Малыш в самолете. Фото с сайта  vk.me

Достаточно правильно одеть малыша в самолет, чтобы избавить себя от огромного количества неприятностей.

24 октября
День святого Рафаила в Кордове

24 октября – День святого Рафаила в Кордове. Этот архангел считается покровителем Кордовы. Горожане чтят его более всех других святых – наряду с Девой Марией. В день святого Рафаила в Кордове совершаются специальные богослужения.

Большое авто-водно-путешествие от Москвы до Урала

Чтобы сходить в байдарочный поход по уральской реке, до нее нужно доехать. На поезде наших двух собак не провезти. Поэтому мы сели в нашу Ниссан Альмеру (далее Аля), положили в нее байдарку, посадили «охрану» и отправились в большое путешествие. Мы (я и муж) планируем ехать туда неделю, посещая интересные места. Ночевать мы будем в палатке, где придется, так как наша страна кемпингами не изобилует.

Река Чусовая. Фото с сайта forum.kachfisher.ru

Изначально мы собирались на Яйву. Но вечером я дозвонилась до местного такси, и мне сказали, что до нашей начальной точки сплава дороги нет. И это неважно, что на карте она аж асфальтовая.

Наша попытка попасть на реку Березовую тоже провалилась. Так как за доставку от Ныроба до Татарского моста с нас просили 11 000. Это чересчур для нашей семейной пары.

В результате, мы едем на Усьву. Планируем начать в поселке Усьва и закончить в Чусовом.

12 июля  2016

Пробег 234 км

Выехали в 9.22. Уже в 12 были в Переславле. Так как мы уже были здесь 2 года назад и останавливались в неплохом кемпинге на Плещеевом озере, то осматривать город не стали, а посетили Музей хитрости и смекалки. Он находится на центральной улице. Билеты 150р с человека. В небольшой комнате собраны вещи 19 века, характеризующие изобретательность наших предков. Пожилая женщина - смотрительница ведет экскурсию. Интересно. Запомнилась специальная чашка для усачей с полочкой для усов.

Еще 70 км, и мы в Ростове Великом. Припарковались у Кремля. Сейчас это музей. Самый дешевый билет там 50 р. Самый дорогой 550р, предусматривающий посещение всех музеев на территории кремля. Мы взяли билеты по 50 р, чтобы пройти на территорию, по 120 р за проход по стенам и еще по 120  за подъем на смотровую площадку на башне.

Кремль очень красивый, практически все отреставрировано и сияет белизной. Посреди центральной части, которая является архиерейским двором, милый прудик. Успенский собор еще не закончен изнутри. А снаружи он прекрасен!

Поднялись на стены. Виды с них замечательные. Видны все храмы и озеро Неро. Еще, проходя по стенам, мы посетили несколько церквей с росписью 17 века. А также мы зашли в Белые палаты. Проход на стены советуем всем.

Поднялась на смотровую площадку. Так как башня невысокая, то в основном виден Кремль, а не город, но все равно от красоты дух захватывает.

После пошла в митрополичий сад. Там растут яблоки, морковь, тимьян и прочее. Еще там можно выпить кофе, чай, квас, сбитень, съесть пирожки и пряники.

От Кремля можно пройти к озеру Неро. Там при желании можно взять на прокат  лодки  и катамараны.

Еще планировали посетить Спасо-Яковлевский монастырь, но отказались от этой идеи, так как эмоции от Кремля уже зашкаливали. Да и на часах уже было 5.

Поехали искать свою первую стоянку. Км 10 от Ростова свернули направо на Белогостицы. Посредине села повернули налево, за селом выехали на реку Вексу, там и встали на старице. Вечером была гроза. (N57 14601, E39 30891)

13 июля

Пробег 300 км

Проснулись с солнышком. Купанье в речке отличное. Но совсем нет дров, готовили на горелке.

Выехали в 10. Где-то через час приехали в Ярославль. Город большой и красивый. Особенно после празднования тысячелетия в 2010. У нас было мало времени, поэтому мы не пошли ни в Ярославский музей, ни к церкви Ильи Пророка. Мы оставили Алю у церкви Спаса-на-городу и пошли на Стрелку. Это красивый парк на слиянии Которосли и Волги. Там есть поющие фонтаны.

Пообедали в столовой на Революционной улице. Дешево и вкусно.

Поехали в Кострому. Оставили Алю напротив Городской думы. Нашей целью были исторические торговые ряды. И сейчас там тоже торгуют. Зашли в магазин с гордым именем Сырная Биржа. Там большой выбор хороших сыров по цене 300р  с небольшим.

Еще там есть лотки с мороженым Караваево. Мороженое очень вкусное.

Поехали дальше. За неимением времени проехали Судиславль.

Пора искать стоянку. Км 100 от Костромы за Кадыем свернули направо на Селище. Проехали пару км по грунтовке до села. Село большое. Добрая женщина подсказала нам дорогу к реке Немде. Самым неприятным оказался небольшой спуск на дороге. Наша Аля существо нежное, а не внедорожник. Ну, ничего, проехали. Место классное у песчаного пляжа на реке. (N57 48380, E43 16689)

14 июля

Пробег 46 км

Проснулись  с дождем. Грустно. Особенно «радовала» мысль о пройденном вчера спуске, который сегодня превратился для нас в мокрый подъем. Невольно думалось о тракторе.

Дождь прекратился в 11.30. Тогда и выползли из палатки. Выехали в 13.30.  Подъем прошли. Аля и Олег молодцы!

Через час приехали в Макарьев. Это старинный город на берегу Унжи. Там есть знаменитый Макарьев-Унженский монастырь (http://www.oldtowns.ru/mak_monast.shtml).

Пообедали в Блинной на центральной площади рядом с собором. Всем рекомендуем.

Далее я пошла на поиски монастыря. Я почему-то думала, что он отовсюду виден. Ничего подобного. Пришлось опрашивать местное население. Монастырь находится над обрывом. Он огромный. Но надпись на воротах гласила, что он открыт только с 7 до 13.  Раз я не смогла проникнуть внутрь, то я решила обойти его вокруг. Виды с тропинки открывались замечательные. Когда я подошла к лестнице, ведущей вниз к небольшой церкви, то обнаружила в стене калитку. Я дернула ее ...

и вошла в монастырь. Странное чувство охватило меня. Величественные соборы окружали меня, и никого вокруг. Только тишина и покой. Казалось, я перенеслась в далекое прошлое и зависла в нем на несколько минут.

Но надо было уходить, пока мой неофициальный визит не был обнаружен.

Мы покинули милый Макарьев с его церквями и домиками 19 века около 6. Нужно было искать нашу внеплановую стоянку за городом. На бензоколонке еще одна добрая женщина подсказала нам поворот на деревню Пузыри. Это около 7-8 км от Макарьева. Проехали еще пару км по вполне приличной грунтовке и выехали к красавице реке Унже. Повернули направо. Там много стоянок на обрыве над рекой. Мы выбрали самую живописную. (N57 55029, E43 53064)

А еще там можно спуститься к реке и искупаться в чистой и теплой воде.

15 июля

Пробег 164 км

На таком замечательном месте мы решили остаться на полудневку.

Я прошла вперед на 300-400 м и обнаружила огромный песчаный пляж. Патара почти. И там никого не было. Жизнь удалась!

Потом я вернулась на стоянку и переплыла реку. На том берегу  тоже чудесный пляж, обрамленный соснами.

В 3 часа поехали. Доехали до Шарьи, это небольшой райцентр. Там отоварились и набрали воды в колодце.

Стоянку нашли, свернув на Заболотье с шоссе км 30 от Шарьи.

Это просто небольшая поляна на окраине деревни. Не сравнить с предыдущей, но на ночь сойдет.

16 июля

Пробег 250 км

Сегодня мы просто тупо ехали по просторам нашей необъятной родины.

Пообедали в хорошей столовой Перекресток, которая находится на правом повороте на Киров. Прямо идет дорога на Дарьяловскую. Вкусно и недорого. Вообще, придорожные идальни обслуживают быстро, еда там вкусная, свежая   и дешёвая.

По дороге я искупалась в Куке, Мостовице и Вятке (недалеко от Котельничей).

Остановились на реке Вятке км 20 не доезжая Кирова. Там поворот на Гирсово. В посёлке есть магазины. Справа в лесочке над рекой стихийный кемпинг. Так как сегодня суббота, то почти  все места были заняты. Но мы смогли найти небольшую полянку и поставить там лагерь. Там есть пляж и можно купаться в Вятке. (N58 43513, E49 32178)

17 июля

Пробег 122 км

Осмотр Кирова мы начали с Кировского парка. Там стоят памятники Ассоль и Бегущей по волнам. Александр Грин родился в Вятской губернии и провел свои детские и юношеские годы в Вятке. В Кирове есть музей Грина, памятник Грину и т.д.

Потом мы поехали смотреть дом Булычева на ул. Ленина 96. Это весьма необычное строение, которое  купец построил, чтобы убедить свою дочь жить в Вятке. Но она вильнула хвостом и убежала в Петербург.  Вот какие дочки бывают! А сейчас в этом здании ФСБ.

Следующим пунктом осмотра у нас был Александровский Сад. Он находится на холме над Вяткой, где был основан город Хлынов и построена первая крепость в 15 веке.

Очень приятное место с красивой ротондой. Там есть набережная, с которой открывается потрясающий вид на могучую реку и бесконечные леса за ней. Сегодня воскресенье, и кировчане гуляли в парках.

Город произвел очень приятное впечатление своей доброжелательностью, умиротворением и красотой своих видов.

Хотели купить магнитик на память о нашем визите. Но это неожиданно оказалось трудным делом. С помощью местных жителей нашли магазин «Вятские сувениры» на ул. Герцена.

К сожалению, на посещение музея Грина у нас уже не было времени, и мы покинули этот полюбившийся нам город.

До Кирова все шоссе, по которым мы ездили, были довольно хорошими. И мы уже расслабились. А зря...

Км за 10 до Белой Холуницы мы попали в ж... Около 3 км дороги были все в ямах. Первый раз в жизни я видела, как машины крались по обочинам, не смея ехать по так называемому асфальту.

После  города Белая Холуница мы с шоссе увидели большое озеро и  поняли, что мы не можем его проехать. Это чудное озеро с песчаными пляжами окружено соснами. Воскресенье вечер. Там было много машин. И, к сожалению, мусора. Метров в 10 от берега шла асфальтовая дорожка. И с внутренней стороны было чисто. Там среди сосен мы и разбили свой лагерь. (N58 51603, E50 50625)

Асфальтовая дорожка оказалась Тропой здоровья для местных жителей. В этом городке масса жителей, придерживается здорового образа жизни. Мы видели на этой Тропе здоровья много людей на велосипедах, бегающих трусцой или просто гуляющих.

18 июля

Пробег 358 км

Сегодня мы опять просто тупо едем. Дорога между Кировом и Пермью продолжает удивлять. Участки шоссе, где можно ехать со скоростью 120, перемежаются с жуткими ямами. Ограничения скорости здесь очень по делу. Хорошо хоть предупреждают, хотя лучше бы дорогу починили. Правда, в паре мест мы ремонтников встретили.

Остановились мы на Сюзьве. Повернули  направо, не доезжая моста через эту реку. Там съехали налево на втором повороте на лесную дорогу. Сюзьва разочаровала. Вода в ней была грязной, даже купаться не хотелось. А вот поляна для лагеря весьма симпатичной. Звук от близкого шоссе воспринимался как естественный звук водопада и спать не мешал.

19 июля

Пробег 118 км

Уже в 10.30 были в Перми. Это большой индустриальный город. Сразу приехали к очень красивой церкви Вознесения на Екатерининской. Она была построена в начале 20 века. Сейчас она в прекрасном состоянии.

Затем поехали на Комсомольский проспект посмотреть на площадь памятников. Памятники там забавные.

Но самый известный памятник Ушам находится ближе к Каме на том же проспекте. Он состоит из двух частей собственно Ушей, которые можно примерить на себя и Фотографа и служит иллюстрацией к поговорке “пермяк - соленые уши”.

Классная выдумка!

Недалеко там памятник Мишке. Это иллюстрация к мнению иностранных туристов, что по уральским городам ходят медведи.

Потом я пошла к набережной. К сожалению, она на реставрации. Так же в лесах колокольня Успенского собора. Печалька...

Очень симпатичные магнитики мы купили в ЦУМе рядом с памятником Медведя.

Честно говоря, Киров мне понравился больше Перми.

Затем мы поехали по направлению к Чусовому. Остановились мы на берегу Чусовой, она же Камское водохранилище, недалеко от поселка Усть-Шалашная. Вода изумительная: чистая и теплая. (N58 17730, E56 52065) Завтра мы должны доехать до Усьвы, собрать байдарку и встать на воду.

20 июля

Пробег 100 км

Жизнь, как всегда, внесла свои коррективы в наши планы.

Теперь мы живем по новому времени 2 часа вперед от Москвы.

В 12 по местному времени мы приехали в Чусовой. Вроде приличное шоссе при въезде в город превратилось в неприличную грунтовку. Мы проехали сразу к автовокзалу, который находится на Свердлова 1а.

Там же рынок и  магазин Пятерочка. До Усьвы идут все проходящие автобусы до Губахи и Кизела.

Напротив автовокзала есть платная стоянка. Всего за 50 р в день здесь согласились принять и позаботиться о нашей Алечке. Закупив продукты для похода, мы поехали в Усьву. Как только выехали из города, дорога покрылась нормальным асфальтом, что отнюдь не исключает ям на нем.

Это уже горы. И путь наш лежал по серпантину и горкам. Минут через 40 приехали в поселок и увидели нашу реку Усьву. И я поняла, что мы не ошиблись, выбрав эту реку в последний момент. Чистая река текла среди гор, поросшими елями.

Проехали к жд мосту. Там галечный пляж, где купались местные и гости Усьвы, и там же стапелилась группа катамаранщиков.

Решили переночевать здесь, а машину перегнать в Чусовой завтра. С местами под палатку там не густо, но мы нашли неплохую полянку рядом с жд насыпью. Там мы поставили машину и разбили лагерь.

21 июля

Пробег 64 км

Муж уехал отвозить машину в Чусовой. Обратно должен вернуться автобусом 14.10 и принести мне обед из кафе в Усьве.

Жду.

Дождалась. Загрузились и поплыли уже около 4. И начались мели и проводки. Закрались сомнения, а проходима ли данная река для байдарки. С правого берега были скалы, из которых вытекал ручей. Уже через 1-2 км увидели на левом повороте знаменитые Усьвинские СТОЛБЫ. Не доплыв немного до поворота, нашли замечательную стоянку на правом берегу. Стоянки там через каждые 20 м. Правда, пришлось сжигать мусор и очищать поляну.

22 июля

У нас дневка и трекинг на Столбы. Забраться на них можно 2 способами. Первый для экстремалов. Крутая тропинка начинается уже у подножия скал. Второй для обычных людей. Тропинка начинается, не доходя скал недалеко от левого поворота реки. Там есть хороший ориентир: стол и лавки под навесом. Внимание! Таких навесов там два. Нужный – ближе к скалам.  В одном месте тропинка крутовата, но не слишком.

Вскоре мы вышли на вершину скал. Там несколько изумительных смотровых площадок. Последняя - непосредственно за самым известным Столбом – Чертовым Пальцем. Потрясающие виды!

Тропинка идет дальше, и, возможно, спускается с другой стороны скал. Но мы пошли обратно. Вся прогулка заняла у нас более 5 часов.

Сегодня пятница. И мы поняли причину такого количества стоянок, когда наблюдали «парад» катамаранов по реке. На некоторых стояли колонки, и «шедевр» «Бабы Мани дочка» имели счастье услышать все в радиусе 5 км.

На нашей довольно большой площадке остановилась группа из Верещагино. И мы поимели удовольствие наблюдать супершоу «Строительство бани». Туристы из Верещагино плыли, как и все, от Усьвы до Мыса с пятницы по воскресенье.

Итак, хронология событий.

19-00 Группа, среди которых было двое детей, прибыла на нашу стоянку со словами, что дальше по течению ночью может быть слишком шумно.

20-00 Принимается эпохальное решение строить баню.

20-30 Обнаруживается, что река в данном месте меньше, чем по колено, но это не останавливает суровых верещагинских мужиков. Мужик сказал – мужик сделал.

21-00 Работает бензопила, топятся камни

22-00 Начинается строительство каркаса. Сначала с помощью шуруповерта, потом скотча.

00-40 Заканчивается строительство каркаса. Большая часть группы уже спит. Вернее, все, кроме мужественных строителей, спят. Ложимся спать и мы.

1. Раздается звук бензопилы и стук топора.

03-00 Строители моются. (Установлено по свидетельским показаниям)

Утро. Баня разбирается.

23 июля

Доплыли до красивого камня Большое Бревно на левом берегу. Абсолютно неподходящее название для этой величественной скалы. Мы этот камень назвали Балуном. Высоко на скале красиво играл саксофон. К сожалению, его заглушали «музыкальные» катамараны.

А напротив камня была стационарная стоянка Пиратского сплава. Там было человек 100. Идея неплохая. В пятницу они выплывают из Усьвы. Всю субботу их развлекают на стоянке, в воскресенье они плывут до Мыса. Мы встали на правом берегу, уже проплыв камень на большом острове. Повезло.

Ночью до часа «наслаждались» громкой музыкой от Пиратотеки.

24 июля

Наша цель зайти на вершину Балуна. Воскресенье, и уже тихо. Все плывут на Мыс. Удачи им!

Пошли по тропинке по правому берегу вверх по течению. Прошли через опустевший лагерь «пиратов». Перешли реку в брод и увидели натоптанную тропу у начала скалы. Она крутая, но не чересчур. В самых крутых местах есть веревки. Дошли до беседки наверху. Виды замечательные. Был виден Панорамный камень на левом берегу. Он находится вдалеке от реки. Была четко видна тропа, ведущая от лагеря туда. К сожалению, не было времени сходить в это замечательное место.

После обеда поплыли к следующему камню Омутному.

Собственно говоря, это три камня на правом берегу: Козел, Омутной и Бастионы. Проплыв пол километра, мы повернули налево и сразу увидели громадную скалу. Это был самый высокий камень на Усьве – Козел. Опять абсолютно неподходящее название. Он скорее похож на медведя. Так мы перезвали еще один камень.

А дальше мы подплыли к уникальному месту - Омутному. Это сплошная вертикальная скала на повороте. Трудно описать чувство, охватившее нас. К сожаленью, еще меньше это передают фото.

Нам очень повезло – мы заняли отличную стоянку на пляже напротив Омутного.

25 июля

Дневка. Прекрасное купание, так как около скал глубоко. Между Омутным и Бастионами есть овраг с натоптанной тропой. Это немного вниз по течению от нашей стоянки. Муж перевез туда меня и собак. Я поднялась по тропе на Омутной, а потом на Медведя. Виды – закачаешься.

А вот моя попытка пройти на Бастионы провалилась, так как тропы туда из оврага нет.

Вечером еще раз сходила на скалы, так как освещение все время меняется. Но часть Омутного не освещается солнцем никогда. Я поплавала вдоль гротов в воде и видела там папоротники, растущие вниз. Так как освещаются они светом, отраженным в воде.

26 июля

Встали, не доходя Мыса. Много мелких перекатов и шивер, каждые полчаса приходится выскакивать из лодки и проводить ее.

27 июля

Прошли Мыс, это большое село с 2 магазинами. Купить можно все, кроме картошки.

Встали на большом пляже. Поссорились с мужем. И он сделал себе отдельный «домик», где он гордо мог кидать окурки на камушки. Прожил он там 40 минут. После этого его зажрали комары, и наша семья воссоединилась.

28 июля

Проплыли Бобровку. Там есть магазин(ы) и музей. В музей не пошли, но, когда нам пришлось причалить за селом из-за дождя, к нам подплыл сам основатель и хозяин музея. Мы купили у него рыбу, покормили его, побеседовали на политические, бытовые, философские и поэтические темы. В результате разговора выяснилось, что мужчина – это бог на земле, а жена, ругающая мужа, ругает бога. Я представила «божеств», сообразивших на троих и не вяжущих лыка, и еле сдержала смех.

Впрочем, рыба, которую мы запекли в фольге, оказалась очень вкусной, особенно голавль.

29 июля

Нас постоянно пугал дождь. Встали на чудесном пляже.

30 июля

Пробег 104 км

Сегодня последний день похода. Довольно быстро доплыли до Чусового. Как только проплыли автомобильный мост через Усьву, на левом берегу нашли хорошее место для антистапеля. Муж пошел за Алечкой. Наша «девочка» прекрасно отдохнула на стоянке и была готова везти нас дальше.

Наша цель на завтра - Кунгурская ледовая пещера. Поэтому мы поехали на Кунгур и остановились, не доехав 40 км до города. Стоянки на реке мы не нашли, поэтому остановились на лугу около лесополосы, свернув с шоссе на Аитково. Кстати, выяснилось, что речка там есть, и мы могли доехать до нее.

31 июля

Пробег 270 км

Уже в 10.30 мы были у входа в Кунгурскую пещеру. Там красивая благоустроенная территория. Купили билеты на 11.40 с лазерным шоу. Они стоят 800р на человека. Билеты на простую экскурсию стоят 700 р.

В оставшееся время я слазила на гору над пещерой. Там Ермаково городище. Никаких остатков крепости я не обнаружила, зато там были выходы мрамора и карстовые воронки. А так же красивые виды на Кунгур, реку Силву и белые обрывы над ней.

Также с парковки легко дойти до реки и искупаться в ней.

И вот мы вошли в пещеру. Там холодно, очень холодно. Температура от 2 до 5 градусов, и влажно. Можно взять напрокат куртку за 100р.

За полтора часа мы прошли много залов, больших и маленьких. К сожалению, там было очень мало льда. Только в первых гротах, которые мы прошли без остановки. Ну, где взять сосульки в последний день июля и после необычно большого паводка в мае?

Сюда нужно приезжать в феврале или марте. Но в пещере есть залы с постоянной плюсовой температурой. Там подземные озера с кристально чистой водой, где трудно понять, когда ты видишь дно, а когда отражение свода.

Лазерное шоу представляет из себя 15минутный мультик об освоении пещеры. Прикольно, но можно и пропустить.

Когда мы вышли из пещеры, то почувствовали себя как в парной, хотя температура воздуха была не больше 25.

Хотя пещера и не оправдала моих ожиданий, но я рада, что посетила ее.

На территории есть неплохое кафе, удивительно дешевое для такого раскрученного места.

Заехали в город Кунгур. Там много старинных зданий 18-19 веков в разной степени сохранности.  Симпатичный городок.

Отсюда начался наш обратный путь домой на запад. Но поедем мы другой дорогой - через Казань.

Пермь объехали с юга и запада. Там классные шоссе. Но дальше дорога стала обычной.

По дороге спросили местного жителя о том, где можно остановиться на реке. И он предложил нам остановиться на Каме у деревни Шилово. Это оказалось неплохое место. К счастью, был воскресный вечер, поэтому машин было немного. А в выходные тут не пробиться. Место супер популярное. И, как обычно, грязновато. Но мы сожгли часть мусора, часть стыдливо прикрыли куском местного линолеума,  и наша стоянка стала «девственно чистой». А пляж там неплохой. (N58 02230, E55 37940)

1 августа

Пробег 259 км

Как только повернули на Казань, дорога стала весьма ничего.

Заехали в Ижевск. Город современный, но несколько мрачноватый.

Встали за Ижевском на реке Иж. Весьма приятная стоянка. Хорошее купание. (N56 44609, E53 13231)

2 августа

Пробег 241 км

Ехали по Удмуртии и испытывали гордость за страну. Вокруг нас были засеянные поля, зажиточные деревни. Первый раз в жизни увидела своими глазами, как качают нефть. Интересно.

Пересекли границу с Татарстаном. Появились поля с подсолнухами.

Наша цель на сегодня - Елабуга. Это небольшой город с тысячелетней историей. И старая часть заботливо поддерживается.

Там много музеев, и два из них мы посетили. Сначала мы сходили в Портомойню. Она работала с середины 19 века по 1991 год. Жители стирали и кипятили белье дома, а сюда приходили полоскать его. Внутри здания были корыта, в которых была проточная родниковая вода. Представляю, как мерзли руки у женщин. Нам все подробно рассказали. Также на стенах в музее висят стенды с интересной информацией, о том, как стирали в прошлом. Весьма любопытно. Вы никогда не задумывались, как стирали пышные бальные платья? А их полностью распарывали, каждую деталь стирали отдельно, а потом сшивали.

Потом мы пошли по Казанской улице. Это местный Арбат. Но гораздо меньше людей, и нет суеты. Дома, в основном, 19 века. Все в прекрасном состоянии.

Дошли до ул. Набережной. Там музей Шишкина в мемориальном доме, где он провел детские и юношеские годы. Нам очень понравилось там. У художника был очень неординарный отец, сделавший много для родного города. На первом этаже представлена подлинная обстановка семьи Шишкина, а на втором его работы.

Когда мы вышли из музея, то увидели несколько сотрудниц, суетящихся вокруг наших собак, которых мы оставили во дворе.

Было жарко, и им принесли целое ведро воды. Спасибо добрым женщинам из Елабуги.

Затем мы посетили Спасский собор. А вот его не до конца    отреставрировали. А жаль.

Пообедали мы в кафе «Гостиный двор» на улице Гассара. Это рядом с музеем  Шишкина. Очень понравилось.

Затем уже на машине мы поехали еще в одно знаковое место Елабуги - Чертово Городище. Это км в 5 от центра. Удивительное место. Городище расположено на высоком холме над впадением Тотьмы в Каму. Собственно говоря, от Городища осталась только башня. Но как она украшает пейзаж, а какие виды на Каму, на дальние поля и леса, на Елабугу с ее церквями! Еще там есть ресторан, где можно поесть на террасе с красивыми видами.

Экскурсовод в Портомойне посоветовала нам встать на Танайке.    Мы привыкли верить местным жителям, поэтому поехали туда. Было жарко, хотелось искупаться. Но, когда дорога на пляж оказалась асфальтовой, и с нами туда свернуло еще много машин, сомнения закрались в наши души. И не зря. Пляж там хороший, и все жители города, которых мы почти не видели на улицах, оказались там. Мы искупались и  покинули это чудесное место.

Выехали на трассу. Пару раз  сворачивали направо,  но нормального места для  стоянки найти не удалось. Встали в поле.

3 августа

Пробег 211 км

Доехали до Казани. Я была уже здесь в прошлом году, и город мне очень понравился. В этот раз я хотела показать мужу места, которые мне запомнились более всего.  Сначала мы посетили площадь фонтанов со скульптурой Шурале и Дровосека. Если вы не родились а Татарстане и не были здесь, то, возможно, вы не знаете этих персонажей и их создателя Габдулу Тукая. Скажу коротко, Дровосек обидел маленького милого Шуралика.

Мы прошли по пешеходной улице  Баумана и дошли до Кремля. На мой взгляд, это самое красивое  место в городе. Казань - замечательный город.

Для стоянки мы нашли прекрасное место, одно из лучших в нашем путешествии. Мы выехали на берег Куйбышевского водохранилища. Напротив нас сиял своими церквями Свияжск. Конечно, мы там были не одни. Но большинство машин уехало вечером. У нас было почти уединенное место с собственным пляжем между кустов. И мусора там было гораздо меньше, чем на Каме.

Классное место! (N55 42981, E48 39188)

4 августа

Пробег 329 км

Мы опять тупо едем по шоссе М7. Его сейчас активно ремонтируют.

Где-то около 6 мы повернули на Кудьму. Это симпатичная река, но дорога к ней была совсем не симпатичной. Прошедший дождь намочил глину и сделал ее непроходимой для Али. Но мы люди упорные. Поехали. И тут же наша машина съехала в глубокую колею. Спасение принес нам наш Добрый Ангел – мужик с лопатой. Его инструмент  и ценные советы помогли вытащить Алю из ж... Дай бог ему счастья!

Разбивали лагерь мы уже в темноте. Отмывались тоже. На реке есть пляжики.

5 августа

Пробег 70 км

Нам надо выехать. Полтора часа делали из мокрой глинистой дорожки «автобан». Сделали, выехали.

Сегодня мы осматриваем Нижний Новгород. Доехали до Речного вокзала, там поставили машину. Сначала пошли к Строгановской церкви. Она построена в 18 веке на деньги Строганова. Очень красивый храм.

Потом мы поднялись наверх по лестнице, там с моста над оврагом хорошо видно впадение Оки в Волгу.

По ул. Добролюбова мы дошли до Большой Покровской. Это главная пешеходная улица. На ней много красивых старинных зданий в прекрасном состоянии. Дошли до Кремля. Внутри там много административных зданий. Из исторического только церковь 18 века. Но стены хороши, и виды на Волгу и Заволжье прекрасны.

Спустились вниз к памятнику Минину и Пожарскому.

Нижний нам понравился. Он какой-то живой и уютный.

Опять извечный вопрос: где остановиться на ночь. Свернули на Пыру. Это недалеко от Дзержинска. Сначала хотели доехать до Пырьевского озера. Но сосновый лес был настолько красив, что мы свернули направо в лес на песчаную дорогу. Быстро выбрали место для стоянки. (N56 18407, E43 21522) И ЭТО опять случилось. Наша нежная городская «барышня» застряла в песке при развороте.

На этот раз согласно поговорке «Утро вечера мудренее», мы оставили Алю ночевать на песке.

6 августа

Пробег 175 км

Утром я пошла прогуляться по лесу. Там много песчаных дорог. Грустно было  видеть кучи мусора в этом красивейшем сосновом бору. Но вот найденные картонки нам весьма помогли. С их помощью мы извлекли Алечку из песка.

Доехали до Гороховца. Это небольшой городок на Клязьме. Сначала мы посетили дом Шорина. Он находится слева от шоссе. Весьма оригинальное здание, построенное в начале 20го века. Сейчас там центр Народного творчества. За 50 р с человека нам провели  экскурсию по комнатам дома. Там даже царь Горох есть! Они молодцы, делают много красивых вещей, проводят много интересных мероприятий.

Потом поехали в центр города.  Там я с удовольствием искупалась в Клязьме. В городе много церквей. Поднялись на холм к Николо-Троицкому монастырю. Оттуда прекрасные виды на городок и реку.

Еще там есть Никольский источник. Там мы набрали воды. Городок симпатичный, он не полностью отреставрирован, и поэтому напоминает немного растрепанную игрушку. Будете в тех краях, обязательно посетите.

Проехали больше 100 км и, не доезжая Владимира, свернули к Клязьме. Там нужно взять 3-ий поворот налево. Несмотря на субботу, мы нашли милую поляну над рекой, окруженную дубами. Одно плохо - илистое дно реки. Но все идеально не бывает. (N56 12161, E40 55325)

7 августа

Пробег 97 км

Доехали до Боголюбово. Остатки замка Андрея Боголюбского смотреть не стали, а сразу проехали к жд станции. Там оставили машину, а сами пошли к церкви Покрова на Нерли. Сначала перешли станцию по мосту, затем пошли по выложенной камнем дорожке по лугу. Когда дошли до церкви, выяснилось, что церковь Покрова на Нерли стоит вовсе не на Нерли, а на старице. Представляете, как нас вводили в заблуждение. И все знаменитые снимки выполнены с начала этой старицы. Конечно, ее построили на Нерли, но очень-очень давно, и река пробила себе новое русло. Хорошо, что сохранилась эта старица. Отдельно церковь смотрится, скажем так, обыкновенно. Но отраженная в воде она преображается и становится истинно красивой.

День был жаркий, и мы купались на чудесном пляже на Нерли. Вода в этой реке чистая и теплая. А еще мы купались в старице у знаменитой церкви. И это уникально.

Далее поехали в Суздаль. Внимательно! На подъезде к Суздалю исчезают дешевые придорожные кафешки, но пообедать в самом городе еще дороже.

Суздаль нас встретил величественными соборами Кремля, множеством церквей, иностранных туристов и жарой. Квас и медовуху мы купили на въезде в город. В центре цены устремляются в ближайший космос. Особенно на напитки.

Мы посетили Кремль, поднялись на колокольню Ризоположенского монастыря (100р) и осмотрели Спасо-Евфимиевский монастырь  (200р по причине позднего времени, а так 400). Все очень интересно.

Дальше наш путь лежал на Дмитров. Не доехав км 30 до Юрьев-Польского, остановились в лесополосе.

8 августа

Пробег 258 км

Итак, настал последний день нашего большого путешествия. Вечером мы уже будем на даче, и не надо будет ставить лагерь, собирать и разбирать палатку. Немного грустно.

Но по пути мы осмотрели еще один интересный городок Юрьев-Польский. Кстати, к Польше он не имеет никакого отношения, а назван так, потому что находится во Владимирском ополье. А Юрьев он по имени своего основателя Юрия Долгорукого.

Старая часть состоит из недействующего монастыря, там сейчас музей. Но проход в него свободный. Главной достопримечательностью городка является Георгиевский собор 1234 г постройки. Это последний по времени строительства храм домонгольского периода. Там замечательные резные стены. Часть стен даже закончить не успели до вторжения.

Чего там только нельзя найти. Там и кентавры есть, и драконы, и львы. Но, главное, там нужно найти слоника. Хоть на руках у нас уже был магнитик с его изображением, и мы были очень внимательны, мы никогда бы его не нашли без помощи экскурсовода. Чтобы его увидеть, нужно отойти подальше, так как он наверху над пилястром в северной части храма. Слоник потрясающ: у него медвежьи лапы и заячьи уши. Экскурсовод объяснила, что резчики никогда не видели живого слона и вырезали по его описанию в бестиарии (средневековый каталог животных). А там было сказано: «сильные лапы и большие уши». А у кого в наших краях сильные лапы? У медведя. А большие уши? Правильно, у зайца.

Вечером приехали на дачу, где нас ждал наш кот. Собаки долго виляли хвостами. А кот не сходил с рук. Соскучился.

Заключение

Наше первое большое авто-водно-путешествие удалось! Мы проехали 3700 км и посетили 16 городов.

Стало понятно, почему у нас почти нет кемпингов. А они не нужны. В нашей стране легко найти хорошие места для стоянки с палаткой. Большинство мест были у реки или озера. Не нужно бояться спрашивать местных жителей. Они всегда помогут. Люди у нас хорошие.

Придорожных кафе и мотелей с недорогими ценами на федеральных и региональных трасах  было много.

Дороги оказались тоже неплохие. Исключение - прогон Киров-Пермь.

И река Усьва покорила нас своей красотой. Единственное, лучше не идти в выходные от Усьвы до Мыса. А то парад «музыкальных» катамаранов и забитые стоянки вам обеспечены.

За 28 дней путешествия мы истратили 36 000 руб на двоих, из которых на бензин ушло 10 500.