Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Обувь для похода. Фото с сайта idemvpohod.com

Бродяга в известной песне не зря проклинал судьбу, путешествуя по степям Забайкалья. Вероятно, ему жали сапоги. Планируя трекинг по безлюдным местам, особое внимание следует уделять одежде и обуви.

сегодня

23 октября
Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию
Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию

23 октября 1814 года в Лондоне хирург Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию – ринопластику по «индийскому» методу. Она прошла успешно, и когда он снял повязку через три дня после операции, воскликнул: «Бог мой, да это же нос!».

Баган: святыни горы Поупа


Из цикла «Блеск и нищета Страны Золотых Пагод». Часть 7

8 день, 27 февраля 2007 г. — вторник

Резные двери в туалетСегодня встаем в 7 часов, в 7.45 идем на завтрак. Утренняя трапеза проходит на втором этаже здания, в котором на первом этаже расположен ресепшн. На выбор из фруктов были: ананас, папайя, арбуз и мандарины. Из соков были свежевыжатые (но разбавленные водой) соки из апельсинов и арбузов. «Шведский стол» был разнообразен, вся еда была вкусной.

После завтрака мы погуляли по веранде ресторана, где мы ели. Входные двери в ресторан украшены резьбой с фигурками воинственных стражников. Поворачиваем на террасу и обращаем внимание на следующие двери с вырезанными женской и мужской фигурами. Фотографируем двери и только потом понимаем, что это входные двери в М и Жо. Там же, на террасе обнаружили замечательную фигурку зеленого павлина с распущенным хвостом на стене здания и сделали по кадру из серии «я и павлин». Сверху открывается вид на пагоды, расположенные рядом с отелем.

Еще вчера мы условились, что водитель приедет за нами в 8.30, что он и сделал в точности. Сегодня у нас в планах посещение горы со смешным названием Поупа. Едем втроем, Ирина приболела. За время нашего отсутствия она сходила на массаж в нашем отеле. Разброс цен здесь такой — самый дорогой полный — 12 $, только шеи — 8.

Надо немного рассказать о Багане.

Отель  “Thazin Garden Hotel”Баган (ранее Паган) — уникальный мертвый город на севере Мьянмы, знаменитый благодаря своим храмам. Город Паган как таковой не существует — есть только аэропорт Баган, несколько деревень вокруг (Ньяунг У, Веткьи Ин, Мьинкаба, Старый Баган) и огромная археологическая зона с разбросанными тысячами больших и маленьких пагод.

Город Баган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади, на ее левом берегу, занимает площадь около 40 кв. км. С этим городом, столицей средневекового государства, связана эпоха расцвета бирманского зодчества.

Наш водитель точен. Мы едем по территории Старого Багана, где раньше жили люди, но правительство приняло решение отделить археологическую зону от жилой и отселило жителей города в так называемый Новый Баган.

Мимо нас мелькают многочисленные пагоды, большие и поменьше. Общее впечатление усиливается оттого, что территория Старого Багана — это огромное ровное поле, и разнообразные по своей форме и отделке пагоды перемежаются здесь с пальмами и зарослями кустарника. Справедливо, что памятники Багана считают 8 чудом света, это высшее признание шедевров древнего зодчества. Путеводитель LP ставит это чудо в один ряд с Тадж-Махалом в Индии и Ангкор-Ватом в Камбодже. Поскольку мы там еще не были, верим на слово.

Нанесение на лицо танакиНемного истории. В 83 году после смерти короля государство Пья было подчинено монским королевством, но часть жителей не подчинилась, и через 3 года они обустроились в Багане. Это было еще не королевство, а просто объединение 19 деревень, само же королевство Баган было основано, как я уже писала в 847 году, и просуществовало 400 лет. Зенит славы этого королевства пришелся на годы правления короля Анируды с 1044 года по 1204 год.

Этот знаменитый король смог объединить страну, но вошел в историю благодаря тому, что именно в его правление государственной религией становится буддизм. А дело было так. Соседний царь Мануха измыслил обратить Анируду в свою веру, он думал сделать это насильно, но к его удивлению, Анируда полностью проникся догмами буддизма. В целях поклонения святыням и лучшего изучения идей веры Анируда попросил Мануху поделиться реликвиями. Не встретив понимания, он просто отнял их силой. Вот для хранения первых реликвий и стали строить в Багане первые храмы.

Гора Поупа, к которой мы ехали, находится в 85 километрах от Багана. Водитель сказал, что ехать мы будем часа полтора. Мы глазели по сторонам до тех пор, пока не сделали первую остановку на отдых в Бирманской деревне. Конечно, это туристическая фишка. Вдоль дороги таких стоянок было много, чтобы туристы не толпились, а могли спокойно понаблюдать за жизнью простых крестьян.

Баган. Сельская жизньИзготовление кокосовой тянучки


Нас сразу встречает приспособление, состоящее из буйвола, идущего по кругу и вращающего жернов, бревно что-то размалывает в миске, внизу установлена миска, в которую медленно стекает какая-то жидкость. Буйвол был чистым и симпатичным, и мы по очереди сфотографировались с ним, угощая его чем-то, что нам дал его хозяин. С нами на этой стоянке были и французы, их гид показывал им, как надо наносить на лицо танаку и даже делал столь изысканный макияж лица всем желающим.

Под навесом мы сразу повели носами, ощущая явственный запах хлебной сивухи. И в самом деле, маленький самогонный аппарат (почему-то зарытый в землю) через длинную трубочку гнал капля по капле в бутылочки эту «живительную влагу». Наполненную бутылочку оплетают пальмовым листом, и она готова к продаже. Тут же уваривается (кипит, пузырится) кокосовое молоко и превращается во вкусную, сладкую тянучку, похожую на наш «Старт». Нас угостили, поэтому говорю это с уверенностью.

Самогонный аппаратНаш водитель опекал нас, показав, как один мужчина, подхватив горшки, полез по лесенке на самый верх пальмы. Там он установил новые горшки, а заполненные соком спустил вниз. Большие разлапистые пальмовые листья обрубают и подставляют к отрезанной части горшки для сбора сока, совсем как у нас собирают березовый сок!

Предлагают продегустировать самогонку. Эх, душа разлейся, кому что надо... Нам дарят плетеный из листьев кокосовой пальмы сувенир: корзиночку и цветок. Дальше едем пустынными местами, жилья нет, но время от времени встречаются пешие мьянмарцы и мьянмарки с какими-то корзинами на коромыслах, они что-то искали. Грибы, что ли?

Гора Поупа — это потухший вулкан высотой 1518 метров над уровнем моря. После извержения в 442 году до н.э. пепел превратил безжизненное плато в плодородную равнину.

Гора ПоупаЗа очередным поворотом во всей красе появляется эта гора. Мне эта гора представилась как застывший взрыв лавы, высоко наверху гора венчается короной из шпилей монастырей. Как возводились там здания? Водитель знает, где остановиться, чтобы мы произвели съемку.

Не успели мы выйти из машины, как к нам сразу же подлетела стайка девочек. Они пытались продать нам танаку и снова просили lipstick (помаду). Одна девочка была довольно симпатичная, и мы попросили разрешения с ней сфотографироваться. Когда мы собрались уходить, у нее сделалось такое расстроенное лицо, что я решила отдать ей свою помаду. Я не успела ее вытащить, что тут началось, девочку оттеснили от меня ее товарки.

Трогательно нежное создание тянуло ко мне руки и чуть не плакало: «я, я...» Но у меня не забалуешь, я четко указала, кому предназначен это подарок, отодвинула всех рукой и вручила ей вожделенный сувенир. Бедный ребенок, она прижала к груди этот тюбик, ее взгляд выражал такое счастье. Чтобы не остаться в долгу, она вручила мне кусок танаки, а потом все время показывала жестом, как она будет красить губы моей помадой.

Другие девочки чуть не со слезами спрашивали, нет ли у нас еще помады. От этой сцены осталось щемящее чувство жалости. Мы обсудили, что эту еще не испорченную туристами (из-за неразвитой инфраструктуры) страну через пару лет будет не узнать. Приедут старые пердуны из старой Европы, ищущие секс-туризма, и эти маленькие девочки, возможно, превратятся в юных «Лолит».

Застроенная монастырями, ступами, святилищами и колокольнями гора привлекает толпы поклонников со всей страны. Подъем на вершину крутого холма занимает пешком 30 минут.

Храмовый комплекс на горе ПоупаНас предупредили, что надо опасаться большого количества диких обезьян, живущих здесь, они могут вырвать у вас сумки. Но мы уже ученые, по Бомбею, где одна макака прорвала пакет и чуть не сперла у нас фотоаппарат. Мы крепко держали свое имущество.

Лестница очень крутая, имеет крышу от непогоды на всем своем протяжении. Везде висят синие таблички с именами тех, кто сделал пожертвование храму. На табличках бубликами, колечками и перевернутыми шестерками (такая у них письменность) все это и прописано, но есть и по-английски про граждан США.

В самом низу надо пройти через череду всевозможных торговых лавочек. Лестница узкая, а ее еще перегородили торгаши. Мы были недовольны, но недолго. Любопытство перевесило, и мы стали приценяться к бусам. У одной продавщицы видим клубнику, спрашиваем цену. Она смеется, что это ее еда, но угощает нас сладкой ягодой.

Обезьян, действительно, много, но они не агрессивны. Единственное неудобство от них, это отходы их жизнедеятельности. А ведь ты идешь босиком.

Храмовый комплекс на горе ПоупаПодниматься сложно, дыхалки не хватает, но мы отдыхаем на каждой площадке. Сверху открывается панорама на окрестности, но вид странный, так как зелень пожухла. Сидим, отдыхаем, подходит пара англичан со своим гидом, и мы с интересом узнаем, что сидим рядом с пещерой, в которой родились 2 принца этой горы.

Туристов немного, лестницу перед нами усиленно демонстративно метут и тут же просят «donation for cleaning» (пожертвование на уборку). Игнорируем. Наконец пришли наверх, выходим на смотровую площадку. Почему-то пахнет скошенной травой, вдалеке виднеется извилистая лента реки. На краю стоит достаточно большой макет Золотого камня, макет позолоченной пагоды, висит колокол, имеется небольшая скульптура всадника, попирающего земной шар.

Легенда гласит, что идея формы пагоды принадлежит Будде, который поставил на землю перевернутую чашу для подаяний и накрыл ее зонтом. Вот этот-то зонт и называют «тхи», он выполнен из стальных (иногда позолоченных) резных колец, увешанных множеством колокольчиков или тонких пластин. Дует достаточно сильный ветер, маленькие колокольчики мелодично звенят на ветру. Со смехом фотографируемся рядом с драконами, вкладывая руку в открытую зубастую пасть.

Все, осмотр закончен, идем вниз и уже более внимательно разглядываем сувениры. Позже выяснится, что именно на горе Поупа они были самые дешевые. В лавках продают клубни орхидей, деревянную посуду (чайники, миски, подносы). Все сделано аккуратно, продавцы не нахальные. Мы начинаем торг и сбавляем цены в 1,5 — 2 раза. Все цены за товары, которые мы там купили, были от 1 500 до 4 500 джет (1-3 доллара).

По дороге наверх одна из продавцов обещала нам discount, но мы вышли обратно через другой выход. Пришлось возвращаться к ней. В результате купили тончайшей работы китайские веера, пахнущие сандалом, бусы из нефрита в виде бусинок-слоников, бусы из склеенных отполированных половинок перламутровых ракушек, сувенирные фигурки мьянмарцев, костяные фигурки, бусы из дерева и кости, чудесные деревянные чесалки в виде женской фигурки с выпуклостями наверху и красивой «Мэри поппинз» сзади.

Садимся передохнуть и обуться, рядом фигурки львов-чинте. И что удивительно, у этих фантастических фигур присутствуют все мужские причиндалы, очень натурально выполненные и красочно видные спереди и сзади.

Юная мьянмаркаПодошли к машине и попросили нашего водителя остановиться у рынка, мы хотим купить фруктов. На широкой площадке, куда нас привез водитель, расположен рыночек. Мы покупаем там клубнику, которую тут же и съедаем. Она оказывается удивительно вкусной как лесная земляника, что там египетская!

У всех девочек-продавщиц накрашены губы, одна из них (чудо как хороша) улыбается нам белозубой улыбкой. Еще я купила фрукт под названием черимойя (или нойна). Не знаю, когда же сезон этому фрукту, покупаю его не первый раз и всегда ожидаю большего. Приторно сладкая масса напоминает сладкий творожок.

Резво едем обратно в отель, водитель у нас виртуоз, прямо Шумахер! По дороге обгоняем мужчин и женщин, спешащих куда-то с огромными корзинами на коромысле. Корзины полны мелких зеленых помидор. Снова платим (водитель платит) за проезд через какую-то деревню, чуть ли не шлагбаум стоит и около него будка, а у будки человек с ружжом.

Водитель спрашивает нас по приезду в отель, какие дальше у нас планы. Тут мы с удивлением и радостью узнаем, что водитель и машина в нашем распоряжении весь сегодняшний день. И что радует еще больше, мы за это уже заплатили, правда, в программе этого не было. Договариваемся на 3.30. Водитель говорит по-английски, он нам симпатичен.

Мы перекусили, искупались в бассейне, снова при свете дня погуляли по территории отеля. Пытаемся изобразить позицию деревянной фигурки танцовщицы, которыми украшены все красные кирпичные столбы около бассейна. На деревянной веранде около нашего номера стоит деревянный столик, 2 плетеных из бамбука кресла. На столе стоит резной деревянный светильник с изображениями сов. Перекусываем, сидя на веранде. Тут и время подошло.

Мы показали карту с нашими вчерашними отметками (не зря же мы вчера до ночи по ней ползали, изучая ее!), водитель покивал головой, и мы поехали. Мы поняли, что хозяин-барин, но в итоге за полдня с ним мы смогли осмотреть 5 пагод.

Продолжу рассказ про Баган. После смерти короля Анируды его святое дело по строительству пагод было продолжено. В результате на площади 42 квадратных километра возник город четырех миллионов белоснежных, сверкающих пагод. Но ничего нет под солнцем в нашем мире постоянного, город стал приходить в упадок, потом этому еще посодействовали монголы, под ударами которых Баган пал и больше не возродился.

Эту территорию облюбовали себе бандиты и разбойники. Местные жители наряду с буддизмом верили и в духов (натов). Злые духи и демоны, бандиты и разбойники — все это заставляло обходить стороной эту территорию, считая ее «нехорошей», и постепенно про храмы забыли. Они медленно разрушались, их грабили, статуи Будд разбивали. В довершение, еще больший ущерб нанесли землетрясения. Реставрация началась с 1975 года и продолжается по сей день. Строят здесь и новые пагоды.

Бирманские буддисты считают, что строительство нового монастыря или пагоды — лучшее вложение в благополучие в будущей жизни. Поэтому на пагоды денег не жалеют. Здесь совсем не редкость великолепные, сияющие золотом и драгоценными камнями ступы, стоящие в окружении сколоченных на скорую руку лачуг, жители которых тратят все деньги на покупку сусального золота, необходимого для украшения статуй и пагод.

Баган. Храм МанухаСразу скажу, что Баган может быть причислен к чудесам света. Этот внушительный памятник человеческой культуры незаслуженно обойден вниманием. Город расположен в центре страны, в ее сухом поясе, на берегу реки Иравади.

Первый храм, в который мы приехали, был Мануха (Manuha). Король Анируда, отняв все буддийские святыни у царя Манухи, заодно взял и его самого в плен. Вот этот храм и назван в его честь. Пленник продал все свои ценности и на вырученные деньги построил храм.

В удивительно узком помещении стоят сдавленные и сжатые со всех сторон Будды — говорят, так Мануха хотел выразить ощущение несвободы.

При входе во двор этого храма установлен колокол, который несут на своих плечах два мьянмарца и что интересно, у них татуировка на ногах от колена.

Само здание грязно-белое, с потеками, венчают его золотые шпили. Пагода интересна внутренним содержанием, своими огромными статуями Будд в тесных помещениях. Мы с трудом, бочком протискивались из одного в другое помещение между стеной и сложенными руками Будды. В углублении-нише сидит Будда, глазами, полуприкрытыми веками, смотрит он вниз на нас, букашек. В одном из помещений, как в темнице лежит Будда. Да, образное мышление, кожей чувствуешь несвободу...

Баган. Храм МанухаБаган. Храм МанухаСпособ передвижения по Багану


В другом месте местные тетки по очереди били колотушкой в колокол, загадывая свои нехитрые желания. Как и у нас в православном мире существуют свои церковные традиции, так и здесь: ударь по колоколу определенное количество раз, загадай желание, и оно исполнится.

Баган. Пагода Gu Byauk GyiОбувь, как водится, надо было снимать. Хорошо, что в нашем распоряжении была машина, и мы оставляли в ней свои босоножки. Вообще-то по территории Багана можно передвигаться разными способами: пешком, на велосипеде, на бричке с лошадью, и как мы, на машине. После уличной жары охлажденный кондиционером воздух в машине дает возможность сделать небольшую передышку.

Следующей пагодой была Gu Byauk Gyi, относящаяся к раннему периоду. Построена она была в 1113 году министром, который хотел увековечить образ своего отца-короля в золоте. Фасад пагоды был покрыт изысканной резьбой по камню на фризах, окнах и пилястрах.

Внутри пагоды имеются фрески. Рассказ о величии отца-короля сын оставил в камне (по типу розеттского) на нескольких языках: пью, монском, пали и мьянмарском. Специализация лавок, расположенных вокруг этой пагоды, — картины. Они имеют орнаментальный характер, первый раз в этой стране хозяева не разрешили фотографировать свои произведения. За нами увязалась девочка, которая нудела, что ей нужны деньги, не просто так, а на учебу.

И снова "здесь был Вася..."Во дворе пагоды растет большой кактус (во стократ увеличенный наш «декабрист»), так вот на толстых мясистых листах этого растения мы снова видим надписи по типу «здесь был Вася». И памятные надписи как будто выгравированы на листьях...Но нас больше заинтересовали красивые цикламеновые цветы.

Следующая пагода обозначена как Myezedy и здесь имеется красивый макет, изображающий сцену из жизни при королевском дворце. Красочные фигурки выполнены очень тщательно.

Следующий — храм Ананда (Ananda Pahto). Храм тоже из ранних построек, он был построен при сыне Анируды, в 1091 году. Здание 2-хэтажное, гладкие стены прорезаны редкими окошками, обрамленными порталами в виде языков пламени. Храм окружен стенами, фундамент представляет собой квадрат с возвышающимися 17 ступами высотой до 51 метра и представляет собой греческий крест в плане.

Баган. Храм Ананда Баган. Храм Ананда Баган. Храм Ананда


Идея храма-горы, характерная для искусства ЮВА воплощена в знаменитом храме Ананда (12 в.). Эта постройка напоминает индийский храм с невысокой пирамидальной башней. Храм завершается шестиступенчатой кровлей, которая украшена миниатюрными ступами-башенками, а также фигурами сторожевых львов. В центре кровли величественно возвышается позолоченная ребристая башня с навершием в виде язычка пламени.

Улыбка счастьяУстремленный вверх снаружи храм совершенно другой внутри: полуосвещенные галереи создают таинственную атмосферу. Внутри храма по четырем сторонам имеются 9,5-метровые статуи стоящего Будды. Есть и еще одна святыня — отпечатки стоп Шакьямуни.

Узкие, но высокие коридоры тоже плохо освещены, потолки поддерживаются арками. В многочисленных стеновых нишах, обрамленных, как кокошником, силуэтами традиционной пагоды (в разрезе), находятся сотни статуй Будды. Смотришь и думаешь, не отсюда ли берут свои корни архитектурные изыски для строительства нашего Кремля?

Пол внутри храма выстлан керамической кафельной плиткой, украшенной зелено-синими павлинами. Цвета рисунка удивительно сочные.

Храмы БаганаНа территории храмового комплекса находится монастырь Ананда-Ок-Куанг (Ananda Ok Kyaung) — это единственный кирпичный монастырь, сохранившийся с древних времен. И храм, и монастырь нам очень понравился, мы провели там достаточно много времени. Кровля монастыря украшена фигурками драконов.

В Пекине такие драконы выполнены из керамики, во Вьетнаме они инкрустированы перламутром, а здесь, в Бирме — драконы выполнены из камня. На большой монастырской площади рядом с ярким кустом бугенвилии к нам подошла группа детей. Мы угостили всех конфетами, и не смогли удержаться от того, чтобы не сфотографировать девочку с широкой, открытой улыбкой беззубого рта ребенка, у которого выпали молочные зубы.

Храмы БаганаХрамы Багана


Многие пагоды очень посещаемы и на входе стоят торговцы, причем, как мы заметили позднее, ассортимент сувениров и товаров у каждой пагоды свой. В частности, здесь у Ананды можно было купить хорошие хлопчатобумажные футболки за 2 доллара с надписями на бирманском (бубликами и колечками) языке.

Неумолимо приближался закат. Водитель привез нас к пагоде Швезандо (Shwesandaw Paya), наверху которой уже собрался народ. По почти вертикальной лестнице мы забрались на верхний ярус (смотровую площадку) пагоды.

Баган. Пагода Швезандо (Shwesandaw Paya), Мы обходим кругом, делая замечательные фотографии панорамы мертвого (в смысле проживания людей) города с вековой историей. Солнце еще теплыми лучами красит в естественные тона окружающий мир. Горы на горизонте в дымке, среди зелени деревьев четко видны пагоды. Все туристы босиком, народу много.

Мы снимаем пагоду снизу вверх, и сверху вниз, после того как на нее забрались. Любование пейзажем было прервано таинственными действиями молодого человека: он втихаря пытался всучить нам рубины, сапфиры и даже бриллианты. Чудо! На площадке полуразрушенной пагоды ищут дурочку из переулочка, а может быть находят?

Надо сказать, что кроме ступ, в Багане есть храмы. Храмы обычно симметричной формы с фигурами Будды, расположенными у входов, обращенных к четырем сторонам света. Есть также и пещерные храмы со стенами и потолком, расписанными фресками. Большинство храмов выполнено из красного или белого кирпича, они не покрыты золотом. Некоторые храмы реставрируются, некоторые так и стоят в разрухе.

Закат среди храмов БаганаСпуск с пагоды Швезандо (Shwesandaw Paya),


Только поднявшись наверх, ты реально можешь оценить масштабы города ступ. Закончив съемки, каждый турист затихает в восторге перед вечной красотой. Яркий диск солнца, фантастические цвета неба (было небо голубым, стало розовым), меняющаяся поминутно картина света и теней, силуэты ажурных пагод и золоченых шпилей. Постепенно тени сгущаются.

Цветовая гамма неба от розового до сиреневого и фиолетового, именно силуэтность гор и островерхих шпилей почему-то напомнили мне картины Рериха. Раньше я думала, откуда такое буйство красок в его картинах? Эту фантастику создала сама матушка-природа.... Вокруг слышится непрерывное щелканье затворов фотоаппаратов, либо разочарованный вздох о том, что сели батарейки. Мы вращаем фотоаппарат, ловим в кадр само светило. Снимаем на приближении фантастические виды пагод на фоне розово-голубого неба с ярким желтым диском солнца. Такой величественный вид хотелось бы созерцать в полной тишине и одиночестве, тогда бы вечность можно было бы ощущать даже кожей.

Но все равно, вот и еще одно чудо света, которое твердо отпечаталось в твоей памяти, будучи первым увиденным заброшенным храмовым комплексом в ЮВА. Сидячие места уже все заняты. Стоя на прогретой за день платформе, переводим взгляд с одной на другую пагоду. Мы стоим босые перед вечностью, постепенно происходит перезагрузка мозгов. Сверху хорошо видны змейки-дорожки между пагодами, ожидающие туристов брички, безлюдная равнина, скудная растительность, целые и разрушенные храмы.

Это напоминает заколдованное королевство спящей царевны, некогда шумное и величественное, а сегодня мертвое и безмолвное. В такие минуты, соприкоснувшись с историей вплотную, так хочется верить, что ничто в мире не исчезает, не уходит бесследно. И не знаешь, что производит большее впечатление: египетские пирамиды, или вот этот символ былого величия страны. Это не отдельный монумент, это целый город-памятник.

Как поется в песне «есть только миг между прошлым и будущим», еще чуть-чуть и солнце исчезло за острыми вершинами гор на другом берегу реки Иравади. Темнота сгущалась на глазах. Все начали спуск вниз. Спуск почти вертикальный, снова снимаем вид сверху (на ожидающие автобусы, машины и брички) и вид наверх с ползущими вниз туристами.

Когда мы фотографировали друг друга через толпу, одна пожилая пара обратила на нас внимание и потом они спросили, откуда мы. Сами они, оказалось, были из Франции, бывалые туристы, объехавшие почти весь мир. Легче было назвать страну, в которой они не были... Так вот, дедок с беззащитно розовой кожей на лице спросил меня, хотели бы мы вернуть себе царя. Это было так неожиданно, стоя на вершине храма, рассуждать о трагической истории своей страны. Выяснилось, что он был дружен с племянником похороненного недавно родственника Николая II. Вот такая связь времен, поколений, мыслей, причин и следствий.

Спускаться в сумерках с такой верхотуры была задача не из простых. Благополучно завершив спуск, мы упали в объятия торговок, которые атаковали нас с предложением купить шелковые костюмы.

Притихшие, пережевывая свои впечатления, мы молча ехали до отеля. За хорошую работу мы отблагодарили водителя и спросили его, сможет ли он и завтра повозить нас (конечно, за деньги). Он ответил, что ему надо связаться со своим хозяином. После переговоров по телефону, нам было в этом отказано.

Баганские сувенирыФрукты Багана


Пьем чай на веранде, едим фрукты. Впереди еще выбор завтрашнего маршрута, для этих целей мы снова используем карту, которой в самом начале тура нас снабдила Миу.

Сон морит сразу, как только прислоняешь голову к подушке. Спокойной ночи!

Хания, 2007 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 07.01.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.