Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Доставка из Китая. Фото с сайта niksilogistic.com

Большинство китайских интернет-магазинов выполняют отправку грузов по всему миру, а у многих продавцов эта услуга еще и бесплатна. 

сегодня

14 декабря
День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

14 декабря – День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В этот день 1986 года произошла одна из крупнейших аварий на атомных электростанция.

Болонья. Милан. Возвращение


Из цикла "Города, в которые возвращаешься". Часть 6

Болонья

На пол-пути между Флоренцией и Миланом находится Болонья. Я уже столько раз проезжал мимо на поезде, что пора бы уже один раз и остановиться. И вот нынче этот раз и случился.

Битва льва и удава

Выйдя с вокзала, сразу сталкиваешься с таким вот фонтаном на входе в один из городских парков. Смешались в кучу кони, бабы и осьминоги. Что означает, не выяснял, но в том же парке этот автор отметился еще в нескольких местах.

Смешались в кучу кони, бабы и осминогиБолонья - город башен. В Италии башнестроительство вообще проходит по линии национального спорта: строят колокольни, сооружают башни дворцов, возводят частные башни. В Болонье, как раз последний случай - граждане в средние века увлеченно занимались прикладной фаллометрией. Выиграла семья Азинелли, в честь которых и назвали самую высокую башню.

Опять же, следуя традициям итальянского зодчества, башня заметно наклонена. Не учесть свойства грунта при постройке - это их национальная черта. Не искоренили это и по сей день. Последний раз итальянцы так лоханулись при строительстве здания для сотрудников LHC в Церне. Оно там через пару лет тоже накренилось и поплыло вниз по склону.

Из-за узких улочек очень трудно поймать точку, чтобы башня Азинелли и стоящая рядом меньшая по размеру башня Гаризенда видны одновременно и при этом смотрелись красиво. Но я таки, нашел эту точку!

Башня АзинеллиБашня Азинелли и башня Гаризенда


Гордый удачей, пошел дальше и увидел, что этот же ракурс давно и успешно эксплуатируют продавцы открыток и магнитиков. Оно и понятно, что исторических местах все места для съемки нетленки уже давным-давно найдены и помечены крестиками на асфальте.

Меньшая башня наклонена бод большим углом и продолжает падать. Из-за этого ее уже трижды укорачивали, и туристов туда не пускают. Зато на высокую можно забраться, но в этот раз такие развлечения обошлись без меня. Одна поездка - одна башня. Колокольни Джотто вполне достаточно.

Болонья со срекедневековых времен - также город студентов. Помимо собственно кварталов университета в историческом центре есть очень примечательный объект - архигимназия. Исторически это главное здание университета Болоньи, который в свою очередь является самым старым в Европе учебным заведением.

Архигимназия. Внутренний двор.Архигимназия. Гербы выпускников.


Здесь учились Данте, Петрарка, Коперник. Впрочем не только они, так как стены и потолки архигимназии украшают еще 7 тысяч гербов. И это при том, что поместить свой герб на стену или потолок позволялось лишь избранным.

Рядом на стене соседнего здания творчество уже современных студентов: - полиция; +образование

- Policia, +EducacionСобор Сан-Петронио.


Напротив архигимназии находится собор Сан-Петронио. Задумка была грандиозная: построить собор, который размерами и красотой затмит церкви Флоренции, Милана и Рима. Из хотелок не вышло почти ничего. Сначала Папа римский употребил все свое влияние, чтобы собор Святого Петра так и остался самым большим. В результате Болонья несколько уменьшила свои аппетиты, и даже пропустила вперед Флоренцию и Милан. Тем не менее, по размерам собор и сейчас является 15-ым в мире католическим храмом.

Сан Петронио. Вид изнутри.А потом на втором или третьем веку строительства у Болоньи внезапно закончились деньги. С тех пор фасад так и остается недостроенным. Надо заметить, что долгостройки были в Европе обычным делом.

Как я уже писал, фасад Санта-Марии-дель-Фьоре был отделан только в XIX веке. Аналогично фасад Миланского собора был почти завершен лишь в XIX веке по личному распоряжению Наполеона. Почти, потому что и тогда не достроили, и окончательно работы завершились лишь в 1965-ом году. Так что у Болоньи есть все шансы однажды дождаться. В общем, наше Царицыно вполне укладывается в такую концепцию многовекового строительства.

Кстати, интересный момент - в соборы Болоньи пускают бесплатно. Лишь фотографировать не дают (хотя, кого это останавливало?), или дают, но за символические деньги (2 евро).

Еще один интересный момент - в Болонье как класс отсутствуют китайские туристы. Туристов там вообще мало, но этих нет совсем. Я предположил, что они просто не могут произнести слово Болонья из-за наличия там буквы "Л". Хотя, как же тогда Флоренция, где их великие толпы? Когда я это озвучил, жена заметила: "Вот именно поэтому они едут в Фиренце".

Вообще, компактные группы по 100-200 человек хаотично передвигающиеся везде, куда дотянулись китайские туроператоры, уже начинают напрягать. Питер из-за этого превратился в какой-то туристический ад. В Эрмитаже местами (например, в зале Леонардо), чувствуешь себя как в пекинском метро в час пик. А тут просто какой-то заповедник незакитаенной Европы.

На подходе к вокзалу около Триумфальной арке издали заметил какое-то очень активное действо. Раздавались крики, и в буквальном смысле летели пух и перья. Оказалось, что для школьников устроили битву подушками.

Битва подушкамиБитва подушками


Правда, я туда подошел уже к самому финалу, когда дети отдубасив друг-друга начали отряхиваться и расходиться. Слой перьев по щиколотку дает представление о масштабах мероприятия. Хорошие развлечения у болонской детворы.

К северу от вокзала есть еще одна достопримечательность, интересная для соотечественников: via Stalingrado. Такой вот узелок на память у итальянцев. Правда, дойти туда уже не было времени - нужно было двигать в Милан.

Милан. Возвращение.

Неделя пролетела стремительно, и уже пора лететь домой. Вылет у меня был поздно вечером, поэтому день можно потратить на очередной забег по достопримечательностям. Еще в пятницу вечером возникла идея с утра в субботу выдвинуться в Новару, раз уж по дороге из Турина заехать не получилось. Электрички туда ходят часто, поэтому проблем быть не должно.

Естественно, в субботу утром эти проблемы обнаружились. Вечером, увидев в расписании кучу поездов до Новары, я на радостях не заметил весьма важной детали. В Милане три вокзала: Централе, Гарибальди и Кадорна, и электрички в Новару отправляются со всех трех. Одно лишь время знать недостаточно, нужно еще и уточнять откуда поезд идет. Когда я пришел на Милано Централе, выяснилось, что именно с него в ближайшие два с половиной часа поезда в Новару не идут.

Стою, втыкаю в планшет, пытаюсь понять, стоит что-то ловить в этой ситуации или нет, и постепенно понимаю, что меня начинают воспринимать как местную справочную службу. Еще двадцать лет назад я вывел критерий, по которому за границей понимаешь, что пора возвращаться. Все очень просто: у тебя начинают спрашивать дорогу. Сначала иностранцы в той стране, где ты находишся, а потом уже и местные.

Не буду утверждать, что это работает со всеми, но со мной такое происходит регулярно. Наверное, выражение лица как-то меняется. Вот и сейчас в Милане сначала пара китайцев паталась выяснить: Где тут автобусы в аэропорт? - показал, потом еще кто-то спросил: Как выйти к поездам? - тоже показал, потом уже какая-то итальянская тетка поинтересовалась: Где вход в метро? - и ей помог. Но я-то здесь не для этого стою! Уже понял, что в Новару я на этот раз не попаду, выключил планшет и двинулся с вокзала.

Раз уж так сложилось, решил прогуляться по Милану. В прошлый раз мы обратили внимание на квартал, построенный к открытию Экспо. Неплохой вариант для начала прогулки. Пересекая одну из площадей, заметил сидящую на скамейке китаянку. Похоже она ждала такси в обнимку с чемоданами. На лице выражение тоски и отчаянья. Немножко зная их психологию, сразу понял почему - на огромной площади не было ни души. Нормальная картина для субботнего утра в европейском городе. Но это для нас нормально, а китайцам комфортнее, когда вокруг есть люди, много людей. Поэтому они и разгуливают по группами человек по 100.

Из прочих туристов обратили на себя немцы. Почему-то в Милане их оказалось очень много после майских праздников. На их загрузку в вагон метро под крики: "Шнеллер, шнеллер!", невозможно было смотреть без усмешки. Немцы за границей Германии как то сразу перестают быть квадратиш, практиш, гут.

Два года назад в Пестуме, ожидая поезда немецкое семейство увлеченно драло лаванду, которой была обсажена станция. Мы, впрочем, занимались тем же самым. Зато потом они под руководством отца семейства полезли на дерево есть тутовник. Нашим я сказал: "Это тутовник или шелковица - она съедобная, но немытая, и мы туда не полезем". На самом деле, просто лень было лазить по деревьям.

Впрочем я отвлекся от пути к кварталу Порта нова - он так на самом деле называется. К Экспо этот комплекс имеет лишь опосредованное отношение. Архитекторы нацеливались на этот участок еще с конца 90-х, уж больно место вкусное. Железнодорожный вокзал, несколько станций метро, центр города в шаговой доступности и под строительство ничего сносить не надо.

Квартал Порта-НоваВертикальный лес


С 2004-го архитекторам дали развернуться. Сейчас этот район заметно издали, два высотных здания Юникредит (менее высокое он делит с LinkedIn) дают хороший ориентир. Рядом с этими небоскребами, находятся два высотных жилых здания Стефано Боэри. Это его проект Вертикальный лес. На балконах зданий высажены 1000 разных видов растений. Деревья и кустарники подобраны таким образом, чтобы здания меняли цвет в зависимости от времени года.

Неподалеку от Порта Нова еще одно свидетельство того, что когда-то Милан был таким же как и Венеция городом каналов. Большинство из них к настоящему моменту засыпано, и остались лишь два канала в районе Навильи, где я был в первый день. Но кое-где и кроме них встречаются напоминания о былом. Например, часть канала и шлюзы около Порта Нова.

ШлюзыПруды парка Семпионе


От канала я пошел к Замку Сфорца. Сам замок мы основательно облазили за год до этой поездки, и я им воспользовался как путем в парк Семпионе. Тогда из-за погоды парк мы практически не видели. Сейчас светило солнце и миланцы семьями выбирались туда на утреннюю прогулку. Тишина и умиротворение. В прудах традиционные для Италии рыбы и черепахи.

Рыбы и черепахиНеобычная скульптура


На окраине парка обнаружилась необычная скульптура Джорджио Амелио Роккамонте. Что означает, не знаю. И примерно там же за забором бродит Годзилла.

ГодзиллаИголка с ниткой


Из парка можно и на площадь Кадорна. Там, наконец, закончился великий ремонт, и на Иголку с ниткой можно посмотреть без обрамления лесов.

Собор Сан-МаурицоПосле скромного перекуса ризотто с ракушками и бутылочкой Фалангины, направился к Миланскому собору. По дороге, около миланского археологического музея заглянул в открытую дверь соседнего с ним собора Сан Маурицио аль Монастеро Маджоре. В общем-то принцип простой: открыто и денег не берут - заходим, если хотят оплату - думаем.

Внутри было довольно интересно. Когда-то это была церковь при женском монастыре Бенедиктинского ордена. Сейчас в здании монастыря археологический музей, а церковь осталась действующей, и там проходят мессы по византийскому обряду.

Стены покрыты фресками XVI века. Собственно они и являются основной ее достопримечательностью.

Сан-Маурицио. Росписи.Сан-Маурицио. Росписи.


Оттуда было уже совсем недалеко до Миланского собора. Если на полпути свернуть в сторону Миланской фондовой биржи, то можно посмотреть на одну из самых необычных и неожиданных скульптурных композиций. Прямо напротив фасада биржи посредине площади стоит памятник среднему пальцу. Монумент был возведен в 2010-ом году венецианским скульптором Маурицио Каттелану, проживавшем тогда в Нью-Йорке, в рамках миланской выставки "Против идеологии".

Не трудно представить чувства финансовых тружеников, пришедших на работу и увидевших перед входом вот это. Мягко говоря, они охренели в полном соответствии соответствии с концепцией памятника.

Памятник среднему пальцуШкольники и памятник среднему пальцу


Озлобленные работники биржи двинулись в мэрию с требованием убрать это из-под их окон. Там их успокоили, что по условиям выставки монумент простоит только 48 часов. Но тут уже возмутились простые миланцы - монумент им понравился. А главное, понравилось место его установки, с учетом бушующего кризиса-то. Легко догадаться, что спустя 48 часов памятник так и не демонтировали. Теперь это одна из достопримечательностей Милана, очень любимая школьниками, которые фотографируются на его фоне.

Площадь перед Миланским собором.Но вот и Миланский собор. Особых планов заходить туда не было, но зато имелось еще два часа до отъезда в аэропорт.

Соблазнился идеей залезть на крышу. Аллергия на лестницы у меня еще не закончилась, но тут был лифт. К тому же, в соборе, наконец, закончился ремонт. Да-да, и тут тоже. Только достроили и сразу ремонтировать. В честь завершившегося ремонта вход в Миланский собор сделали платным, зато внутри разрешили фотосъемку.

После того, как стены очистили и сняли леса, сооружение очень впечатляет. Внутри собор совсем не массивный, несмотря на ширину. Наоборот, он кажется очень легким и воздушным. Это впечатление усиливается резным потолком. Тоже одна из итальянских фишек. Видим резной каменный потолок - ищем поблизости итальянского архитектора.

А внутри он больше, чем снаружи!Видим резные потолки - ищем рядом итальянских мастеров.


Миланский собор около алтаряСписок служителей Миланского собора


В церкви Данте, как я уже рассказывал, на стене был список всех служивших там священников. Тут тоже такой есть, только начинается он с 51-го года. Да-да! С 51-го года нашей эры!

С противоположной стороны относительно списка находится купель. На нее не сразу обращаешь внимание. Сначала пытаешься понять, что за сосуды висят на цепочках и зачем.

КупельЦарство резного камня на крыше.


Поднявшись на лифте, оказываешься в очередном царстве резного камня. Желающие сэкономить могут подняться и по лестнице, но в данном случае это был не мой вариант.

Крыша - сооружение весьма фундаментальное. Несмотря на кучу народа, там разгуливающего, держится очень прочно. Естественно, без лесов не обошлось.

Крыша Миланского собораИ тут они как прыгнут!


Как это принято для средневековых соборов, из-за любого угла внезапно может выпрыгнуть мифологическое существо. Впрочем, обычное дело для готики.

Спустившись с крыши, с чувством выполненного долга забрал из гостиницы багаж и поехал в аэропорт. Позади остались шесть городов и 160 км отхоженных по их мостовым. А теперь домой!

© Текст, фото: Виктор Колосов

Опубликовано: 09.02.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.