Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Сигнализация. Фото с сайта quarespace.com

Самое неприятное на маршруте — это остаться без транспорта вообще. Для того чтобы это не произошло, необходимо подумать об автосигнализации.

сегодня

24 августа
Произошло извержение Везувия
Произошло извержение Везувия

24 августа 79 года нашей эры  первое известное и самое ужасное извержение Везувия, приведшее к гибели трёх городов – Помпеи, Геркуланума, Стабий и нескольких небольших селений и вилл.

На паровозике по Шахтам Мунты


Из цикла «Yorke Peninsula — рыбацкий рай с шахтерским прошлым». Часть 2

Moonta Mines — погружение в историю

Паровозная экскурсия по Шахтам МунтыИтак, попрощавшись с доброжелательными сотрудниками музея, набрав тонну проспектов и буклетов, а также обновив запас питьевой воды, мы снова тронулись в путь. Малыши немного грустили, что им не удалось покататься на забавной железной дороге, но папа их приободрил, пообещав катание на более серьезном поезде. И ведь не соврал…

По выходным три раза в день (13:00, 14:00 и 15:00) от здания музея в поселке «Шахты Мунты» (Moonta Mines) отправляется на экскурсию по старым шахтам небольшой паровозик с парой вагончиков. Несмотря на то, что в расписани нашего маршрута мы должны были приехать на место погрузки не раньше двух часов дня, удивившись своей недюжей расторопности, мы, хоть и бегом, но успели на первый же рейс. Собственно, машинист, а по совместительству и экскурсовод, увидев нас, бегущих от автомобиля к поезду, задержал отправление на пару минут.

Ж/д станция MoontaОстатки одного из зданий Moonta Mines


Мунта (Moonta), так же, как Кадина и другие городки северной части полуострова Йорк, составляющие регион «Медное побережье» (Copper Coast) Австралии, очень активно развивался за счет добычи медной руды. В период пика добывающей промышленности в 70-х годах ХIХ века на шахтах в Мунте трудилось около двух тысяч человек, что обеспечивало одну из самых высоких производительностей не только в пределах Коппер Коста, но и в масштабах штата в целом. Всего же здесь проживало около 12 000 человек, и это был самый крупный город за пределами Аделаиды.

Moonta Mines. Рабочее место мальчишки-сортировщикаMoonta Mines. Вагонетки для транспортировки руды


На шахтах активно использовался труд несовершеннолетних мальчишек (pickey boys), которые занимались тем, что под палящим солнцем сортировали руду, а, точнее, отбивали руду от каменной породы. Говорят, что многие бизнесмены того времени начинали свою карьеру со столов мальчиков-сортировщиков.

Промышленные пейзажи Moonta Mines Промышленные пейзажи Moonta Mines


Справедливости ради стоит отметить, что практически каждый из горнодобывающих городков Южной Австралии хоть в чем то, но «самый». В одном из них начали добывать медь раньше всех, в другом было задействовано наибольшее число людей, в третьем добыча руды продолжалась дольше всего и т. д...

Moonta Mines. Остатки шахтыА при чем тут Нед Келли? А кто его знает... Австралия...


Все это мы узнали от нашего гида, который на ходу, перекрывая шум дизеля, сообщал все эти интересные факты через громкоговоритель. Половина слов при этом, правда, безвозвратно пропадала, а оставшуюся мы понимали где-то на треть, тем не менее, эта треть, дополненная окружающими видами и базовыми знаниями в области неорганической химии, оставляла в душе неизгладимое впечатление. Когда проезжаешь по железной дороге мимо «кроличьих нор» стволов шахт, глубина которых достигает 750 метров, разглядываешь горы отвалов отработанной породы, масштабы проделанной работы кажутся абсолютно нереальными, при условии крайней ограниченности технических средств того времени.

Moonta Mines. Наш машинист и экскурсоводMoonta Mines. Медь под ногами


Периодически наш поезд останавливался около каких-либо особо значимых объектов, наш сопровождающий вылезал из кабины и, прохаживаясь перед вагончиками, продолжал рассказ, внимательно следя за тем, чтобы никто из экскурсантов не подобрал с земли камушек с зеленоватым налетом меди. Хотя, возможно, нам это только показалось. Это уже потом, при посещении других шахт в следующих поездках, мы набрали таких камушков полные карманы (и еще осталось грядущим поколениям…), а тогда невозможность увезти такой ценный сувенир казалась нам очень жестокой и несправедливой:)

Moonta Mines.  Подъезжаем к станции химического обогащенияMoonta Mines.  На станции химического обогащения


Очередная остановка была возле одного из наиболее сохранившихся сооружений, оказавшегося станцией химического обогащения. Это — одна из самых «свежих» построек комплекса, и относится уже к прошлому, а не позапрошлому веку. Со временем, когда для добычи руды приходилось спускаться все глубже, а ее становилось все меньше, и цены на медь росли все сильнее, руководство шахт обратило внимание на обработаные отвалы. Не сильно богатая рудой порода в огромных количествах лежала буквально под ногами. Основной задачей было получить из нее столь драгоценную медь.

Moonta Mines.  На станции химического обогащенияMoonta Mines.  На станции химического обогащения. Металлолом



В те годы эта самая станция химического обогащения, по которой мы сейчас неспешно прогуливались, на некоторое время вдохнула жизнь в начинающий угасать город. По каналам с западного побережья полуострова подавалась морская вода, в которой с кислотой промывались отходы добывающего производства. Затем, полученным в результате медным купоросом промывали металлолом, на котором и оседала чистая медь, которая после отделения от ржавого железа отправлялась на дальнейшую переработку.

Moonta Mines. РуиныMoonta Mines. Очень одинокая вагонетка


Экскурсия заняла около часа, впечатление от нее осталось очень сильным. Появилось странное желание попасть внутрь какой-нибудь из шахт и увидеть все своими глазами.

Moonta Mines.  Экспонаты под открытым небомЗдание музея в Moonta Mines


Безусловно, для полноты картины стоило посетить и сам музей, но, поскольку малыши были уже достаточно просветленными от посещения одного музея и паровозной прогулки, мы решили не задерживаться в Мунте. Наскоро перекусив взятыми из дома запасами на столике напротив музея под начинающий накрапывать дождик, мы направились дальше по маршруту следования на юг полуострова, где нас ожидала уютная кабина в караван-парке на побережье залива.

© Фото: А.Алешин, В.Юркова

Опубликовано: 12.03.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (2)


Прохожий
6 лет назад

Re: На паровозике по Шахтам Мунты

12.03.13 К вопросу "А причем тут Нэд Келли...?" - в последнем сражении с полицией банда Келли надела на себя специльно где-то для их изготовленые доспехи типа рыцарских лат, в которых мы видим "изваяние" на вашем снимке с вопросом. Может это иваяние и сделано в память о Келли и мастерах металлических дел, симпатизировавших ему??? :))


Прохожий
6 лет назад

Re: На паровозике по Шахтам Мунты

12.03.13 Вообще-то экскурсовод более, чем прав, не позволяя собирать "сувениры". Неорганическая химия - коварная штука...! Можно ТАКОЕ в дом принести или на себя "подцепить", что мало не покажется...:) Очень интересный репортаж! Удачи Вам в путешествиях и в остальном...! :)

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.