непременно — он куда грандиознее и, на мой взгляд, куда больше впечатляет, чем всемирно известная костница.

Построенный рудокопами в честь святой Варвары, почитавшейся как покровительница горняков, собор был свидетелем расцвета серебряного промысла в Кутной Горе. На стенах его запечатлены средневековые фрески с изображением представителей гильдий, обеспечивавших работу горного промысла и делавших приношение на устройство общего молитвенного дома. Промысел до XVII века был явно успешным, а приношения обильными — главная церковь провинциального сегодня городка может соперничать со столичным собором Св. Вита размерами и изяществом каменных кружев поздней готики.

Алтарь кутногорского собора Св. ВарварыСводы кутногорского собора Св. ВарварыКутногорский собор Св. Варвары уже издалека примечателен своей необычной «трешатровой» крышей, навевающий мысли об украинском деревянном храмовом зодчестве, здесь воплощенном с помощью камня и в гигантских масштабах. Внутри же собора, помимо средневековых фресок и во всех смыслах примечательного потолка, интересны росписи стрельчатых окон, стилизованные под витражи.

Созданы они, судя по всему, на рубеже XIX–XX веков, о чём свидетельствует и изображение австрийского императора Франца-Иосифа (тогдашнего сюзерена Чехии) в одном из окон. Но все остальные изображения свидетельствуют в первую очередь о том, что созданы они в эпоху реставрации чешского национального славянского самосознания. Основная тематика оконных росписей кутногорского собора — христианская миссия среди славян. Есть здесь и сцена проповеди Свв. Кирилла и Мефодия, и изображение крещения русской княгини Ольги.

Украшенная скульптурами смотровая площадка Кутной Горы порой бывает не менее многолюдна, чем её пражский мост-побратим…У северных дверей собора начинается протяженная смотровая площадка, с которой открываются идиллические виды на почти тосканские пейзажи. Но сама площадка эта оформлена явно в подражание пражскому Карлову мосту — прекрасные резные фигуры, возвышающиеся над перилами, не дают в этом усомниться. В Кутной Горе не было реки, над которой можно было бы возвести достойный мост, но подчеркнуть статус «соперницы Праги», говорят, очень хотелось…

По этой смотровой площадке можно пройти до соседней церкви с внушительной колокольней, а от неё уже спуститься к бывшему кутногорскому монетному двору. Здесь из добываемого в местных рудниках серебра печатали чешские деньги, в том числе и знаменитые серебряные толеры, с которыми сами чехи любят связывать происхождение доллара.

У ворот бывшего монетного двора находится примечательный памятник Томашу Масарику. Этот чешский философ, посвятивший трехтомный труд России, прославился афоризмом «Великое не может быть великим, если оно лживо», а также тем, что стал в 1918 году первым президентом независимой Чехословакии. Собственно, борьбе за независимость и была посвящена вся его жизнь до 1918 года.

Кутногорский монетный двор и установленный у его стен памятник первому президенту Чехословакии Томашу Гарригу МасарикуЧехи называли Томаша Гаррига Масарика «Тятенькой» (Tomáš Garrigue Masaryk Tatí?ek) и считали его политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Пожалуй, сегодня как никогда актуальны его слова: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам».

Памятник Масарику есть во многих чешских города, в том числе и в Пражском Граде. Кутногорский же памятник примечателен находящейся на его постаменте лаконичной надписью, повествующей о том, как его несколько раз сносили (и нацисты, и коммунисты), но чехи всякий раз восстанавливали его на прежнем месте. Этот монумент Тятеньке не без основания называют памятником чешскому упрямству.

(Продолжение следует)

© Фото: Д.Казанцев

Опубликовано: 25.08.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.