Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Авиаперевозка животного. Фото с сайта zooblog.ru (автор фото Marina Lystseva)

Перевозка любого животного считается нестандартной и строго регламентируется каждой страной. Ввоз животных в некоторые страны мира вообще запрещается

сегодня

24 мая
Прошел первый конкурс песни Евровидения
Прошел первый конкурс песни Евровидения

24 мая 1956 года в швейцарском городе Лугано прошел первый конкурс песни Евровидения. В конкурсе приняли участие представители Бельгии, Голландии, Италии, Люксембург, Франции, ФРГ, Швейцарии. Победительницей конкурса стала швейцарка Лиз Ассиа.

Базилика Святого Павла за стенами и собор Святого Петра


Прогулки по Риму. Четыре Великих базилики. Часть вторая

Базилика Святого Павла за стенами

Настал очередной день, и подошла очередь еще двух Великих базилик: собора Святого Павла за стенами и собора Святого Петра в Ватикане. Впрочем, как уже говорилось, в силу принципа экстерриториальности, любая Великая базилика является территорией Ватикана.

Базилика Святого Павла за стенами

До собора Святого Павла за стенами проще всего доехать на метро до станции Basilica S.Paolo, или на электричке до той же станции по ветке, идущей от вокзала Остиенсе до Остии, совместив визит в базилику с осмотром древнеримских руин. Впрочем, про развалины Остии будет отдельный расказ.

Базилика Святого Павла является самой большой из Великих базилик античной постройки. Первая церковь на месте предполагаемого захоронения апостола была заложена еще при императоре Константине, но уже в 386 году Феодосий I счел ту церковь недостойной столь священного места и распордился о строительстве более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики. Поэт Пруденций воспел её красоту для императора Гонория.

В отличие от остальных великих базилик, собор Святого Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 года выгорел почти дотла. Тогда от собора практически ничего не сохранилось, кроме останков стен, обожженных колонн и арки нефа с мозаиками V века, которая остается в Риме единственным напоминанием о царствовании Галлы Плацидии, бывшей королевы готов.

Мозаики центрального нефаЦентральный неф базилики Святого Павла


Восстановление храма продолжалось до 1840 года, причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1854 году. В 1890-1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы Пьетро Каноника.

Колоннада западного двораСтатуя Святого Павла


На фото выше, справа от галереи, окружающей сад, можно видеть палатку, в которой осуществляют досмотр посетителей собора. Как уже упоминал в рассказе про Сан-Джованни-Латерано, такие меры безопасности сейчас в Риме повсеместно. Вещи отправляют на просвет в сканер, а люди проходят через рамку металлодетектора. Все происходит относительно быстро, если конечно перед вами не подъехал автобус с паломниками. В данном случае я чуть-чуть не успел перед группой поляков.

Кроме, нескольких организованных групп паломников в базилике Святого Павла почти никого не было. Только с десяток неведомо как забредших туда туристов с изумлением осматривали огромный собор. Я буквально за несколько дней перед этим был на Мальте и посетил многие значимые места, связанные с пребыванием апостола Павла на острове по пути в Рим, где его казнили. Так что в данном случае я тоже вполне мог сойти за паломника.

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания. До пожара в медальонах располагались фрески с папскими портретами, при восстановлении храма их заменили мозаиками. Несколько уцелевших фресок хранятся в музее при базилике. Можно заметить, что в боковых нефах несколько мадальенов оставлены пустыми. Это место для портретов будущих пап.

Центральный неф с галереей портретов Римских ПапБоковой неф с пустыми медальонами


Естественно, сразу возникла легенда, что как только все медальоны будут заполнены и последний Папа умрет, то наступит Конец Света или конец Католической Церкви или еще какой-нибудь катаклизм. В общем придумана очередная страшилка, которую все будут жутко бояться, когда до нее дойдет дело после череды других знаковых дат. Нам это, впрочем, не грозит - там еще, как минимум, десять медальонов свободны.

Саркофаг с мощами Святого Павла хранился в крипте собора под алтарем. После пожара он оказался под слоем расплавленного металла и камней. Долгое время не предпринималось попыток до него добраться, и лишь в 2005-ом начались осторожные раскопки, в результате которых ковчег был извлечен. По распоряжению Папы его передали для научных исследований и сейчас он недоступен для посетителей. Можно взглянуть только на оковы апостола.

Алтарь базилики Святого ПавлаВход в крипту и оковы апостола


Облик сгоревшей базилики достаточно тщательно воссоздан, но за исключением арки главного нефа и части колоннад, это уже в значительной степени современное сооружение. Вот что может наделать миска с углями, неосторожно оставленная строителями на крыше.

Мозаики апсидыСовременное монументальное творчество


У выхода из собора стоит одна из работ канадского скульптора Тимоти Шмальца. Иисус протягивает руку из-за решетки: "Я был в тюрьме, и вы навестили меня". Это часть его большого проекта, про который автор пишет: "Когда мы видим отверженных, мы должны видеть Иисуса Христа". И в его работах Иисус предстает в роли бездомных, нищих, узников. Не везде они принимаются благосклонно, например, вестминстерский запретил появление Бездомного Иисуса в Лондоне, но Святой престол проявил к ним интерес, и отвергнутая британцами скульптура сейчас находится в Ватикане. Кроме нее в Риме появилось еще несколько работ, включая упомянутую выше в базилике Святого Павла.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра сейчас является главной доминантой Рима. Его купол виден почти отовсюду: с набережных Тибра, с Испанской лестницы, с холма около пьяцца-дель-Пополо, с Авентинского холма. Причем на последнем есть специальное место для этого: "Святая дырка" в воротах резеденции Мальтийского ордена. Ворота всегда закрыты, но через дырку можно взглянуть на купол собора в обрамлении узких аллей сада резеденции. В 2009-ом мы видели как туда првозили небольшую правительственную делегацию, чтобы те могли взглянуть на базилику через дырку. Перед этим мы устроили там небольшую панику у дежурившего на Авентине патруля, оставив перед воротами коляску.

Вид на собор Святого Петра с ТибраВид на собор Святого Петра через "Святую дырку"


Базилика, посященная Святому Петру, находилась на своем историческом месте еще с античных времен. Здесь во временя Древнего Рима находился цирк Нерона, где апостол принял мученическую смерть. Построенный во времена правления императора Константина собор спустя одиннадцать столетий пришел в ветхое состояние. Появились планы его реконструкции, и если бы они осуществились, собор был бы похож на три остальные Великие базилики. Но во времена правления Папы Юлия II к вопросу решили подойти радикальным образом - на его месте решили построить церковь, которая должна превзойти все существовавшие христианские и языческие храмы.

В проекте так или иначе приняли участие все крупные архитекторы Италии. Каждый вносил радикальные изменения в планировку, меняя ее от центрической в форме равностороннего греческого креста к вытянутой базиликальной и обратно. Такие метания случались три или четыре раз пока руководство строительством не поручили Мекеланджело. Он вернулся к центральнокупольной схеме, но его проект предполагал многоколонный портик с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в языческих храмах, вход располагался с восточной, а не с западной стороны и при перестройке от этой традиции не стали отступать). Микеланджело усилил несущие конструкции и за счет этого выделил центральное пространство. При нем возвели барабан купола, но сам купол достраивал Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания.

Вид на собор Святого Петра с виа делла Кончилиационе.На этом, естественно, все не закончилось. После центрально-симметричной планировки должна была последовать вытянутая, и это произошло в начале XVII века при Папе Павле V. Архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста. Он же пристроил к ней фасад, и собор приобрел знакомый нам вид. Правда, из-за этой перестройки со стороны площади оказался частично скрыт купол, и полностью его можно увидеть отойдя по виа делла Кончилиационе фактически до Тибра.


По окончании строительства огромнейшей базилики потребовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 годах площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Он передвинул обелиск, установленный рядом с рядом с цирком Нерона еще в античные времена, в центр площади и придал ей эллиптическую форму, обрамив колоннадой.

Площадь Святого ПетраПапа Бенедикт XVIПапа Франциск


Сейчас площадь может вместить до 400 тысяч человек, и как это выглядит можно увидеть во время воскресной молитвы Angelus («Ангел Господень»), которую Папы традиционно читают в полдень. Папу Иоанна-Павла II мы не застали, но видели как читал Angelus Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск. Бенедикт XVI приветствовал людей на площади на всех языках включая русский, Папа Франциск обращался только на итальянском, но зато он проводит политику стирания граней между Ватиканом и паствой и по средам в 10:30 проводит так называемые общие встречи, во время которых выходит на площадь и общается с паломниками.

Когда после посещения базилики Святого Павла, я добрался до Ватикана накрапывающий дождик перерос в хороший ливень. От дождя я знал один магический ритуал и тут же его применил: нужно просто зайти в магазин и купить зонт - осадки тут же прекращаются. Старый зонт у меня сломался, поэтому идея купить новый ничему не противоречила. Опять же, ливень покупка сразу же остановила. То ли из-за дождя, то ли из-за позднего времени очередь в собор практически отсутствовала.

Площадь Святого Петра после дождяШвейцарские гвардейцы на страже Ватикана


Проверка на входе в собор Святого Петра была гораздо более тщательной, чем в другие места. Тут не только нужно было отправлять вещи в сканер, но и снимать верхнюю одежду и вынимать содержимое карманов. Зато работало много пунктов контроля, поэтому очередь двигалась довольно бодро. Пока проходили проверку, дождь опять начал накрапывать, но это уже было не страшно - почти до самого собора можно было дойти под крышей по колоннаде.

Вход в папские покои охраняют швейцарские гвардейцы в разноцветной микеланджеловской форме с алебардами. Впрочем, туда и не надо. Собор совсем рядом, нужно только пересечь открытое место перед фасадом.

Перед порталами базилики находится портик, которому имеет смысл уделить несколько минут. Портал центрального нефа или Святые врата - это двери выполненные в середине XV века, но их панели происходят из старой базилики. Напротив них находится «Навичелла» прославленная мозаика Джотто XIII века, перенесенная сюда после сооружения фасада. К сожалению, ее снимок у меня не вышел.

Святые вратаПортик. Слева "Навичелла"Центральный неф


Внутри собор реально огромен. Микеланджело удалось добиться эффекта расширения внутреннего пространства. Несколько тысяч человек могут разбрестись по собору и их почти не будет видно.

Алтарь БерниниКупол собора Святого Петра


Алтарный балдахин (киворий) работы Бернини издали визуально не кажется большим. Только идти к нему придется долго - длинна базилики 211 метров, и алтарь при своих огромных размерах в 9-этажный дом (29 метров) не кажется большим на фоне купола, верхушка креста которго отстоит от земли на 136 метров. Но когда внезапно ты осознаешь масштаб собора, накатывает ощущение ничтожности тебя преред Космосом, бессмысленности и никчемности твоего существования в сравнении с Вечностью. Я заходил со стороны  фасада и ко мне собор подступал постепенно. Жена же за год до меня попала в туда через крипту, а из нее выходишь под балдахин, и собор сразу обрушился на нее всей своей мощью. Потрясение необычайное. Размер имеет значение!

Поскольку по факту собор Святого Петра - это главная базилика (если не по формальному статусу, то по значению в жизни паствы), то в привлечении мастеров для его отделки не скупились.

С правой стороны главного нефа около алтаря находится статуя Святого Петра XIII века работы Арнольфо ди Камбио, знакомого по отделке крипты Сикстинской капеллы базилики Санта-Мария-Маджоре. В правом нефе около портала можно увидлеть Пьету Микеланжджело. После попытки современных вандалов разбить статую ее укрыли защитным стеклом. Сейчас стекло убрали, но приблизиться, все равно, не дают.

Статуя Святого ПетраПьета МикеланджелоОформление капеллОформление капелл


Еще есть много Бернини. Например, статуя Лонгина, выполненная в его узаваемом стиле, у основания одной из опор купола.

Да и на капеллы боковых нефов интересно взглянуть. Собор вышел очень гармоничным и потрясающим до глубины души.

Предложение от участника программы "Пригласи друга" на Booking.com. Вы можете получить 1000 рублей на свой счет при бронировании на booking.com, перейдя по этой ССЫЛКЕ.

© Текст, фото: Виктор Колосов

Опубликовано: 20.04.2018
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.