Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Шашлык на мангале. Фото с сайта afisha.ngs.ru

В настоящее время многочисленные производители предлагают огромный выбор мангалов. В гипермаркетах можно купить наиболее простые складные мангалы, а в специализированных магазинах для дачи — современные жаровни с крышками, оснащенные вертелами и электрическим приводом.

сегодня

16 декабря
День независимости Казахстана
День независимости

16 декабря – День независимости Казахстана. Это главный государственный праздник, который отмечается ежегодно с 1991 года. В честь национального праздника этот день в Республике является нерабочим.

Брешия


Из цикла "Пресный отдых". Часть 4

Есть города, в которые нет возврата... - написал Бродский про Флоренцию. Побывав, в Брешии понимаешь, что есть города, в которые и попасть-то можно по чистой случайности. Несмотря, на то, что Брешия - крупный город (второй по размеру в Ломбардии), находящийся между Миланом и Вероной, популярностью у путешественников он не пользуется.

Пьяцца Витториа

По числу исторических и архитектурных памятников он может сравниться с Вероной, и в нем, даже, метро есть, но увы. Разве что любители практической стрельбы вспомнят, что в Брешии находится штаб-квартира компании Беретта. А ведь напиши Шекспир:

Две равно уважаемых семьи
Во Брешьи, где встречают
нас событья,
Ведут междоусобные бои...

и все могло бы сложиться иначе. Но упомянута была Верона, и паломники потянулись туда. Зато в Брешии, в полдень, в самом центре города, на пьяцца Витториа (площади Победы) тишина и покой.

Кстати, интересный факт про Верону и Брешию: всем известно про День влюбленных - 14 февраля, но мало кто знает, что в Европе и, в особенности, в Италии отмечают так же день холостяков - 15 февраля. На этот день приходится День Святого Фаустино. И если эпицентром дня влюблённых в Италии по очевидным причинам является Верона, то центром праздника холостяков - Брешиа, так как святые Фаустин и его брат - Иовита являются небесными покровителями этого города.

На пьяцца Витториа доминирует башня Торрионе, которая идейно перекликается с римским "Квадратным" колизеем, хотя тот и был построен позднее, и архитекторы у них разные.

ТоррионТрибуна


Впрочем, создавший весь архитектурный ансамбль площади Марчелло Пьячентини так же был одним из главных архитекторов Муссолини, и дуче выступал здесь, стоя на трибуне у Башни Революции.

Центральным зданием площади является Дворец Почты (к слову, итальянская почта - это еще более эпическое явление, нежели почта России), и перед ним в рамках выставки Миммо Паладино была выставлена лошадь с многогранником на спине. Еще за год до этой поездки мы обратили внимание на то, что у итальянцев появилась традиция устраивать выставки современного искусства на улицах их городов. Тогда это были Ян Фабр во Флоренции, Игорь Миторай в Помпеях, Паоло Стаччоли на Капри, Джиакомо Манцу и другие в Сорренто. А теперь в Брешии - Миммо Паладино.

Дворец почтыШипастый многогранник


Его работы показались знакомыми, и память не подвела - с творчеством этого скульптора и художника мы встретились еще в наш первый большой итальянский заезд 6 лет назад. Тогда его кони тонули в огромной куче песка около Миланского собора. Теперь для выставки Паладино был отдан весь город Брешия. В этом месте и в данный период сквозной темой для Миммо Паладино стали шипастые многогранники . Только на этой площади, они присутствуют в трех композициях, начиная с многогранника самого по себе, положенного в местный фонтан.

Еще один многогранник находится тут на спине у человека, читающего книгу, на галерее у подножия Торриона.

Человек, читающий книгуШипастый шлем


Так же там был хорошо знакомый нам шипастый шлем. Мы его уже видели в Неаполе, в замке Святого Эльма (Эразма), около музея современного искусства и во дворце в Казерте (только там он был без шипов)

Из неизвестных для нас произведений Миммо Паладино на площади находился портал из Звездных врат, правда, неработающий. Поэтому и оттуда в Брешию никто не попал.

Звездные вратаРыночная площадь


Недалеко от пьяцца Витторио по дороге к вокзалу находится знаменитая Рыночная площадь, столь же немноголюдная. Правда, туда мы не заходили.

С другой стороны палаццо Витторио через ворота башни с часами (башни Революции) можно пройти к площади Павла VI со старым и новым кафедральными соборами.

Башня РеволюцииСтарый и Новый дуомо


Старый Дуомо, известный так же как Ротонда, - каменное здание цилиндрической формы, построенное еще в XI веке. Хотя в XIX веке его основательно отреставрировали, отпечаток десяти веков, все равно, чувствуется.

Ротонда изнутриКрипта Старого дуомо


Утверждается, что в крипте собора сохранились древние мозаики, правда я их там не увидел. Не исключено, что они были где-то за отгородками на время ремонта.

Так же за лесами был скрыт знаменитый орган 1536 года работы Антеньяти, и где-то затерялся резной саркофаг епископа Брешии Берардо Маджи, изготовленный из куска веронского красного мрамора. Зато можно было взглянуть на картины брешианского художника Моретто и росписи потолков капелл.

Роспись потолковОдна из капелл


Как бы то ни было, Старый Дуомо изнутри произвел гораздо лучшее впечатление, чем Новый. Все-таки интерьер барочных соборов во многом похож, и разбуди меня среди ночи и покажи изображение, не всегда и сообразишь: то ли это Новый Дуомо в Брешии, то ли Пантеон в Париже, то ли вообще Смольный собор в Петербурге. Тем более, если говорить про Пантеон, то маятник там сняли, и главной приметы тот лишился. Как и все эти соборы, Новый Дуомо тоже огромен - более 90 метров в высоту по верхней точке купола. В Италии он уступает лишь собору Святого Петра в Риме и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Кстати, Новый Кафедральный собор изначально хотели построить на месте Старого, но этой идее воспротивились жители Брешии, которым нравилась старая Ротонда. В итоге было принято компромиссное решение - новый собор возвели рядом и теперь тут два Дуомо.

Новый дуомо изнутриКапелла с реликвиямиСтатуя Павла VI


В соборе хранятся ряд реликвий, включая Ковчег Святого Аполлония. Так же в церкви находится современная скульптура папы Павла VI (а какая она еще может быть, если тот стал папой в 1963 году?), уроженца провинции Брешия, в честь которого названа площадь перед соборами.

Рядом с соборами на площадь Павла VI выходит Палаццо Бролетто с гражданской башней с часами (есть же и религиозные, которые называются колокольнями). Дворец Бролетто является старейшим общественным зданием в городе, и в средние века он был местом заседаний гражданских магистратов. Его двор строился в несколько этапов, начиная со средневековья и до XVII века, когда был реализован его северный портик.

Палаццо БролеттоСанта-Мария делла Карита


Если пересечь дворцовый двор, то можно выйти к церкви Санта-Мария делла Карита.

Начатая в XVI веке как ротонда, церковь позже обрела барочный фасад (впрочем, со вполне античными колоннами, позаимствованными из руин соседнего древнеримского форума). Внутри, также барочная отделка со вполне симпатичными росписями. Кстати, в отделке довольно много имитации мрамора - в XVIII-XIX это было очень модно и весьма дорого (дешевле было реальный мрамор купить, тем более, тут рядом Верона с их каменоломнями). Впрочем на веронский мрамор тоже не поскупились, и им тут выложен пол.

Церковный интерьерКопия Святой хижины в Лорето


За алтарем находится помещение, являющееся копией Святой хижины в Лорето - одной из главных святынь католического мира. Изготовление копий святынь - тоже довольно распространенное явление в христианском мире. Там же находится полиптих XV века.

Копия Святой хижины в ЛоретоПолиптих XV века

Дальше мы направились к музею Святой Джулии. Во-первых, там интересно, во-вторых еще немало заслуживающего внимания можно встретить по дороге туда. Кстати, дорога так и называется: дорога Музеев (via dell Musei), и она существует еще с античных времен - правда, тогда это был тракт Декуманус Массимо.

Дорога музеевОсьминог жрет гондолу


Свернув в один из двориков, мы увидели, как спрут пожирает гондолу. Обычно люди едят осьминогов, а тут все наоборот. Через дворик можно попасть в музей, в котором можно взглянуть на раскопки палаццо Мартиненнго. В данном случае это не совсем руины, поскольку античный фундамент плавно переходит в палаццо, помнящий позднее средневековье.

Но с руинами к этому моменту у нас уже вышло перенасыщение, поэтому мы двинулись дальше. Тем более, что там их тоже было много, ведь в эпоху Римской империи Брешия называлась Бриксия (Brixia) и была центром одноименной провинции. Буквально через 100 метров от спрута можно было выйти к Форуму и античному театру.

Античный форумКакие-то руины


К Форуму примыкает Санта Джулия - основанный в 753 году бенедектинский монастырь, который ныне превращен в городской музей. Если быть точным, на момент основания монастырь назывался по его храму Сан-Сальваторе, а церковь Святой Джулии, которая дала нынешнее название всему комплексу, заложили только в 915 году. Как и почти весь центр Брешии, монастырь стоит на останках древнеримских сооружений. Сейчас он являет собой смешение эпох и стилей, поскольку в течение тринадцати веков своей истории он многократно перестраивался и реконструировался.

Церковь Святой Джулии, здание хоров монахинь, и кусочек Сан Сальваторе (справа)Очередное творение Миммо Паладино


На входе в музей нас встретило очередное творение Миммо Паладино - расписной запорожец Фиат 500. Его скульптуры в большом количестве были представлены на улицах Брешии, и музей не стал исключением.

Как уже сказано выше, под монастырским комплексом находятся остатки древнеримских сооружений и этот период широко представлен в экспозиции. Например, рельеф с саркофага, где смешались в кучу кони, люди.

Смешались в кучу кони, людиИ тут Миммо Паладино


В части помещений можно взглянуть на раскопанные под полом первого этажа древнеримские сооружения. Мозаичные полы и, частично, стены вполне неплохо сохранились. Естественно, не обошлось без работ Миммо Паладино, вписанных в эти интерьеры. 

Знакомые нам по раскопкам в окрестностях Неаполя росписи на тему даров моря: любимый древними римлянами лангуст и какие-то рыбы и мозаичные полы.

Дары моряМозаичные полы


Есть и настоящие шедевры. Например, бронзовая статуя Ники в девичестве бывшей Афродитой. Как мы уже знаем, на волне спроса Афродит наваяли превеликое множество, и заказчики стали привередничать, типа: "А есть ли у вас такая же, но с крыльями. Нет? Будем искать". Может было и не точно так, но заказчику нужна была Ника, а в наличии имелись только Афродиты. Выход нашли предельно простой: к бронзовой статуе приварили крылья. Нужна Ника - вот вам Ника.

Ника АфродитовнаЧеловек в коне


И тут же рядом очередной конь Миммо Паладино, с останками человека внутри.

А чуть дальше бронзовый куб со знакомым многогранником, кофейной чашкой и человеческой головой.

Куб с чашкойДревние монеты и современные сосуды


Проходя мимо одной из витрин, все думают, какие интересные древние сосуды. Ан нет, это тоже Паладино. Древние там только кресты и монеты.

Санта-Мария-ин-СолариоСанта-Мария-ин-Соларио


Средневековый период монастыря представлен часовней Санта-Мария-ин-Соларио, церковью Сан-Сальваторе и прилегающими к ней хорами монахинь. Кстати, церковь Святой Джулии, которая дала имя монастырю и музею, сейчас в его экспозицию не входит. Она действующая, но была закрыта, когда мы там были.


Санта-Мария-ин-Соларио Санта-Мария-ин-Соларио


Церковь Санта-Мария-ин-Соларио (Santa Maria in Solario) была сооружена в XII веке во время первой масштабной перестройки монастыря. Впечатляющие фрески были созданы Флориано Феррамола в XVI веке, когда была затеяна еще одна большая реконструкция.


Санта-Мария-ин-СолариоСанта-Мария-ин-Соларио


Самая древняя часть монастыря - церковь Сан-Сальваторе. Она построена в IX веке и считается памятником лангобардского стиля. Здание церкви типично для сооружений того времени, хотя обращают на себя внимание византийские капители колонн.

Сан СальватореОкна второго яруса из хоров монахинь


Через окна на втором ярусе монахини могли наблюдать за службой из примыкающего к церкви здания хоров. Соответственно и находящиеся тут прихожане могли слышать их пение.

Помещение хоров так же соседствует и с церковью Санта-Джулиа. Стены его расписаны уже знакомым по часовне Санта-Мариа-ин-Соларио художником Флориано Феррамола, а распятая фигура на полу - это снова работа Паладино.

Хоры монахиньПотолок хоров


Хоры монахиньХоры монахинь


В крипте церкви Сан-Сальваторе нас подкараулила еще одна работа знакомого автора - человек, по которому скачут птицы.

Человек, по которому скачут птицыЕще какие-то фрески


В 2011 году монастырский комплекс Санта-Джулиа был включен в список всемирного наследия Юнеско, что вполне логично и неудивительно.

После музея мы хотели подняться к замку, но тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Конечно, это цитата из совсем другой истории, но ведь тут тоже был центр римской провинции, а значит в нем должен был находиться хоть какой-нибудь прокуратор. И наверняка кого-то из них достал этот город с промозглой сыростью зимой и жаркой духотой летом, и он желал вернуться на свою виллу в Капуе, подальше от холодных зим, немытых галлов и геополитики цезаря.

Мы же поняли, что надо быстро куда-то приткнуться, иначе сейчас реально хлынет. Стоило только влететь в какую-то кафешку и закрыть дверь, как с небес обрушились потоки воды.

Хорошо-хорошо, кафешка была не первой, и, несмотря на риск промокнуть, мы проверили еще 3-4 места, и только потом влетели в какую-то кафешку, где стоило закрыть дверь, как с небес обрушилились потоки воды. Место оказалось очень приличным. Дети занялись поглощением мороженого, которое тут было реально вкусным и с порциями вполне взрослого размера, хотя и с очень небольшим выбором.

Мы же заказали традиционный сприц, к которому в качестве антипасты шли очень аппетитные мясные вкусняшки. Заодно и перекусили. Одно лишь напрягало, что спасаясь от дождя, соседний столик оккупировала группа очень громких туристов. Поэтому, как только дождь закончился, мы радостно покинули это место, чтобы хоть немного побыть в тишине.

Пьяцца Витториа после дождяДворец Лоджии на площади Лоджии


В замок идти было уже поздно и мы ограничились походом к площади Лоджии. Название не блещет оригинальностью и происходит от находящегося там же ренессансного Палаццо-делла-Лоджиа построенного в XVI веке и долгое время служившего резиденцией городской администрации.

Здания на площади построены в хорошо узнаваемом венецианском стиле, что неудивительно, поскольку в тот период Брешия находилась под властью республики Святого Марка.

Площадь ЛоджииПлощадь Лоджии


Часовая башня так и вовсе прямым текстом отсылает к аналогичным по оформлению часам на площади Сан Марко в Венеции.

Часовая башняФонтанчики около Часовой башни


Вернуться к автовокзалу мы решили на метро. Во-первых, уже находились за день, а во-вторых, оно тут есть (точнее появилось три года назад), и на него было интересно взглянуть. Брешианское метро - весьма современное высокотехнологическое сооружение, и там курсируют автоматические поезда как на некоторых ветках в Париже. Можно встать на место, где у нас сидел бы машинист и смотреть как поезд несется по туннелю.

Вид из головного вагонаБрешианское метро


Разница только в том, что тут поезда короче, и, если в Париже пути от перрона отделены относительно невысоким заборчиком, то в Брешии они отгорожены со всех сторон.

На автовокзале пришлось пройти небольшой квест, чтобы вернуться в Лугану. Согласно табло автобус отправлялся с остановки номер 31, а их там оказалось только 30. Спросили у диспетчера - да, все верно, 31-я остановка. Еще раз обошли весь автовокзал - нет, у нас не глюки, их тут действительно 30. Опять пошли пытать диспетчера, куда они дали 31-ую остановку?

Нет номера 31Есть номер 31


Ну она где-то там, оранжевая, и вообще он плохо говорит на иностранных языках и ничего объяснить не может. В общем, ушел от ответа. В тоске и печали пошли к тому месту, где мы вышли из автобуса по дороге сюда. Так вот же оно, заветное число 31 на оранжевом фоне! Мало того, что до Брешии доезжают очень не многие, так отсюда еще и не уедешь!

Дальше над нами взял шефство местный дедушка, фактически посадивший нас в нужный автобус и долго объяснявший, где нам нужно выходить. С таким отношением к чужакам мы и на Юге сталкивались. Это, вообще, очень итальянская черта - помогать незнакомцам во что бы то ни стало.

Сельский праздник

Во время поездки в Брешию мы не смогли попасть в музей автогонки Тысячи миль («Mille Miglia»). Видели его из автобуса, но, увы, нельзя объять не объятное, и на обратном пути грустно проводили его взглядом. Велико же было наше удивление, когда через несколько дней его экспозиция сама нагрянула к нам в Лугану. Впрочем, обо всем по порядку.

Праздник клуба ФеррариСреди аккуратных коттеджей и таунхаусов Луганы как-то не очень ожидаешь втретить традиционные для южной и центральной Италии крестные ходы. Мы видели их в Амальфи, Минори, Агрополи и Сорренто, где-то внезапно, где-то узнав про это заранее. В Лугане же скорее ожидаешь встретить какой-нибудь велопробег или гей-парад. Тут кому как повезет. Нам повезло - во вторую неделю нашей поездки сирмионский клуб владельцев Феррари устроил городской праздник. Кстати, объявление о нем по традиции было вывешено около ворот церкви. По той же старой итальянской традиции в интернете на эту тему была полная тишина. Север и Юг в этом плане в Италии ничем не различаются. Интернет - это от лукавого.

Выставка итальянского автопромаКстати, на 5500 жителей Сирмионе приходится около 30 Феррари и других не менее навороченных машинок. Они-то и устроили импровизированную выставку на улицах Луганы. Сами владельцы машин пошли квасить в нашу любимую кафешку на берегу озера, а публика в это время могла приобщиться к прекрасному.

Почему сирмионский клуб устроил это в Лугане? По всей видимости, тут можно было перекрыть улицу, не парализовав движение во всем городке. На мысе шириной метров в 100 и длиной в 5 км это просто нереально.

В мероприятии участвовал не только клуб Феррари, но другие клубы любителей автотехники. Например, рядом припарковали своих коней члены Веспа-клуба. Про культ Веспы в Италии я уже неоднократно писал.

Экспозиция Веспа-клубаЭкспозиция Милле милья

Некоторое количество машин предоставил музей гонки "Тысяча миль" в Брешии. Милле Милья («Mille Miglia» или «Тысяча миль») - это гонка на выносливость по дорогам общественного пользования, проводившаяся в Италии с 1927 по 1957 года (тринадцать раз до Второй мировой войны и одиннадцать раз после). Интересный момент: во время гонок дороги не перекрывали. Милле Милья сделала популярными автомобили класса Гран-туризмо и прославила такие автомобильные марки, как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati и Porsche.

На фото выше, кстати, не Порши, а старые Альфа Ромео. Похожи, но несколько иная эстетика. Они и в экспозиции Милле Милья есть, но тут на своих раритетах приехали владельцы (и тоже пошли квасить с феррариводами). Это, кстати, европейская фишка - привести в порядок какой-нибудь культовый автомобиль из прошлого и ездить на нем, вместо того чтобы покупать какую-нибудь новомодную круть из пластика.

Там же рядом стояли "чинквеченто" из музея, но они и живьем до сих пор есть у многих. Красавцы же?! Судя по наклейкам, они тоже в гонках участвовали.

ЧинквечентоТракторы

Дальше нам поначалу показалось что клуб любителей Ламборгини решил приколоться и выставил основную продукцию своей любимой фирмы. Но там были просто тракторы разных итальянских фирм, в основном Фиата. Хотя и не только их.

Тракторы ФиатЕще итальянские тракторы

Какое отношение тракторы имеют к Ламборгини? В общем-то самое прямое. Основатель компании Ферруччо Ламборгини именно с них и начинал. Будучи весьма обеспеченным человеком, чисто для души он приобретал дорогие автомобили: Mercedes 300SL, несколько Maserati 3500 GT, Jaguar E-type, а так же несколько Ferrari 250 GT. Последние, как раз, и подтолкнули его к началу производства спорткаров.

Началось все с конфликта с Энцо Феррари. Как известно, какой же итальянец не любит быстрой езды по горным серпантинам? На Феррари у Ферручо Ламборгини вышло из строя сцепление. Поскольку тут все по соседству, он приехал на фабрику к Энцо Феррари с претензиями к качеству его продукции.

Эмоциональная перепалка закончилась тем, что Энцо посоветовал Ферручо заниматься тем, что у него лучше всего получается, то есть тракторами, и не лезть с советами по поводу спорткаров. "Хорошо!" - сказал Ферручо: "Через год мы выпустим спортивный автомобиль, а вы будете собирать тракторы!".

Чем все закончилось, и так уже всем известно - Ламборгини производит крутые спортивные автомобили, а Феррари продает тракторы, культиваторы и газонокосилки.

Еще немножко раритетов ввиде неустановленных моделей Лансии и Альфа Ромео

Неизвестые Лансия и Альфа-РомеоАльфа-Ромео 105

Альфа Ромео 105, Лансии 2000 и кучки спортивных мотоциклов

Лансия 2000Гоночные мотоциклы

Ну и много-много маленьких красных Феррари

ФеррариФеррари

ФеррариФеррари

Для тех, у кого аллергия на красный, Феррари выпускают еще и желтые модели.

Маленький желтенький ФеррариМаленький желтенький Феррари

На Феррари выставка не закончилась. Были еще и маленькие белые Порше. Но это совсем-совсем старый, еще времен Милле Милья.

ПоршеMG 1600

Британец MG 1600, и где-то рядом должен быть Бонд, Джеймс Бонд. Хотя Сприц он не пьет...

И уже тихо канувшая в Лету ClsItalia.

ClsItaliaFiat 520

Были и совсем раритеты вроде древних Фиатов. Тем не менее вся техника прибыла в Лугану своим ходом, а кое-что попадалось нам на глаза и в другие дни. Местные на таких машинках хотя бы иногда, но совершают выезды.

РаритетМото Гуцци

И этот этот мотоцикл на улицах Луганы и Сирмионе мы тоже встречали неоднократно. Модель установить не получилось, только фирму по надписи на бензобаке: Мото Гуцци (Moto Guzzi) - старейший итальянский производитель мотоциклов. Сейчас это подразделение фирмы Пьяджио - еще более легендарного производителя итальянских мотороллеров.

Слова про то, что крестный ход тут могут заменить велопробегом оказались пророческими. На берегу озера еще днем подготовились к вечернему мероприятию и расставили велотренажеры.

Подготовка к велопробегуКуда-то мчатся на месте

Предполагалось ездить на месте, но ездить со смыслом - нужно было по суммарному расстоянию то ли обогнуть Италию, откатав те самые Тысячу миль, то ли вообще Европу. И вечером под руководством тренеров народ несколько часов весело крутил педали, наматывая километраж.

© Текст, фото: Виктор Колосов, 2017

Опубликовано: 18.11.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.