Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Разбитый смартфон. Фото с сайта 4pda.ru

Увы, техника, даже самая качественная и надежная, не застрахована от поломок и может прийти в негодность в самый разгар отдыха.

сегодня

16 октября
День дознания в России
День дознания

16 октября – День дознания в России. Это профессиональный праздник дознавателей, служащих в системе МОБ органов внутренних дел. В этот день 1992 года впервые созданы специализированные подразделения дознания.

Аграпура — Красный форт


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 11

8 день, 16 октября  2008 г. – четверг, Агра

После завтрака за воротами отеля нас снова ждет добровольный гид-водитель. Из нашего открытого транспортного средства было очень удобно делать фотографии сценок  городской жизни. Особенное удовольствие нам доставляли оживленные стайки девочек-школьниц, одетых в разнообразную (но одинаковую для каждой группы) форму. Улыбчивые белозубые девочки приветственно  махали нам вслед руками. К 10 часам мы уже были около Аграпуры, так еще иногда называют Красный форт (Red Fort) в Агре, чтобы отличить его от делийского. Мы продвинулись на юг страны, и несмотря на ранний час, уже было жарко.

Красный форт (Red Fort) в Агре


Привожу почти полностью рассказ о крепости-дворце из фильма «Красный Форт. Величие моголов» (его можно также посмотреть тут) . А схематичное изображение форта (вид сверху) можно увидеть здесь .  Здесь карта форта и описание зданий Форта .

Оставив водителя ожидать нас в тенечке, переходим дорогу. Для создания безопасности двору, его войскам и простым жителям,  двойные стены крепости были окружены еще и рвом с водой.  Входная плата – 250 рупий, на входе обычная процедура досмотра. Мы проходим через ворота Акбар Дарваза, переименованные Джахангиром в ворота  Амар.

Однако, в старые времена самым главным входом в форт были другие ворота (ворота Дели), которые вели к внутреннему порталу Хатхи Пол (Hathi Pol), или “Слоновьи Ворота”. Плоские ворота Амар Сингх  специально выстроены под прямым углом, чтобы  отражать атаки слонов.  Минуем украшенные глазурированной плиткой ворота с внушительными двойными стенами и попадаем в передний двор.

Далее следуют еще одни ворота с полукруглыми башенками по бокам по всей высоте.

В Индии XVI  века большая часть огромной страны находилась во владении династии Моголов. Построенные в период их правления роскошные здания служат напоминанием о времени величайшего расцвета Индии. После правления Бабура, любившего пышные празднества, Хумаюн вернул столицу в Дели. В Агру жизнь возвратилась, когда Акбар воздвиг здесь форт, доставшийся позднее грабителям, когда его внук Шах-Джахан вернулся в Дели.

Акбар захотел создать что-то новое в этом старом городе и велел заложить форт, окруженный 20-метровыми стенами, величественный, как и его создатель. Форт Агра стал достойным местом воплощения безудержной страсти властителя к созиданию. Политические вопросы империи решались внутри неприступной крепости, за стенами которой скрывались роскошные дворцы.

Были разбиты сады и парки, в которых шумели водопады и били фонтаны. Здесь не было ни одной случайной детали. Все служило лишь одной цели – в совершенной геометрической гармонии должен был возникнуть райский сад Эдема. О роскоши этого сада сегодня можно только догадываться. А из некогда существовавших здесь 500 зданий сохранились лишь немногие. Некоторые уже были снесены при преемнике Акбара, и на их месте построены новые.

Красный форт (Red Fort) в Агре. Диван-и-Ам (Divan-i-Am)  (Зал Публичных Аудиенций)  Идем вверх по небольшому коридору-пандусу, с двух сторон замыкаемому высокими красными стенами. Навстречу нам идет красивая индийская пара, причем над женщиной мальчик-помощник держит зонт.

Макияж женщины, ее красивый наряд, уверенная походка – все это зародило в нас сомнение, уж не стали ли мы свидетелями создания болливудских шедевров. В любом случае успеваем сделать их фотографию.

С правой стороны комплекс нарядно украшенных зданий, а мы видим схему и пытаемся сориентироваться по ней. Проходим еще через одни ворота прямо и попадаем в широкий двор, в правой части которого возвышается элегантный Диван-и-Ам (Divan-i-Am) (Зал Публичных Аудиенций).

Самое большое здесь здание было предназначено для официального приема высокопоставленных чиновников. Здесь все демонстрировало мощь властителя: под белоснежными аркадами он выслушивал петиции подданных и чинил правосудие.

Открытый с трех сторон зал, покоящийся на белых полированных оштукатуренных колоннах, в центре имеет приподнятый альков, внутренние стены которого украшены барельефами волшебных цветов и листвы.

Перед входом в  Диван-и-Ам находится могила Джона Рассела Кольвина (John Russel Colvin) - лейтенант-губернатора Северо-Западных Провинций. Он погиб здесь во время Мятежа 1857 г., это и явилось причиной его захоронения здесь.

Акбар, искусный дипломат, сумел расширить доставшуюся ему в наследство империю. Он установил в ней совершенную систему управления, при этом он был веротерпим. Его либерализм привлек в империю много знаменитых деятелей культуры, как сказали бы сегодня. После смерти Акбара его сын Джахангир продолжил строительство Красного форта.

Именно в период его правления был сформирован так называемый архитектурный стиль моголов, сочетавший в себе индийские и персидско-иранские формы и орнаменты. Однако самым большим любителем архитектуры династии моголов был Шах-Джахан, благодаря которому Красный форт приобрел свой окончательный  облик. Не жалея ни сил, а особенно средств государственной казны, это именно он приказал строить здания не из традиционного красного песчаника, а из белого мрамора.

Пройдя насквозь через Диван-и-Ам, попадаем в Макчи Бхаван (Macchi Bhavan, Дворец с аквариумами, или “павильон рыб”.), состояние которого оставляет желать лучшего из-за  многочисленных разграблений как со стороны махарадж, так и британских подданных.

Запутавшись в лабиринтах бесконечных коридоров, мы возвращаемся к Диван-и-Ам и  идем назад. Нырнув в очередные ворота, попадаем  в небольшой внутренний дворик. Рассматривая панораму, открывшуюся нам,  вспоминаем написанное, что помимо философии двору моголов не были чужды и другие радости.

История донесла до нас, что в прежние времена весь форт представлял собой оазис с обширными садами. Дворец был некогда полон фонтанов и цветочных клумб, перемежающихся водоемами и водными каналами, наполненными рыбой для рыболовных забав императора и его придворных.

Из всего сказанного здесь присутствуют ныне только клумбы с цветами, разбитые в геометрически симметричном  орнаментальном порядке, а сам садик разделен на 4 части мраморной дорожкой. Этот сад называется Ангури Багх (Angoori Bagh) и в прежние времена он был виноградником.

Расположенный за садиком мраморный дворец – это Кхас Махал (Khas-Mahal (Aramgah), Личный Дворец), В этом историческом антураже только что закончились съемки, рабочие сворачивали все установки, демонтировали оборудование. Мы пришли поздно, и не застали самих съемок, но вот теперь стало ясно, что та парочка, которую мы встретили – это, действительно главные герои кинематографического действа.

Кхас Махал это часть комплекса гарема, состоящего из открытой террасы, главного холла, комнат-альковов, перегородок, водоемов, фонтанов, водопадов, восхитительного внутреннего садика и  жилых помещений вокруг него. Другое его название Aramgah означает «королевская опочивальня».

Он тщательно спроектирован для создания полного комфорта, полости в его плоской крыше предусмотрены для защиты от раскаленного зноя лета.

Верх этого здания украшен двумя шлемовидными беседками на «курьих ножках», стиль которых был выработан в Раджастхане и заимствован мастерами мусульманской архитектуры.

С обеих сторон главного дворца расположены продолговатые Золотые павильоны (их еще иногда называли «бунгла»), изогнутые крыши которых выложены позолоченной медной черепицей в стиле, навеянном образами соломенных крыш бенгальских деревенских хижин.

Северный павильон использовался как даршан в дополнение к Shah Burj (Даршан — в индуизме и буддизме — ритуал получения сокровенных знаний (как правило, кратких основ того или иного учения) от просветленного мудреца. Сущность Даршана — не информационная его ипостась (как в христианской проповеди), а передача благодати тем, кто ее еще не обрел.)

Стены этих павильонов выполнены из красного песчаника, тщательно оштукатурены и отполированы, так что создается впечатление, что они выполнены из белого мрамора. Внутри павильонов есть отсеки с зарешетчатыми окнами и открытыми галереями с  зубчатыми арками. Эти причудливые павильоны иногда неверно называют Jahanara и Roshanara. Считается возможным, что они могли быть построены еще при Акбаре, и в дальнейшем перестроены при Шах-Джахане. Время и климатические условия вносят свои коррективы, и уже сегодня, в 2008 году, о позолоте крыш можно только догадываться, хотя на фотографиях предыдущих лет она видна очень четко.

Поднявшись по боковой лестнице наверх к террасе Кхас-Махала, мы прошли в один из Золотых павильонов. Открытый балкон позволял увидеть в дымке полуденного зноя плывущий Тадж-Махал, расположенный в 2,5 км отсюда. Многочисленные купола, башенки и минареты выступали из пелены, производя неизгладимое впечатление чего-то нереального.

Полюбовавшись видом усыпальницы любимой жены императора, возвращаемся к террасе Кхас-Махала, перед которой устроен бассейн с зубчатыми краями.  Его фонтаны снабжались водой из расположенных выше резервуаров. Вода, журча, бежала по неглубокому каналу и образовывала водопад, позади которого, следуя стилю и традиции, находились ниши для свечей. Эти водные устройства создавали во дворце очаровательную атмосферу. Жаль, что сегодня здесь нет не только фонтанов и свечей, но и вообще воды.

По периметру сада Ангури Багх (Angoori Bagh) расположены двухэтажные здания, также построенные из красного песчаника и покрытые белой штукатуркой: это жилые помещения.

В северо-восточном углу находится Шиш Махал (Shish Mahal) (Дворец Зеркал) - место, где купались придворные женщины в мягком свете ламп, отражаемом покрывающей стены и потолок зеркальной мозаикой. К сожалению, он находится в реставрации, так что его мы не увидели.

Все королевские павильоны в основном были обращены лицом к реке, чтобы в знойные дни освежающий ветер мог гулять по аркам и переходам. Мы сворачиваем налево от Кхас-Махала и попадаем  к двухэтажному павильону или башне, называемой Мусамман Бурдж (Musamman Burj, или башне Ясмин).

Согласно могольской легенде, башня известна как место, из открытой восьмиугольной палаты которой (на вершине самого высокого из обращенных к реке бастионов), Шах-Джахан последний раз взглянул на Тадж-Махал перед тем, как скончался. Элегантный павильон украшен балюстрадой с декоративными нишами, огороженными решетчатой переборкой.

Изысканная мозаика из твердых пород камней покрывает почти каждую поверхность, а мраморный chhatri (приподнятый куполообразный балдахин) вносит заключительный штрих. Перед башней, в центре внутреннего дворика, выложенного мраморными восьмиугольными плитами, установлена доска (pachisi), на которой император, следуя примеру своего отца в Фатехпур-Сикри, играл в довольно причудливую игру, разновидность триктрака, используя в качестве фигур танцующих девушек.

Агра. Красный форт. Башня Мусамман БурджВ этой башне Мусамман Бурдж (выстроенной для Мумтаз), увенчанной золотым куполом, император в частном порядке принимал посетителей со всего мира. И они поражались мраморной отделкой и инкрустацией из драгоценных камней.

Арки, колонны, бордюры сводов украшены великолепными арабесками; они выполнены посредством вкрапления в мрамор различных камушков. Солнечные лучи, проникая через аркады, играют на очаровательных мозаиках; и вся эта гирлянда цветов из лазурита, оникса, сердолика и тысяч других драгоценных камней кажется ожившей.

Однако Шах-Джахану пришлось провести здесь последние годы жизни в полном одиночестве, и не по своей воле.

Внутрь этой башни почему-то не пускают, и мы имеем шанс сделать фотографии только сбоку, оставляя в фото-памяти ее замечательные уголки с разных ракурсов.

Агра. Красный форт. Mina Masjid (Shah Burj)Сравнительно небольшая по размерам, напоминающая по форме садовую беседку, башня Мусамман Бурдж выступает над красной крепостной стеной. К этой беседке прилегает маленькая беломраморная частная мечеть Шах-Джахана -  Mina Masjid, называемая ещё Shah Burj.

Ее стены украшены инкрустацией в виде цветочного орнамента. Через решетку мы снимаем неглубокую чашу фонтана, струи которого услаждали слух императоров своим тихим, чарующим журчанием. Еще в Испании, в Альгамбре, я поняла, что шумные фонтаны  были свойственны европейским дворцам. Для востока же важнее неторопливость, тишина и созерцание. Мраморная чаша в полу искусно вырезана в форме раскрытого цветка и также инкрустирована.

Идем дальше и ищем  Зал Частных Аудиенций, Диван-и-Кхас (Divan-i-Khas), где император принимал королей, сановников и послов и утверждал архитектурные планы. Однако вход внутрь здесь тоже    был    прегражден  веревочкой и даже стоял охранник, следивший чтобы никто не нарушал запрет. Хорошо, что открытый зал с его нарядно украшенными колоннами и арками, щедро инкрустированными ляпис-лазурью и яшмой, можно было сфотографировать снаружи.

Этот беломраморный дворец был построен императором Шах-Джаханом в 1635 году. Он состоит из двух частей: наружного холла с колоннами и внутреннего закрытого. Оба они соединены сводчатыми проходами. Сдвоенные колонны пяти девятизубчатых арок по фасаду и 3-х семизубчатых  по бокам. Цоколь, сами колонны и верхний бордюр  украшены резьбой и инкрустацией в виде растительного орнамента ползучих растений. 

На южной стене под решетчатыми высокими фальш-окнами расположены 28 картушей, персидские тексты которых содержат восхваления дворцу, императору и обозначают дату создания. Мраморные решетки на окнах  великолепны и напоминают своей искусной и тонкой резьбой изделия из слоновой кости. Потолок раньше был украшен золотом и серебром.

Durbar, совет знати при монархе, или торжественные приемы происходили в наружном холле, а внутренние покои были предназначены для конфиденциальных дел. Для этих целей во внутреннем помещении имеется альков с приподнятым местом для шаха.

Именно здесь первоначально был установлен инкрустированный бриллиантами, рубинами и изумрудами Павлиний Трон (Takht-i-Taus), изготовленный в 1634 году. Это чудо-сокровище пропутешествовало в Красный форт Дели при переносе туда столицы, а потом оказался в Персии после разграбления делийского форта Шах Надиром в 1739 году.

Можно еще добавить, что перед Диван-и-Кхаса была расположена витиевато орнаментированная беломраморная терраса. Она была разобрана и увезена в Англию и до сих пор экспонируется в лондонском музее Альберта и Виктории. К ней примыкал банный павильон Hammam-i-Shani проветриваемый летний дом и ванная (Королевские ванны).  

Агра. Вид на Тадж-Махал из Ред ФортаАгра. Вид на Тадж-Махал из Ред Форта


На широкой открытой площадке есть две мраморные скамьи белого и черного цветов. Черная, расположенная у внешней стороны террасы, наверное, использовалась для того, чтобы шахи смотрели в даль светлую, наблюдая за течением Джамны. А Шах-Джахан созерцал с нее строящуюся самую известную в мире усыпальницу, отражавшую не столько романтичность его натуры, сколько манию величия и не имеющее границ тщеславие могольского императора.

Источники последних лет отрицают такой туристический штамп о 74-летнем старике, мающемся в одиночестве и тоске, бросающем прощальный взгляд на созданное им детище – Тадж-Махал. Новая версия предлагает следующий вариант: гробница была задумана как изображение трона Господня. Символика ассоциаций с Небесным садом Эдем на территории комплекса Тадж-Махал подтверждается наличием четырех Райских Рек и центрального Озера Изобилия.

Агра. Красный форт. Ажурная решеткаАгра. Красный форт. ЭкскурсанткиЯ отвлеклась. Сидя на высокой скамье из белого мрамора, обращенной к внутреннему двору,  махараджи, возможно,  развлекались различными представлениями, устраиваемыми на нижней площадке. Обходим по периметру галерею второго этажа, любуемся резной мраморной беседкой, около которой на поребрике в ряд сидит целый табор индусок, одетых в разноцветные сари.

Они устали от экскурсии, но все же (как и мы) с любопытством взирают на нас, но только до тех пор, пока их не отвлек зеленый попугай, сидящий в одной из укромных ниш террасы. Интерес к птице   объединяет    нас,  и мы поочередно делаем снимки попугая с голубым хвостом, красными клювом и глазами.

С противоположной стороны делаем снимки  террасы с черно-белыми скамьями на приближение. Кадр получается замечательным: цветная масса индусов на фоне плывущих в дымке белоснежных куполов Таджа. Говорят, что от черной скамьи открывается самый лучший вид на Тадж-Махал, именно отсюда оптически он кажется расположенным ближе всего.

Своей любовью к частым переносам столиц моголы, возможно, обязаны своему кочевническому происхождению. В 1638 году столицей вновь стал Дели, но Шах-Джахан часто возвращался в Агру, чтобы контролировать строительство Тадж-Махала. В один из таких приездов он приказал построить Жемчужную мечеть (Моти Масджит – Moti Masdjid).

Эта мечеть является венцом архитектуры Красного форта. Элегантная, несмотря на гигантский размер, она уступает по своему гармоничному облику  лишь Тадж-Махалу. К сожалению,  допуск в большую часть форта ограничен, поэтому мы смогли увидеть только белоснежные купола этого шедевра могольской архитектуры  уже на обратном пути, когда вновь подошли к Диван-и-Ам.

У нового правителя, его сына Аурангзеба, были новые приоритеты: сохранение государства и приведение в порядок государственной казны. Он ввел в государстве политику строжайшей экономии и постоянно ломал голову над проблемами государственных финансов. Поэтому в период его правления (на северо-западном углу) было построено лишь одно здание скромных размеров – Нагина Масджид (Nagina Masjid, Драгоценная Мечеть), выполненная целиком из мрамора.

Следуем  за туристами, переходим в следующий двор и упираемся в  эту небольшую мечеть  для женщин. Эта миниатюрная мечеть служит доказательством того, что даже далекий от сентиментальности и осуждаемый потомками Аурангзеб был человеком с большим вкусом.

Увенчанная тремя куполами и с входом со стороны выложенного мрамором внутреннего дворика, она была построена для дам его зенаны (гарема). Возле нее, под прекрасным мраморным балконом с резными решетчатыми перегородками и арками в виде павлинов, находился Внутренний, или Зенана Мина Базар (Zenana Mina Bazaar), где придворные дамы могли выбирать такие товары, как шелк, ювелирные украшения и парчу, предлагаемые купцами, сами оставаясь при этом невидимыми.

Мы снова проходим вдоль сводчатой галереи, проходим мимо Диван-и-Кхаса. Попадаем к  Кхас-Махалу и заходим внутрь. Солнечные лучи падают сквозь двери и забранные решетками окна, становится видно, как просвечивает мрамор с нанесенным на него «каменным ковром».

Считается, что этот дворец представляет лучший образец рисунков по мрамору. Сводчатые окна, потолок, стены –  здесь все покрыто сплошным рисунком. Солнечный свет наполняет это небольшое помещение теплом и создает ощущение позолоты. Сделайте фотографию у одной из оконных ниш – вы не пожалеете об этом!   

Первоначально кирпичный форт принадлежал раджпутам, первое упоминание о нем относится к 1080 г. н.э. Афганский правитель Сикандер Лоди был первым из делийских султанов, кто перенес в Агру столицу и жил здесь, в форте. Он правил страной отсюда, и Агра приобрела статус второй столицы.  Он даже умер в форте в 1517 году, а его сын Ибрахим Лоди, прожил в форте 9 лет, пока не проиграл первую битву при Панипате (в 1526 г.), во время которой и был убит.

После  этих событий крепостью  завладели моголы, а вместе с этим и огромными сокровищами, включая знаменитый  алмаз Кох-и-Нор. Бабур размещался в форте во дворце Ибрахима, он вырыл здесь водоем-колодец (baoli). Хумаюн был коронован здесь в 1530 году, но не смог удержать крепость. 

Акбар, понимая важность центрального расположения города, в 1558 году переезжает сюда, и Агра становится столицей. К тому времени крепость была в руинах, и Акбар перестроил ее из красного песчаника, который и дал форту его название. Стройка продолжалась 8 лет и была закончена к 1573 году.     

Форт имеет форму полумесяца, прямая часть которой параллельна реке. Весь комплекс обнесен стеной, высота которой составляет 21 метр. Двойной крепостной вал имеет несколько массивных круглых бастионов. Однако время и история уничтожило многие из внутренних дворцов. Около 30 могольских зданий только и сохранились  на юго-восточной стороне, обращенной к реке. К слову сказать, Агра Форт играет ключевую роль в произведении Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе «Знак четырех».

Энциклопедические издания повествуют, что здешние здания смешанной  индо-исламской архитектуры имеют в декоративных узорах запрещенные в исламе образы живых существ: драконов, слонов и птиц, вместо обычных традиционных узоров и каллиграфических надписей. Нам не посчастливилось найти таковые, может, повезет кому-то другому? Ищите!

Наше обследование крепостного комплекса носит хаотичный характер, мы то идем вперед, то возвращаемся обратно. И тут все дело в том, что многочисленные арки, переходы, двери манят, но и путают, нарушая  последовательность. От правого золотого павильона Кхас-Махала, мы идем в следующий двор и оказываемся на так называемой территории  Бенгальских дворцов. В эту часть входят дворцы Акбар Махал и Джахангири Махал.  

Широкий коридор связывает Кхас Махал с Шах-Джахани Махал (Дворцом Шаха-Джахана), который поддерживают деревянные балки; его четыре палаты были некогда раскрашены яркими красками с золотым тиснением. Этот беломраморный далан (коридор), состоящий из 5 девятизубчатых арок, поддерживается двойными колоннами.  

Шах-Джахани Махал (Дворец Шаха-Джахана) расположен между беломраморным Кхас-Махалом и Джахангири-Махалом из красного песчаника. Он является  промежуточным между двумя основными комплексами жилых помещений двух различных времен. Это самая ранняя попытка могольского императора Шах-Джахана переделать существующее здание из красного песчаника в соответствии со своим вкусом.

Это первый из его дворцов в Агра Форте, в нем есть большой холл, боковые комнаты и восьмиугольная башня с видом на реку. Вся конструкция  из кирпича была покрыта толстым слоем белой штукатурки, на которую был нанесен цветочный орнамент. В те далекие времена стены дворца сияли и блестели, как мраморные.

Агра. Красный форт. Муссаман БурджАгра. Красный форт. Резная башня из красного песчаникаПроходим в восьмиугольную выступающую башенку, которая в отличие от Муссаман Бурдж выполнена из красного песчаника. Украшением этого двухэтажного балкончика являются ажурные решетки-ширмы. Правда, из-за них в беседке царит полумрак, и сделать хорошие фотографии с собой не удалось.

Обозрев из этой беседки панораму стены с выступающей башней Ясмин, мы попадаем в возможно самую достойную внимания часть крепости.  Это  Jahangiri Mahal (Джахангири Махал), являющийся важнейшим Zenana дворцом (дворцом, принадлежавшим женщинам  из королевской семьи).

Этот дворец  в    основном       использовался раджпутскими женами Акбара. За внешней праздностью жизнь в гареме была полна тайн, интриг и заговоров. Многочисленная родня каждой жены пыталась оказывать влияние на махараджу, чтобы укрепить свою власть, при этом они не гнушались даже убийствами.

Однако сделаем остановку перед  входом в Jahangiri Mahal. Здесь на противоположной стороне виноградного садика Anguri Bagh, на углу внутреннего двора гарема можно увидеть интересную реликвию афганской экспедиции 1842 года, так называемые «Ворота Somnath», снятые с усыпальницы Mahmud Ghazni в ознаменование захвата города Газни британцами.

Махмуд был известен тем, что начиная с 1001 года, он начал наступление на Индустан, и в короткое время завоевал Кашмир и Пенджаб. А ворота стали предметом самого необычного  археологического промаха генерал-губернатора, лорда Ellenborough. В своем выспреннем провозглашении лорд идентифицировал их как ворота, высеченные из сандалового дерева, которые Mahmud, согласно традиции, снял с ворот храма (бывшего самым святым местом для индусов) побежденного им  индуистского города Somnath в 1025.

Индийцам было объявлено, что это реванш за 800-летнее оскорбление. Ворота были торжественно провезены через города Северной Индии в Агру и выставлены там с большой помпой. Фактически же ворота выполнены не из сандалового дерева, а из местной древесины deodar. Да и тип орнамента вызывает сомнение, что ворота были изготовлены в Газни.

Одного взгляда востоковеда достаточно, чтобы убедиться в том, что они не могли быть воротами индуистского храма. Возможно, что ворота были уничтожены при пожаре, а эти были изготовлены для их замены. Да само изъятие этих ворот Махмудом из храма Somnath вызывет большое сомнение. Безусловно, это было необычным для махмудских грабителей обременять себя археологической реликвией, которую в те дни невозможно было продать.

А подкова, прибитая к воротам, как считалось принадлежавшая богине удачи, вообще-то была знаком, оставленным владельцем больного животного в честь его выздоровления после посещения святыни. Это был старинный обычай, свойственный кочевым племенам, которые считали лошадей, и скотину вообще,  самым драгоценным имуществом.

Вес этой двери – полтонны, она выполнена из 8- и 6-угольных панелей, скрепленных друг с другом без заклепок и вставленных в единую раму. Идея отреставрировать ее и вернуть в храм Somnath была отвергнута. В любом случае эта дверь находится в форте Агры: то ли как трофей британской компании 1842 года, то ли как печальное напоминание об исторической лжи в Восточной Индии. Надо сказать, что рядом с каждым дворцом имеется информационная доска. Ищите эти доски, и читайте информацию, узнаете много интересного. Я попыталась частично привести их данные в моем вольном переводе.

Агра. Красный форт. Шах-Джахани Махал (Дворец Шаха-Джахана)Посредине небольшого двора, ограниченного со стороны реки высокой красной стеной, находилась резная выемка в полу: то ли колодец, то ли небольшой бассейн. От нее вниз за стену тянулся желоб, по которому, по-видимому, раньше подавалась снизу вода из реки Ямуна. 

В одном из высоко расположенных открытых проемов сидел большой обезьян и пялился на туристов, и именно в это время я услышала «сочный и могучий русский язык». Столь выразительно общались между собой две русские дамы, которым по-видимому уже остобрыдли бесконечные «махалы», и они, приехав за тридевять земель, обсуждали насущные для себя проблемы с использованием ненормативной лексики.

Мы покидаем открытое пространство с водоемом, и ныряем в прохладный внутренний дворик Джахангири Махала. Весь дворец – это массивный квадратный комплекс, который был построен Акбаром для своей жены-индуски Джодхабай, матери Джахангира. Отсюда и архитектура этого дворца полностью индуистская.

Стены залов этого дворца обильно украшены резьбой по камню, консоли, простенки и поперечные балки имеют изысканную отделку. В отдельных местах можно заметить остатки декоративной отделки голубого и золотого цвета, выполненной в широко распространенном индо-персидском стиле.

В Джахангири Махал нашло отражение смешение черт Средней Азии, таких как веранда (открытая галерея-колонада) на восточной стороне с высокими изящными колоннами (каменный вариант деревянных деталей, характерных для среднеазиатской архитектуры) со стенами внутренних дворов, введенных в моду в более обширной традиции Гуджарат-Раджастхана по мере их проникновения  в архитектуру начала XVI  века  при радже Ман Сингхе из Гвалиора.

Это экзотичное смешение и рискованная эклектика допускает смелый подход в архитектуре. Этот заумный текст – моя попытка перевести информацию, почерпнутую на сайтах. А если говорить простым языком, то один из двориков этого дворца произвел на нас неизгладимое впечатление обилием деталей, навесов, поперечных балок, каменных красных сталактитов, свисающих с потолка.

И все они были буквально бисерно орнаментированы. Это сколько же времени и тяжкого труда было вложено сюда!  Уставшие от жары и впечатлений, мы присели на высокую платформу, чтобы сидя рядом с группой английских школьников, насладиться не только видом этих архитектурных изысков, но и чистейшим языком англичан.

Не знаю, открыты ли для посещения 3 нижних этажа этого дворца, но даже если и были, то мы их не посетили, так как всему есть предел.

Мы вышли из ворот Дворца Джахангири Махал, имеющего величественный фасад, и прямо перед нами, окруженная решеткой стояла гигантская чаша. Это был Хауз (Hauz) Джахангира, или цистерна, которую изготовили в 1611 году по его приказу  из единого куска порфира. Ободок этой купальни украшен надписями на персидском языке.

Ранее она была врыта в землю, и император возлежал в ней, наполненной водой с плавающими лепестками роз. За красивой решеткой не видно, какой глубины сия чаша, поэтому понять стоял ли правитель в ней, или плавал, трудно, но сознание того, что он осуществлял омовения в выдолбленной в камне лохани, впечатляет! В некоторых источниках говорится, что эта ванна, возможно, была свадебным подарком Джахангира, сделанным в 1611 году Нур-Джахан ("Свет Мира"), одной из самых влиятельных женщин своего времени.

Лепестки роз, плавающие в воде, навели эту  красавицу, имеющую блестящие навыки в администрации, политике, экономике, и культуре, на создание аттара – пряного косметического средства, рецепт которого используется и сегодня. А сам крем можно, задавшись целью, приобрести на индийских базарах.

Справа от купели – какие-то развалины. Это все, что осталось от самого южного дворца - некогда обширного Акбари Махала, построенного в 1571 г. Денег на реставрацию в государстве нет, поэтому допуск туда тоже закрыт.

Мы еще не лишаем себя надежды увидеть Моти-Масджит, и возвращаемся к Диван-и-Ам.  Войдя в большой сад, в котором  он расположен, понимаем, что попали в разгар киношного действа. Пробиться в первые ряды зрителей оказалось не так и трудно, но съемки уже подошли к концу, и нам удалось опять снять пару героев только сбоку. Видимо, снималась какая-то любовная сцена, так как актеры сидели под деревом, и мужчина бережно и целомудренно обнимал героиню за талию. 

Толпа сделала радостный выдох при окончании съемки этой сцены, а мы окончательно поняли, что увидеть мечеть мечты нам не удастся. К сожалению, большая территория форта до сих пор используется индийскими вооруженными силами.  Не знаю, как удалось посетить ее другим туристам, чьи фото выложены на сайтах, но мы ограничились стандартной фотографией перламутровых куполов.

В заключение скажу, что Красный Форт Агры, безусловно, производит большее впечатление, чем делийский. И совершенно справедливо, что он, наряду с Тадж-Махалом в 1983 году был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Единственное, что смущает везде – это некая безжизненность внутренних помещений, с которым мы впервые столкнулись еще в Китае.  Это все равно как квартира с вывезенной из нее мебелью, пуста и печальна. Часы показывали, что внутри форта мы провели 2 часа.

Агра. Актриса БолливудаНа выходе из сада, попадаем в гущу поклонников актеров, которые радостно хлопают в ладоши, потому что их любимая актриса остановилась и дала желающим автографы.

А на выходе из форта успеваем-таки снять прекрасную героиню нового индийского шедевра. Она дежурно позировала, стоя рядом со своими индийскими, ошалевшими от счастья, поклонницами. Отдать должное, она была действительно хороша! Особенно поразили ее миндалевидные глаза и белозубая улыбка. Правда, надо сказать у индусов в основной массе у всех такие красивые белые зубы, и чем это вызвано?

Напротив входа в форт замечаем конную статую. Это памятник, посвященный овеянному легендами  Shivaji. Он прибыл в Агру в 1666 году вместе с Раджой Джай Сингхом, чтобы быть принятым Аурангзебом. В помещении Диван-и-Кхаса его нарочно посадили за людьми более низкого происхождения.

Взбешенный таким унижением, он в гневе покинул аудиенцию, за что его заключили в казармы Джай Сингха  12 мая 1666. Опасающийся заключения в тюрьму и казни, в соответствии с романтической легендой, в августе того же года он сбежал. Вот эта героико-романтическая конная статуя Shivaji и была сооружена перед фортом.

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 26.09.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.