Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Грузия. Фото с сайта Рамблер/Путешествия

Бывалые путешественники советуют в октябре поехать не на европейские курорты, а в Грузию – уникальную страну, гипнотизирующую своим гостеприимством, живописной красотой осенней природы, аутентичными раритетами древности, самобытной культурой горцев.

сегодня

22 апреля
английский пассажирский колёсный пароход «Сириус»
Впервые пароход пересек Атлантику

22 апреля 1838 года параход впервые пересёк Атлантический океан. В этот день в гавань Нью-Йорка прибыл английский пассажирский колёсный пароход «Сириус».

Ах, Ницца! Ох, Ницца?


Очень субъективные заметки с несколькими отступлениями

Время отдыха: Июнь 2009

Те, кому сейчас за 40 и кто был взращен на необъятных просторах советского Союза — те, наверняка, помнят то благоговение, с которым мы произносили название маленького городка на юге Франции — Ницца. Хотя... положа руку на сердце, надо признать, что это название, в основном, служило рифмой для оценки положения советских граждан, как туристов, посещающих заграницу: «Поедем в Ниццу? — Мы можем поехать только в з.. ницу».

Ницца. Фото с сайта intertranstour.ru


Сей грустный факт послужил причиной того, что когда мы, наконец, собрались в Ниццу, я испытывал некое волнение. И это несмотря на то, что к тому времени уже достаточно поколесил по Европе, а уж Франция, конечно, не была для меня Terra Incognita.

Но вот позади и волнения, и сама Ницца, и я пытаюсь осмыслить свое путешествие, и понимаю, что это нелегко. С удивлением я обнаруживаю, что увидел совсем не тот город, который представлял и о котором мне рассказывали многочисленные рекламные буклеты. Мои заметки — попытка осмыслить это путешествие и представить на суд читателей ту Ниццу, которую лично я увидел.

Итак, что такое Ницца? Если сформулировать коротко, то Ницца — это гостиницы, магазины, люди. Эти слова можно поставить в любом порядке — ничего не измениться. Ибо ничем другим Ниццу характеризовать нельзя. На мой взгляд, совершенно напрасно многочисленные путеводители рассказывают о достопримечательностях Ниццы, её музеях, соборах, домах и садах. Главная достопримечательность этого города — престижность. Ницца — это город-символ. Символ богатства, символ исключительности, символ респектабельности.

Конечно, наличие гостиниц и магазинов характерно не только для Ниццы. Любой крупный город мира может ими похвастаться, да и не только крупный, но и просто курортный. Вот, например, соседний с Ниццей — Канны.

Отступление первое

Канны, его гостиницы и магазины — это тема для особого разговора. Шикарные гостиницы, расположенные вдоль красивой набережной выглядят декорациями к некому фильму из жизни «сильных мира сего». Но в отличие от величественно- респектабельных «Негреско» и его соседок по Английской набережной в Ниццы, каннские гостиницы как бы кричат: «Скорее посмотрите на нас, какие мы модные и богатые» Мне, правда, вспомнилось в этот момент слова о том, что не надо суетиться под клиентом. А они произвели на меня такое впечатление — суетящихся нуворишей.

Что же касается магазинов в Каннах, то создается впечатление, что весь центр города — это один большой торговый центр, с главной улицей — Антиб. Причем, это очень дорогой торговый центр, который, кстати, выдается за местную достопримечательность. Хотя почему магазин — это достопримечательность. Хоть убей, не понимаю. Чем еще поразили Канны?

Совершенно затрапезной лестницей, ведущей в уродливый Дворец Конгрессов, напоминающий внешним видом советские Дома культуры и кинотеатры 70-х годов, невнятной «Аллей Звезд», на которой отпечатки дланей звезд кино выглядят, как отпечатки грязных ладошек малышей, пачкающими подъезды и огромным количеством молоденьких девушек, главным достоинством которых является не красота, а возраст. И последнее, что добило меня в этом городе — это то, что мы в течение получаса искали, где бы пообедать — и в результате поели и невкусно, и дорого. Нет, я больше в Канны не ходок.

Но «вернемся к нашим баранам» или как говорят на языке оригинала (мы же во Франции) — revenons a nos moutons. Начнем по-порядку. Как театр «начинается с вешалки», так и любой город начинается с вокзала и аэропорта, тем более, что для нас они в Ниццы были связаны одной ниточкой., а именно автобусом № 99, доставившим нас прямо из аэропорта к вокзалу, рядом с которым мы и жили. Аэропорт в Ницце обычный европейский аэропорт с одной, пожалуй, особенностью — он находится в черте города. Мало того: на нем заканчивается самая прославленная улица города — Английская набережная, имя которой — дань англичанам, первыми освоившими Ниццу, как курорт.

Железнодорожный вокзал функционален и прост. Милое старомодное здание снаружи и вполне современное внутри. Поэтому пользование им не создает никаких дополнительных трудностей. А воспользовались мы его услугами дважды: при поездках в Монако и в Грасс — Канны.

Отступление второе

Мне кажется, что путешествие «дикарем» без всяких организованных экскурсий — это наиболее интересный вид туризма. Если хотите увидеть облюбованные вами для поездки место, узнать его поближе, полюбоваться им, не забивая себе голову излишними подробностями — не прибегайте к услугам профессиональных гидов.

Во-первых, всю нужную информацию можно найти в интернете за несколько минут. Во-вторых, положа руку на сердце, кто помнит сколько заклепок на Эйфелевой башни (не говоря уже о том, для чего нужно это знание) или в каком точно году построен собор в Кельне? А ведь как раз эти знания и составляют львиную долю рассказов гида. Есть и еще одна, характерная именно для Ниццы, особенность общения с профессиональным гидом — стоимость его услуг. Минимум — 4 часа, каждый час стоит 50 евро, и каждый час его машины стоит тоже 50 евро. Итого: стоимость 4-хчасовой экскурсии — 400 евро. Конечно, если есть такие цены, значит, кто-то и платит столько. Только назвать их туристами — язык не поворачивается.

Я же люблю не только путешествовать самостоятельно, но и обязательно в каждом новом (да и не только в новом) месте рано, часов в 6 утра, выйти из гостиницы и отправиться на прогулку. Люблю бесцельно побродить по безлюдным улицам, вслушаться в звуки просыпающегося города, увидеть город в «первозданном» виде. Утренний город — как утренняя женщина. Нет ничего более честного, чем женщина утром, без смытого вечером макияжа, с припухшими со сна глазами, расслабленная и спокойная.

Также честен и город в ранние часы. Ницца — не исключение. Над городом начинает витать аромат свежевыпеченных багетов и круассонов, дворники, не утруждающие себя подметанием улиц, мощными струями воды из шлангов, типа брандспойтов, вымывают весь мусор, из укромных закутков, рваных одеял и изодранных картонок выползают бомжи (а их хватает в городе), мужчины спешат на работу, девушки устало идут с работы (работы было много — город ведь город туристов) — словом, это не Ницца с рекламных буклетов. Такие прогулки мне было проводить тем более удобно, потому, что поселились мы практически на границе Ниццы туристической и Ниццой обычной, а именно на одной из центральных улиц, но ближе к вокзалу.

Гостиница носит звучное имя «National», имеет 3 звездочки, что по французским меркам — достаточно много. Дело в том, что во Франции высшая категория — это 4 звезды (есть еще и 4-люкс — но таких единицы). Так что 3 звездочки — это вполне, но... впрочем, мы с женой люди неприхотливые, привыкли к разным гостиницам, а, кроме того внимательность, предупредительность и вежливость обслуживающего персонала частично компенсировала некоторые неудобства. Нахождение же гостиницы не в туристическом центре давало также возможность наблюдать публику, населяющую не престижные, не туристические районы Ниццы.

А публика, скажем прямо, там проживает малоприятная. Только, ради Б-га, не обвиняйте меня в расизме, но когда во французском городе большинство населения, не коренные французы, а негры и арабы — то это, на мой взгляд, не совсем правильно. А ведут себя эти две категории, как и во всей Европе — бесцеремонно и нагло. Вот сцена, которую мы видели и слышали ежедневно. Вечер. Туристы и местные жители чинно-благородно гуляют по улицам, сидят в многочисленных ресторанчиках, спешат до закрытия сделать покупки.

Вдруг раздаются дикие крики, идиотский громкий смех — по улице движется, а точнее скачет, компания негров-подростков, явно желающих, что бы на них обратили внимание: «вот смотрите, какие мы крутые, а вы все нас бойтесь» Сразу начинаешь чувствовать себя не в Ниццы, а где-нибудь в Сенегале или Габоне. Площадь за собором " Notre Dame" на улице Жана Медесена (бывший мэр Ницца) — стоянка машин, дешевые забегаловки и многочисленные группы арабов, стоящих, сидящих, лежащих прямо тут же. Старики обсуждают свои дела, те, кто помоложе — свои, время от времени перебегая от одной группы к другой (над этими группками стоит устойчивый дымок с характерным запахом), отдельно сидят на корточках женщины, резвятся сопливые ребятишки. Словом, то ли Алжир, то ли Марроко.

Единственное место в Ницце, где я не встретил эту публику — книжная ярмарка, которая проходила в эти дни в саду Альберта I. Ярмарка была полна народу. Но ни арабов, ни негров я там не встретил. Каждому — свое.

Вы можете меня упрекнуть: что я все о людях и людях, а как же сам город и его достопримечательности — соборы, например. И будете правы. Поэтому оставим все эти этнографические экивоки и я попытаюсь рассказать о многочисленных церквях и соборах. А... сказать-то, собственно, нечего. Наиболее симпатичные из них: церковь Благовещения (или Св. Риты), церковь Милосердия, церковь Св. Репарты — как и все остальные, построены в основном в 17-18 веках и являются типичными, но не лучшими, образцами искусства барокко.

С архитектурной точки зрения интереса не представляют, да и картины, обязательный атрибут церквей этого стиля, поражают в основном размерами, а не мастерством авторов. Главный же католический собор города — уже упоминавшийся мною «Notre Dame», построен в 19 веке и является, на мой взгляд, неудачной репликой готического собора.

Все эти церкви, а также аляповатый храм русской православной церкви имеют чисто прикладное значения и могут входить в туристический маршрут только для «галочки».

Если же мы заговорили о достопримечательностях Ниццы, то на первое место я поставил бы ее великолепные величественные дома, относящиеся к «Belle Epoque» — «Прекрасной Эпохе», условному обозначению периода в культуре Европы конца 19 — нач.20 веков. Это не стиль в искусстве, подобный готике или барокко. Это обозначение состояние общества. Но если говорить об архитектуре, то для этого времени характерен стиль модерн, который в Ницце еще «разбавлен» элементами декора в стиле ампир.

И в этом нет ничего удивительного — ведь все особняки в городе, построенные в конце позапрошлого века должны были подчеркнуть не только утонченность вкуса его владельца, но и размер его кошелька. Эти потрясающей красоты дома можно встретить во многих частях города, но их сосредоточением являются два района: Симье (Cimiez) и кварталы, расположенные в четырехугольнике: boulevard Gambetta — avenue Thiers — avenue Desanbroie и мелкие улочки вниз, до Promenade de Anglais.

Сначала несколько слов о Симье. Это холм, гуляя по которому, не успеваешь крутить головой по сторонам. Каждый дом — произведение искусства. Великолепные виллы, величественные особняки, монументальные резиденции — все не говорит, кричит о достатке его обитателей. Правда, если хочешь полюбоваться всей этой красотой — приготовься к тяжелому хождению вверх-вниз. А венчает все это потрясающей красоты Regina Palace, бывший в свое время резиденцией английской королевы Виктории.

В Симье расположены два художественных музея: музей Шагала и музей Матисса. Если кто-то думает, что эти музеи похожи на те, чьи имена ассоциируются у нас со словом «музей» — Эрмитаж, Лувр, Прадо, то он будет разочарован размерами этих музеев. Музей Шагала, а точнее музей «Библейских посланий Марка Шагала» представляет всего 17 превосходных полотен Мастера, посвященных, как вы догадались библейской тематике. Авраам и Исаак, лестница Иакова, переход через Красное море и другие эпизоды Книги Книг предстают перед зрителями в своеобразной, удивительной интерпретации художника.

Музей же Матисса, на мой взгляд, не дает никакого представления о его творчестве. Несколько не лучших его работ, наброски, эскизы, десяток скульптур — вот и все, что могут увидеть зрители. Ах, да, я забыл — вот чашка, из который пил Матисс, вот ложка, которой он размешивал чай и как вершина экспозиции — кресло, в котором он сидел. А над ним изображение этого кресла кисти художника. Короче, мне было жаль потраченного времени и семи потов, сошедших с меня, пока я поднимался на вершину Симье, туда, где расположен музей.

Вокруг музея — остатки римских построек начала прошлого тысячелетия: амфитеатр, заросший травой до неприличных размеров и развалин терм, выглядевшие настолько заброшенными, что, кажется за прошедшие тысячелетие никто и не нарушал их покой.

Гораздо большее впечатление производит посещение другого холма, о котором говорят просто: «Chateau» — Замок. Советую не идти хожеными туристскими тропами, а подняться на него со стороны старого города. Первое, во что вы упретесь — кладбище с потрясающими по красоте надгробиями. Чуть дальше еврейское кладбище, не столь монументальное, но тоже достаточно интересное. Чего стоит одно только захоронение: урожденная Полякова из Таганрога и ее супруг — Ландау, родом из Варшавы. Можно только представить жизнь этих людей — наверняка получился бы толстый роман

Выше — водопады. А какой вид открывается с высоты этого холма на Ниццу! Только учтите, что прогулка требует много сил — это же холм. Поэтому после спуска советую перекусить в старом городе, а потом медленно прогуляться по его узким улочкам — они того стоят.

Отступление третье

Покушать в Ницце можно везде, разнообразно и, практически, на любые деньги.

Если вы владелец заводов, газет, теплоходов, то к вашим услугам ресторан отеля Negresco — «Chantecler» или «L'Ane Rouge», с потрясающим видом на порт, забитый яхтами.

Если вы нормальный человек, но имеющий достаточно денег, чтобы позволить себе хотя бы раз в год поесть в отличном ресторане, то вам в «La petit Maison» или в " Barracuda«. Ну, а для всех прочих — прекрасные рестораны, такие, как «Mirador» или «Flora» или сотни других. Уверяю вас, что в любом вы получите массу наслаждения. И знание французского языка, хотя и желательно, но не обязательно. В некоторых ресторанах есть меню и на русском, а уж на английском — в каждом. Ну а рассказывать, что подают во французских ресторанах — дело неблагодарное. Лучше все это попробовать самому. Но от нескольких замечаний не удержусь

Во-первых, обязательно просите аперитив. Желательно «Кир». И вкус отличный, и аппетита прибавляет, да и официант посмотрит на вас другими глазами.

Во- вторых, никуда не спешите. Еда — это священнодействие. Кроме того, чтобы почувствовать всю прелесть французской кухни обедать надо по полной программе. А это занимает время — так что спешить некуда.

В-третьих, хоть и наелись — все же возьмите десерт, а перед ним обязательно плато сыров (желательно с бокалом красного «Бордо»). Хотя я и поклонник «Божоле», особенно молодого, но это осенью.

А вот, в-четвертых, что не надо делать в Ницце — заказывать мидий. По сравнению с теми, что подают в Брюсселе — эти вполовину меньше, хотя и неплохи на вкус. Однако, что это я все о еде и еде — вернемся на улицы старого города. Они живописны, узки и все время бегут то вверх, то вниз.

Интересная особенность: таблички с названиями написаны на двух языках: французском и итальянском — сказывается близость соседней страны. Достаточно много памятных досок в честь погибших, но в основном в первую мировую войну. Есть в Ницце и мемориал погибшим в Индокитае, а вот 2-я мировая обойдена вниманием. Или я не нашел?

Но поездка в Ниццу будет неполной, если вы не посетите находящееся в 20 минутах езды на электричке княжество Монако. Это — сказка! Железнодорожная станция расположена прямо в скале. Вы выходите вниз и почти сразу входите на улицу, с которой открывается чудесный вид на гавань. Возьмите такси или сядьте на автобус и поезжайте к сердцу старого города (так называется один из трех районов Монако) — к княжескому дворцу. Там можно ходить часами.

Сам дворец, смена караула в полдень, Кафедральный собор (по-правде, не очень интересный), Океанографический музей с потрясающей коллекцией рыб, просто милые улочки, с множеством сувенирных лавок.

А потом садитесь на экскурсионный паровозик и вперед — в Монте-Карло (а это название другого района). Конечно, можно выйти из поезда и походить по улицам, но их, в общем-то, и нет: есть подъезды и подходы к многочисленным гостиницам и ресторанам. Я не берусь описывать красоту этих мест — это надо видеть. Если сказать двумя словами: Монако — это город-праздник.

Хотя, откровенно говоря, третьего района — Фонтбея я не увидел, но это же деловая часть княжества.

Вот собственно и почти все мои впечатления о поездки на Лазурный берег. Конечно, кое-что осталось за пределами этих заметок. Например, великолепный парк «Феникс» с его изумительными ландшафтами и очаровательными представителями животного мира (в основном водоплавающими птицами), благоухающими орхидеями и застывшими, как изваяния, игуанами. Можно вспомнить о милом трамвае, радующим глаз своей модерновой красотой и звоночком, напомнившим мне давно забытый звук старого московского трамвая.

Можно было бы рассказать и о помпезном интерьере знаменитой гостиницы «Негреско», куда нас пустили со словами: «Только на пять минут и ничего не фотографировать». О поездке в Грасс — городок парфюмеров и парфюмерных фабрик. Много было такого, что я мог бы рассказать об этом противоречивом, но, несомненно, прекрасном городе, но, как говаривал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятного». Поэтому заканчиваю свой рассказ.

Au revoir, jusqu'aux nouvelles rencontres. Пока-пока

Igor Levitas, 2009 г.

Фото с сайта intertranstour.ru

Опубликовано: 24.10.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.