Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Рыбалка. Надувная лодка. Фото с сайта lodki-argo.com.ua

Наступает летняя пора и многие отправляются на природу, поближе к водоемам. Чтобы отдых получился максимально хорошим – без рыбалки не обойтись. А какая же рыбалка может пройти без хорошей резиновой лодки.

сегодня

06 декабря
День защитников Дубровника
День защитников Дубровника

6 декабря – День защитников Дубровника. Этот праздник связан с событием 1 октября 1991 года, когда части Югославской народной армии окружили город и начали его бомбардировку. Самая сильная атака пришлась именно на 6 декабря 1991 года.

Ах, Ницца! Ох, Ницца?


Очень субъективные заметки с несколькими отступлениями

Время отдыха: Июнь 2009

Те, кому сейчас за 40 и кто был взращен на необъятных просторах советского Союза — те, наверняка, помнят то благоговение, с которым мы произносили название маленького городка на юге Франции — Ницца. Хотя... положа руку на сердце, надо признать, что это название, в основном, служило рифмой для оценки положения советских граждан, как туристов, посещающих заграницу: «Поедем в Ниццу? — Мы можем поехать только в з.. ницу».

Ницца. Фото с сайта intertranstour.ru


Сей грустный факт послужил причиной того, что когда мы, наконец, собрались в Ниццу, я испытывал некое волнение. И это несмотря на то, что к тому времени уже достаточно поколесил по Европе, а уж Франция, конечно, не была для меня Terra Incognita.

Но вот позади и волнения, и сама Ницца, и я пытаюсь осмыслить свое путешествие, и понимаю, что это нелегко. С удивлением я обнаруживаю, что увидел совсем не тот город, который представлял и о котором мне рассказывали многочисленные рекламные буклеты. Мои заметки — попытка осмыслить это путешествие и представить на суд читателей ту Ниццу, которую лично я увидел.

Итак, что такое Ницца? Если сформулировать коротко, то Ницца — это гостиницы, магазины, люди. Эти слова можно поставить в любом порядке — ничего не измениться. Ибо ничем другим Ниццу характеризовать нельзя. На мой взгляд, совершенно напрасно многочисленные путеводители рассказывают о достопримечательностях Ниццы, её музеях, соборах, домах и садах. Главная достопримечательность этого города — престижность. Ницца — это город-символ. Символ богатства, символ исключительности, символ респектабельности.

Конечно, наличие гостиниц и магазинов характерно не только для Ниццы. Любой крупный город мира может ими похвастаться, да и не только крупный, но и просто курортный. Вот, например, соседний с Ниццей — Канны.

Отступление первое

Канны, его гостиницы и магазины — это тема для особого разговора. Шикарные гостиницы, расположенные вдоль красивой набережной выглядят декорациями к некому фильму из жизни «сильных мира сего». Но в отличие от величественно- респектабельных «Негреско» и его соседок по Английской набережной в Ниццы, каннские гостиницы как бы кричат: «Скорее посмотрите на нас, какие мы модные и богатые» Мне, правда, вспомнилось в этот момент слова о том, что не надо суетиться под клиентом. А они произвели на меня такое впечатление — суетящихся нуворишей.

Что же касается магазинов в Каннах, то создается впечатление, что весь центр города — это один большой торговый центр, с главной улицей — Антиб. Причем, это очень дорогой торговый центр, который, кстати, выдается за местную достопримечательность. Хотя почему магазин — это достопримечательность. Хоть убей, не понимаю. Чем еще поразили Канны?

Совершенно затрапезной лестницей, ведущей в уродливый Дворец Конгрессов, напоминающий внешним видом советские Дома культуры и кинотеатры 70-х годов, невнятной «Аллей Звезд», на которой отпечатки дланей звезд кино выглядят, как отпечатки грязных ладошек малышей, пачкающими подъезды и огромным количеством молоденьких девушек, главным достоинством которых является не красота, а возраст. И последнее, что добило меня в этом городе — это то, что мы в течение получаса искали, где бы пообедать — и в результате поели и невкусно, и дорого. Нет, я больше в Канны не ходок.

Но «вернемся к нашим баранам» или как говорят на языке оригинала (мы же во Франции) — revenons a nos moutons. Начнем по-порядку. Как театр «начинается с вешалки», так и любой город начинается с вокзала и аэропорта, тем более, что для нас они в Ниццы были связаны одной ниточкой., а именно автобусом № 99, доставившим нас прямо из аэропорта к вокзалу, рядом с которым мы и жили. Аэропорт в Ницце обычный европейский аэропорт с одной, пожалуй, особенностью — он находится в черте города. Мало того: на нем заканчивается самая прославленная улица города — Английская набережная, имя которой — дань англичанам, первыми освоившими Ниццу, как курорт.

Железнодорожный вокзал функционален и прост. Милое старомодное здание снаружи и вполне современное внутри. Поэтому пользование им не создает никаких дополнительных трудностей. А воспользовались мы его услугами дважды: при поездках в Монако и в Грасс — Канны.

Отступление второе

Мне кажется, что путешествие «дикарем» без всяких организованных экскурсий — это наиболее интересный вид туризма. Если хотите увидеть облюбованные вами для поездки место, узнать его поближе, полюбоваться им, не забивая себе голову излишними подробностями — не прибегайте к услугам профессиональных гидов.

Во-первых, всю нужную информацию можно найти в интернете за несколько минут. Во-вторых, положа руку на сердце, кто помнит сколько заклепок на Эйфелевой башни (не говоря уже о том, для чего нужно это знание) или в каком точно году построен собор в Кельне? А ведь как раз эти знания и составляют львиную долю рассказов гида. Есть и еще одна, характерная именно для Ниццы, особенность общения с профессиональным гидом — стоимость его услуг. Минимум — 4 часа, каждый час стоит 50 евро, и каждый час его машины стоит тоже 50 евро. Итого: стоимость 4-хчасовой экскурсии — 400 евро. Конечно, если есть такие цены, значит, кто-то и платит столько. Только назвать их туристами — язык не поворачивается.

Я же люблю не только путешествовать самостоятельно, но и обязательно в каждом новом (да и не только в новом) месте рано, часов в 6 утра, выйти из гостиницы и отправиться на прогулку. Люблю бесцельно побродить по безлюдным улицам, вслушаться в звуки просыпающегося города, увидеть город в «первозданном» виде. Утренний город — как утренняя женщина. Нет ничего более честного, чем женщина утром, без смытого вечером макияжа, с припухшими со сна глазами, расслабленная и спокойная.

Также честен и город в ранние часы. Ницца — не исключение. Над городом начинает витать аромат свежевыпеченных багетов и круассонов, дворники, не утруждающие себя подметанием улиц, мощными струями воды из шлангов, типа брандспойтов, вымывают весь мусор, из укромных закутков, рваных одеял и изодранных картонок выползают бомжи (а их хватает в городе), мужчины спешат на работу, девушки устало идут с работы (работы было много — город ведь город туристов) — словом, это не Ницца с рекламных буклетов. Такие прогулки мне было проводить тем более удобно, потому, что поселились мы практически на границе Ниццы туристической и Ниццой обычной, а именно на одной из центральных улиц, но ближе к вокзалу.

Гостиница носит звучное имя «National», имеет 3 звездочки, что по французским меркам — достаточно много. Дело в том, что во Франции высшая категория — это 4 звезды (есть еще и 4-люкс — но таких единицы). Так что 3 звездочки — это вполне, но... впрочем, мы с женой люди неприхотливые, привыкли к разным гостиницам, а, кроме того внимательность, предупредительность и вежливость обслуживающего персонала частично компенсировала некоторые неудобства. Нахождение же гостиницы не в туристическом центре давало также возможность наблюдать публику, населяющую не престижные, не туристические районы Ниццы.

А публика, скажем прямо, там проживает малоприятная. Только, ради Б-га, не обвиняйте меня в расизме, но когда во французском городе большинство населения, не коренные французы, а негры и арабы — то это, на мой взгляд, не совсем правильно. А ведут себя эти две категории, как и во всей Европе — бесцеремонно и нагло. Вот сцена, которую мы видели и слышали ежедневно. Вечер. Туристы и местные жители чинно-благородно гуляют по улицам, сидят в многочисленных ресторанчиках, спешат до закрытия сделать покупки.

Вдруг раздаются дикие крики, идиотский громкий смех — по улице движется, а точнее скачет, компания негров-подростков, явно желающих, что бы на них обратили внимание: «вот смотрите, какие мы крутые, а вы все нас бойтесь» Сразу начинаешь чувствовать себя не в Ниццы, а где-нибудь в Сенегале или Габоне. Площадь за собором " Notre Dame" на улице Жана Медесена (бывший мэр Ницца) — стоянка машин, дешевые забегаловки и многочисленные группы арабов, стоящих, сидящих, лежащих прямо тут же. Старики обсуждают свои дела, те, кто помоложе — свои, время от времени перебегая от одной группы к другой (над этими группками стоит устойчивый дымок с характерным запахом), отдельно сидят на корточках женщины, резвятся сопливые ребятишки. Словом, то ли Алжир, то ли Марроко.

Единственное место в Ницце, где я не встретил эту публику — книжная ярмарка, которая проходила в эти дни в саду Альберта I. Ярмарка была полна народу. Но ни арабов, ни негров я там не встретил. Каждому — свое.

Вы можете меня упрекнуть: что я все о людях и людях, а как же сам город и его достопримечательности — соборы, например. И будете правы. Поэтому оставим все эти этнографические экивоки и я попытаюсь рассказать о многочисленных церквях и соборах. А... сказать-то, собственно, нечего. Наиболее симпатичные из них: церковь Благовещения (или Св. Риты), церковь Милосердия, церковь Св. Репарты — как и все остальные, построены в основном в 17-18 веках и являются типичными, но не лучшими, образцами искусства барокко.

С архитектурной точки зрения интереса не представляют, да и картины, обязательный атрибут церквей этого стиля, поражают в основном размерами, а не мастерством авторов. Главный же католический собор города — уже упоминавшийся мною «Notre Dame», построен в 19 веке и является, на мой взгляд, неудачной репликой готического собора.

Все эти церкви, а также аляповатый храм русской православной церкви имеют чисто прикладное значения и могут входить в туристический маршрут только для «галочки».

Если же мы заговорили о достопримечательностях Ниццы, то на первое место я поставил бы ее великолепные величественные дома, относящиеся к «Belle Epoque» — «Прекрасной Эпохе», условному обозначению периода в культуре Европы конца 19 — нач.20 веков. Это не стиль в искусстве, подобный готике или барокко. Это обозначение состояние общества. Но если говорить об архитектуре, то для этого времени характерен стиль модерн, который в Ницце еще «разбавлен» элементами декора в стиле ампир.

И в этом нет ничего удивительного — ведь все особняки в городе, построенные в конце позапрошлого века должны были подчеркнуть не только утонченность вкуса его владельца, но и размер его кошелька. Эти потрясающей красоты дома можно встретить во многих частях города, но их сосредоточением являются два района: Симье (Cimiez) и кварталы, расположенные в четырехугольнике: boulevard Gambetta — avenue Thiers — avenue Desanbroie и мелкие улочки вниз, до Promenade de Anglais.

Сначала несколько слов о Симье. Это холм, гуляя по которому, не успеваешь крутить головой по сторонам. Каждый дом — произведение искусства. Великолепные виллы, величественные особняки, монументальные резиденции — все не говорит, кричит о достатке его обитателей. Правда, если хочешь полюбоваться всей этой красотой — приготовься к тяжелому хождению вверх-вниз. А венчает все это потрясающей красоты Regina Palace, бывший в свое время резиденцией английской королевы Виктории.

В Симье расположены два художественных музея: музей Шагала и музей Матисса. Если кто-то думает, что эти музеи похожи на те, чьи имена ассоциируются у нас со словом «музей» — Эрмитаж, Лувр, Прадо, то он будет разочарован размерами этих музеев. Музей Шагала, а точнее музей «Библейских посланий Марка Шагала» представляет всего 17 превосходных полотен Мастера, посвященных, как вы догадались библейской тематике. Авраам и Исаак, лестница Иакова, переход через Красное море и другие эпизоды Книги Книг предстают перед зрителями в своеобразной, удивительной интерпретации художника.

Музей же Матисса, на мой взгляд, не дает никакого представления о его творчестве. Несколько не лучших его работ, наброски, эскизы, десяток скульптур — вот и все, что могут увидеть зрители. Ах, да, я забыл — вот чашка, из который пил Матисс, вот ложка, которой он размешивал чай и как вершина экспозиции — кресло, в котором он сидел. А над ним изображение этого кресла кисти художника. Короче, мне было жаль потраченного времени и семи потов, сошедших с меня, пока я поднимался на вершину Симье, туда, где расположен музей.

Вокруг музея — остатки римских построек начала прошлого тысячелетия: амфитеатр, заросший травой до неприличных размеров и развалин терм, выглядевшие настолько заброшенными, что, кажется за прошедшие тысячелетие никто и не нарушал их покой.

Гораздо большее впечатление производит посещение другого холма, о котором говорят просто: «Chateau» — Замок. Советую не идти хожеными туристскими тропами, а подняться на него со стороны старого города. Первое, во что вы упретесь — кладбище с потрясающими по красоте надгробиями. Чуть дальше еврейское кладбище, не столь монументальное, но тоже достаточно интересное. Чего стоит одно только захоронение: урожденная Полякова из Таганрога и ее супруг — Ландау, родом из Варшавы. Можно только представить жизнь этих людей — наверняка получился бы толстый роман

Выше — водопады. А какой вид открывается с высоты этого холма на Ниццу! Только учтите, что прогулка требует много сил — это же холм. Поэтому после спуска советую перекусить в старом городе, а потом медленно прогуляться по его узким улочкам — они того стоят.

Отступление третье

Покушать в Ницце можно везде, разнообразно и, практически, на любые деньги.

Если вы владелец заводов, газет, теплоходов, то к вашим услугам ресторан отеля Negresco — «Chantecler» или «L'Ane Rouge», с потрясающим видом на порт, забитый яхтами.

Если вы нормальный человек, но имеющий достаточно денег, чтобы позволить себе хотя бы раз в год поесть в отличном ресторане, то вам в «La petit Maison» или в " Barracuda«. Ну, а для всех прочих — прекрасные рестораны, такие, как «Mirador» или «Flora» или сотни других. Уверяю вас, что в любом вы получите массу наслаждения. И знание французского языка, хотя и желательно, но не обязательно. В некоторых ресторанах есть меню и на русском, а уж на английском — в каждом. Ну а рассказывать, что подают во французских ресторанах — дело неблагодарное. Лучше все это попробовать самому. Но от нескольких замечаний не удержусь

Во-первых, обязательно просите аперитив. Желательно «Кир». И вкус отличный, и аппетита прибавляет, да и официант посмотрит на вас другими глазами.

Во- вторых, никуда не спешите. Еда — это священнодействие. Кроме того, чтобы почувствовать всю прелесть французской кухни обедать надо по полной программе. А это занимает время — так что спешить некуда.

В-третьих, хоть и наелись — все же возьмите десерт, а перед ним обязательно плато сыров (желательно с бокалом красного «Бордо»). Хотя я и поклонник «Божоле», особенно молодого, но это осенью.

А вот, в-четвертых, что не надо делать в Ницце — заказывать мидий. По сравнению с теми, что подают в Брюсселе — эти вполовину меньше, хотя и неплохи на вкус. Однако, что это я все о еде и еде — вернемся на улицы старого города. Они живописны, узки и все время бегут то вверх, то вниз.

Интересная особенность: таблички с названиями написаны на двух языках: французском и итальянском — сказывается близость соседней страны. Достаточно много памятных досок в честь погибших, но в основном в первую мировую войну. Есть в Ницце и мемориал погибшим в Индокитае, а вот 2-я мировая обойдена вниманием. Или я не нашел?

Но поездка в Ниццу будет неполной, если вы не посетите находящееся в 20 минутах езды на электричке княжество Монако. Это — сказка! Железнодорожная станция расположена прямо в скале. Вы выходите вниз и почти сразу входите на улицу, с которой открывается чудесный вид на гавань. Возьмите такси или сядьте на автобус и поезжайте к сердцу старого города (так называется один из трех районов Монако) — к княжескому дворцу. Там можно ходить часами.

Сам дворец, смена караула в полдень, Кафедральный собор (по-правде, не очень интересный), Океанографический музей с потрясающей коллекцией рыб, просто милые улочки, с множеством сувенирных лавок.

А потом садитесь на экскурсионный паровозик и вперед — в Монте-Карло (а это название другого района). Конечно, можно выйти из поезда и походить по улицам, но их, в общем-то, и нет: есть подъезды и подходы к многочисленным гостиницам и ресторанам. Я не берусь описывать красоту этих мест — это надо видеть. Если сказать двумя словами: Монако — это город-праздник.

Хотя, откровенно говоря, третьего района — Фонтбея я не увидел, но это же деловая часть княжества.

Вот собственно и почти все мои впечатления о поездки на Лазурный берег. Конечно, кое-что осталось за пределами этих заметок. Например, великолепный парк «Феникс» с его изумительными ландшафтами и очаровательными представителями животного мира (в основном водоплавающими птицами), благоухающими орхидеями и застывшими, как изваяния, игуанами. Можно вспомнить о милом трамвае, радующим глаз своей модерновой красотой и звоночком, напомнившим мне давно забытый звук старого московского трамвая.

Можно было бы рассказать и о помпезном интерьере знаменитой гостиницы «Негреско», куда нас пустили со словами: «Только на пять минут и ничего не фотографировать». О поездке в Грасс — городок парфюмеров и парфюмерных фабрик. Много было такого, что я мог бы рассказать об этом противоречивом, но, несомненно, прекрасном городе, но, как говаривал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятного». Поэтому заканчиваю свой рассказ.

Au revoir, jusqu'aux nouvelles rencontres. Пока-пока

Igor Levitas, 2009 г.

Фото с сайта intertranstour.ru

Опубликовано: 24.10.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.