Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Классификация видов отдыха

Туристические компании предлагают своим клиентам самые различные виды отдыха, и при этом зачастую бывает совсем не просто разобраться в том, что же именно подразумевается под каждым из них.

сегодня

25 апреля
На западном побережье Африки был поднят флаг США
На западном побережье Африки был поднят флаг США
Либерия
Либерия

25 апреля 1822 года в британской колонии на западном побережье Африки был поднят флаг США, что заложило основы истории Либерии, небольшого государства на западном побережье Африки, с республиканской формой правления.

Аграпура — Красный форт


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 11

8 день, 16 октября  2008 г. – четверг, Агра

После завтрака за воротами отеля нас снова ждет добровольный гид-водитель. Из нашего открытого транспортного средства было очень удобно делать фотографии сценок  городской жизни. Особенное удовольствие нам доставляли оживленные стайки девочек-школьниц, одетых в разнообразную (но одинаковую для каждой группы) форму. Улыбчивые белозубые девочки приветственно  махали нам вслед руками. К 10 часам мы уже были около Аграпуры, так еще иногда называют Красный форт (Red Fort) в Агре, чтобы отличить его от делийского. Мы продвинулись на юг страны, и несмотря на ранний час, уже было жарко.

Красный форт (Red Fort) в Агре


Привожу почти полностью рассказ о крепости-дворце из фильма «Красный Форт. Величие моголов» (его можно также посмотреть тут) . А схематичное изображение форта (вид сверху) можно увидеть здесь .  Здесь карта форта и описание зданий Форта .

Оставив водителя ожидать нас в тенечке, переходим дорогу. Для создания безопасности двору, его войскам и простым жителям,  двойные стены крепости были окружены еще и рвом с водой.  Входная плата – 250 рупий, на входе обычная процедура досмотра. Мы проходим через ворота Акбар Дарваза, переименованные Джахангиром в ворота  Амар.

Однако, в старые времена самым главным входом в форт были другие ворота (ворота Дели), которые вели к внутреннему порталу Хатхи Пол (Hathi Pol), или “Слоновьи Ворота”. Плоские ворота Амар Сингх  специально выстроены под прямым углом, чтобы  отражать атаки слонов.  Минуем украшенные глазурированной плиткой ворота с внушительными двойными стенами и попадаем в передний двор.

Далее следуют еще одни ворота с полукруглыми башенками по бокам по всей высоте.

В Индии XVI  века большая часть огромной страны находилась во владении династии Моголов. Построенные в период их правления роскошные здания служат напоминанием о времени величайшего расцвета Индии. После правления Бабура, любившего пышные празднества, Хумаюн вернул столицу в Дели. В Агру жизнь возвратилась, когда Акбар воздвиг здесь форт, доставшийся позднее грабителям, когда его внук Шах-Джахан вернулся в Дели.

Акбар захотел создать что-то новое в этом старом городе и велел заложить форт, окруженный 20-метровыми стенами, величественный, как и его создатель. Форт Агра стал достойным местом воплощения безудержной страсти властителя к созиданию. Политические вопросы империи решались внутри неприступной крепости, за стенами которой скрывались роскошные дворцы.

Были разбиты сады и парки, в которых шумели водопады и били фонтаны. Здесь не было ни одной случайной детали. Все служило лишь одной цели – в совершенной геометрической гармонии должен был возникнуть райский сад Эдема. О роскоши этого сада сегодня можно только догадываться. А из некогда существовавших здесь 500 зданий сохранились лишь немногие. Некоторые уже были снесены при преемнике Акбара, и на их месте построены новые.

Красный форт (Red Fort) в Агре. Диван-и-Ам (Divan-i-Am)  (Зал Публичных Аудиенций)  Идем вверх по небольшому коридору-пандусу, с двух сторон замыкаемому высокими красными стенами. Навстречу нам идет красивая индийская пара, причем над женщиной мальчик-помощник держит зонт.

Макияж женщины, ее красивый наряд, уверенная походка – все это зародило в нас сомнение, уж не стали ли мы свидетелями создания болливудских шедевров. В любом случае успеваем сделать их фотографию.

С правой стороны комплекс нарядно украшенных зданий, а мы видим схему и пытаемся сориентироваться по ней. Проходим еще через одни ворота прямо и попадаем в широкий двор, в правой части которого возвышается элегантный Диван-и-Ам (Divan-i-Am) (Зал Публичных Аудиенций).

Самое большое здесь здание было предназначено для официального приема высокопоставленных чиновников. Здесь все демонстрировало мощь властителя: под белоснежными аркадами он выслушивал петиции подданных и чинил правосудие.

Открытый с трех сторон зал, покоящийся на белых полированных оштукатуренных колоннах, в центре имеет приподнятый альков, внутренние стены которого украшены барельефами волшебных цветов и листвы.

Перед входом в  Диван-и-Ам находится могила Джона Рассела Кольвина (John Russel Colvin) - лейтенант-губернатора Северо-Западных Провинций. Он погиб здесь во время Мятежа 1857 г., это и явилось причиной его захоронения здесь.

Акбар, искусный дипломат, сумел расширить доставшуюся ему в наследство империю. Он установил в ней совершенную систему управления, при этом он был веротерпим. Его либерализм привлек в империю много знаменитых деятелей культуры, как сказали бы сегодня. После смерти Акбара его сын Джахангир продолжил строительство Красного форта.

Именно в период его правления был сформирован так называемый архитектурный стиль моголов, сочетавший в себе индийские и персидско-иранские формы и орнаменты. Однако самым большим любителем архитектуры династии моголов был Шах-Джахан, благодаря которому Красный форт приобрел свой окончательный  облик. Не жалея ни сил, а особенно средств государственной казны, это именно он приказал строить здания не из традиционного красного песчаника, а из белого мрамора.

Пройдя насквозь через Диван-и-Ам, попадаем в Макчи Бхаван (Macchi Bhavan, Дворец с аквариумами, или “павильон рыб”.), состояние которого оставляет желать лучшего из-за  многочисленных разграблений как со стороны махарадж, так и британских подданных.

Запутавшись в лабиринтах бесконечных коридоров, мы возвращаемся к Диван-и-Ам и  идем назад. Нырнув в очередные ворота, попадаем  в небольшой внутренний дворик. Рассматривая панораму, открывшуюся нам,  вспоминаем написанное, что помимо философии двору моголов не были чужды и другие радости.

История донесла до нас, что в прежние времена весь форт представлял собой оазис с обширными садами. Дворец был некогда полон фонтанов и цветочных клумб, перемежающихся водоемами и водными каналами, наполненными рыбой для рыболовных забав императора и его придворных.

Из всего сказанного здесь присутствуют ныне только клумбы с цветами, разбитые в геометрически симметричном  орнаментальном порядке, а сам садик разделен на 4 части мраморной дорожкой. Этот сад называется Ангури Багх (Angoori Bagh) и в прежние времена он был виноградником.

Расположенный за садиком мраморный дворец – это Кхас Махал (Khas-Mahal (Aramgah), Личный Дворец), В этом историческом антураже только что закончились съемки, рабочие сворачивали все установки, демонтировали оборудование. Мы пришли поздно, и не застали самих съемок, но вот теперь стало ясно, что та парочка, которую мы встретили – это, действительно главные герои кинематографического действа.

Кхас Махал это часть комплекса гарема, состоящего из открытой террасы, главного холла, комнат-альковов, перегородок, водоемов, фонтанов, водопадов, восхитительного внутреннего садика и  жилых помещений вокруг него. Другое его название Aramgah означает «королевская опочивальня».

Он тщательно спроектирован для создания полного комфорта, полости в его плоской крыше предусмотрены для защиты от раскаленного зноя лета.

Верх этого здания украшен двумя шлемовидными беседками на «курьих ножках», стиль которых был выработан в Раджастхане и заимствован мастерами мусульманской архитектуры.

С обеих сторон главного дворца расположены продолговатые Золотые павильоны (их еще иногда называли «бунгла»), изогнутые крыши которых выложены позолоченной медной черепицей в стиле, навеянном образами соломенных крыш бенгальских деревенских хижин.

Северный павильон использовался как даршан в дополнение к Shah Burj (Даршан — в индуизме и буддизме — ритуал получения сокровенных знаний (как правило, кратких основ того или иного учения) от просветленного мудреца. Сущность Даршана — не информационная его ипостась (как в христианской проповеди), а передача благодати тем, кто ее еще не обрел.)

Стены этих павильонов выполнены из красного песчаника, тщательно оштукатурены и отполированы, так что создается впечатление, что они выполнены из белого мрамора. Внутри павильонов есть отсеки с зарешетчатыми окнами и открытыми галереями с  зубчатыми арками. Эти причудливые павильоны иногда неверно называют Jahanara и Roshanara. Считается возможным, что они могли быть построены еще при Акбаре, и в дальнейшем перестроены при Шах-Джахане. Время и климатические условия вносят свои коррективы, и уже сегодня, в 2008 году, о позолоте крыш можно только догадываться, хотя на фотографиях предыдущих лет она видна очень четко.

Поднявшись по боковой лестнице наверх к террасе Кхас-Махала, мы прошли в один из Золотых павильонов. Открытый балкон позволял увидеть в дымке полуденного зноя плывущий Тадж-Махал, расположенный в 2,5 км отсюда. Многочисленные купола, башенки и минареты выступали из пелены, производя неизгладимое впечатление чего-то нереального.

Полюбовавшись видом усыпальницы любимой жены императора, возвращаемся к террасе Кхас-Махала, перед которой устроен бассейн с зубчатыми краями.  Его фонтаны снабжались водой из расположенных выше резервуаров. Вода, журча, бежала по неглубокому каналу и образовывала водопад, позади которого, следуя стилю и традиции, находились ниши для свечей. Эти водные устройства создавали во дворце очаровательную атмосферу. Жаль, что сегодня здесь нет не только фонтанов и свечей, но и вообще воды.

По периметру сада Ангури Багх (Angoori Bagh) расположены двухэтажные здания, также построенные из красного песчаника и покрытые белой штукатуркой: это жилые помещения.

В северо-восточном углу находится Шиш Махал (Shish Mahal) (Дворец Зеркал) - место, где купались придворные женщины в мягком свете ламп, отражаемом покрывающей стены и потолок зеркальной мозаикой. К сожалению, он находится в реставрации, так что его мы не увидели.

Все королевские павильоны в основном были обращены лицом к реке, чтобы в знойные дни освежающий ветер мог гулять по аркам и переходам. Мы сворачиваем налево от Кхас-Махала и попадаем  к двухэтажному павильону или башне, называемой Мусамман Бурдж (Musamman Burj, или башне Ясмин).

Согласно могольской легенде, башня известна как место, из открытой восьмиугольной палаты которой (на вершине самого высокого из обращенных к реке бастионов), Шах-Джахан последний раз взглянул на Тадж-Махал перед тем, как скончался. Элегантный павильон украшен балюстрадой с декоративными нишами, огороженными решетчатой переборкой.

Изысканная мозаика из твердых пород камней покрывает почти каждую поверхность, а мраморный chhatri (приподнятый куполообразный балдахин) вносит заключительный штрих. Перед башней, в центре внутреннего дворика, выложенного мраморными восьмиугольными плитами, установлена доска (pachisi), на которой император, следуя примеру своего отца в Фатехпур-Сикри, играл в довольно причудливую игру, разновидность триктрака, используя в качестве фигур танцующих девушек.

Агра. Красный форт. Башня Мусамман БурджВ этой башне Мусамман Бурдж (выстроенной для Мумтаз), увенчанной золотым куполом, император в частном порядке принимал посетителей со всего мира. И они поражались мраморной отделкой и инкрустацией из драгоценных камней.

Арки, колонны, бордюры сводов украшены великолепными арабесками; они выполнены посредством вкрапления в мрамор различных камушков. Солнечные лучи, проникая через аркады, играют на очаровательных мозаиках; и вся эта гирлянда цветов из лазурита, оникса, сердолика и тысяч других драгоценных камней кажется ожившей.

Однако Шах-Джахану пришлось провести здесь последние годы жизни в полном одиночестве, и не по своей воле.

Внутрь этой башни почему-то не пускают, и мы имеем шанс сделать фотографии только сбоку, оставляя в фото-памяти ее замечательные уголки с разных ракурсов.

Агра. Красный форт. Mina Masjid (Shah Burj)Сравнительно небольшая по размерам, напоминающая по форме садовую беседку, башня Мусамман Бурдж выступает над красной крепостной стеной. К этой беседке прилегает маленькая беломраморная частная мечеть Шах-Джахана -  Mina Masjid, называемая ещё Shah Burj.

Ее стены украшены инкрустацией в виде цветочного орнамента. Через решетку мы снимаем неглубокую чашу фонтана, струи которого услаждали слух императоров своим тихим, чарующим журчанием. Еще в Испании, в Альгамбре, я поняла, что шумные фонтаны  были свойственны европейским дворцам. Для востока же важнее неторопливость, тишина и созерцание. Мраморная чаша в полу искусно вырезана в форме раскрытого цветка и также инкрустирована.

Идем дальше и ищем  Зал Частных Аудиенций, Диван-и-Кхас (Divan-i-Khas), где император принимал королей, сановников и послов и утверждал архитектурные планы. Однако вход внутрь здесь тоже    был    прегражден  веревочкой и даже стоял охранник, следивший чтобы никто не нарушал запрет. Хорошо, что открытый зал с его нарядно украшенными колоннами и арками, щедро инкрустированными ляпис-лазурью и яшмой, можно было сфотографировать снаружи.

Этот беломраморный дворец был построен императором Шах-Джаханом в 1635 году. Он состоит из двух частей: наружного холла с колоннами и внутреннего закрытого. Оба они соединены сводчатыми проходами. Сдвоенные колонны пяти девятизубчатых арок по фасаду и 3-х семизубчатых  по бокам. Цоколь, сами колонны и верхний бордюр  украшены резьбой и инкрустацией в виде растительного орнамента ползучих растений. 

На южной стене под решетчатыми высокими фальш-окнами расположены 28 картушей, персидские тексты которых содержат восхваления дворцу, императору и обозначают дату создания. Мраморные решетки на окнах  великолепны и напоминают своей искусной и тонкой резьбой изделия из слоновой кости. Потолок раньше был украшен золотом и серебром.

Durbar, совет знати при монархе, или торжественные приемы происходили в наружном холле, а внутренние покои были предназначены для конфиденциальных дел. Для этих целей во внутреннем помещении имеется альков с приподнятым местом для шаха.

Именно здесь первоначально был установлен инкрустированный бриллиантами, рубинами и изумрудами Павлиний Трон (Takht-i-Taus), изготовленный в 1634 году. Это чудо-сокровище пропутешествовало в Красный форт Дели при переносе туда столицы, а потом оказался в Персии после разграбления делийского форта Шах Надиром в 1739 году.

Можно еще добавить, что перед Диван-и-Кхаса была расположена витиевато орнаментированная беломраморная терраса. Она была разобрана и увезена в Англию и до сих пор экспонируется в лондонском музее Альберта и Виктории. К ней примыкал банный павильон Hammam-i-Shani проветриваемый летний дом и ванная (Королевские ванны).  

Агра. Вид на Тадж-Махал из Ред ФортаАгра. Вид на Тадж-Махал из Ред Форта


На широкой открытой площадке есть две мраморные скамьи белого и черного цветов. Черная, расположенная у внешней стороны террасы, наверное, использовалась для того, чтобы шахи смотрели в даль светлую, наблюдая за течением Джамны. А Шах-Джахан созерцал с нее строящуюся самую известную в мире усыпальницу, отражавшую не столько романтичность его натуры, сколько манию величия и не имеющее границ тщеславие могольского императора.

Источники последних лет отрицают такой туристический штамп о 74-летнем старике, мающемся в одиночестве и тоске, бросающем прощальный взгляд на созданное им детище – Тадж-Махал. Новая версия предлагает следующий вариант: гробница была задумана как изображение трона Господня. Символика ассоциаций с Небесным садом Эдем на территории комплекса Тадж-Махал подтверждается наличием четырех Райских Рек и центрального Озера Изобилия.

Агра. Красный форт. Ажурная решеткаАгра. Красный форт. ЭкскурсанткиЯ отвлеклась. Сидя на высокой скамье из белого мрамора, обращенной к внутреннему двору,  махараджи, возможно,  развлекались различными представлениями, устраиваемыми на нижней площадке. Обходим по периметру галерею второго этажа, любуемся резной мраморной беседкой, около которой на поребрике в ряд сидит целый табор индусок, одетых в разноцветные сари.

Они устали от экскурсии, но все же (как и мы) с любопытством взирают на нас, но только до тех пор, пока их не отвлек зеленый попугай, сидящий в одной из укромных ниш террасы. Интерес к птице   объединяет    нас,  и мы поочередно делаем снимки попугая с голубым хвостом, красными клювом и глазами.

С противоположной стороны делаем снимки  террасы с черно-белыми скамьями на приближение. Кадр получается замечательным: цветная масса индусов на фоне плывущих в дымке белоснежных куполов Таджа. Говорят, что от черной скамьи открывается самый лучший вид на Тадж-Махал, именно отсюда оптически он кажется расположенным ближе всего.

Своей любовью к частым переносам столиц моголы, возможно, обязаны своему кочевническому происхождению. В 1638 году столицей вновь стал Дели, но Шах-Джахан часто возвращался в Агру, чтобы контролировать строительство Тадж-Махала. В один из таких приездов он приказал построить Жемчужную мечеть (Моти Масджит – Moti Masdjid).

Эта мечеть является венцом архитектуры Красного форта. Элегантная, несмотря на гигантский размер, она уступает по своему гармоничному облику  лишь Тадж-Махалу. К сожалению,  допуск в большую часть форта ограничен, поэтому мы смогли увидеть только белоснежные купола этого шедевра могольской архитектуры  уже на обратном пути, когда вновь подошли к Диван-и-Ам.

У нового правителя, его сына Аурангзеба, были новые приоритеты: сохранение государства и приведение в порядок государственной казны. Он ввел в государстве политику строжайшей экономии и постоянно ломал голову над проблемами государственных финансов. Поэтому в период его правления (на северо-западном углу) было построено лишь одно здание скромных размеров – Нагина Масджид (Nagina Masjid, Драгоценная Мечеть), выполненная целиком из мрамора.

Следуем  за туристами, переходим в следующий двор и упираемся в  эту небольшую мечеть  для женщин. Эта миниатюрная мечеть служит доказательством того, что даже далекий от сентиментальности и осуждаемый потомками Аурангзеб был человеком с большим вкусом.

Увенчанная тремя куполами и с входом со стороны выложенного мрамором внутреннего дворика, она была построена для дам его зенаны (гарема). Возле нее, под прекрасным мраморным балконом с резными решетчатыми перегородками и арками в виде павлинов, находился Внутренний, или Зенана Мина Базар (Zenana Mina Bazaar), где придворные дамы могли выбирать такие товары, как шелк, ювелирные украшения и парчу, предлагаемые купцами, сами оставаясь при этом невидимыми.

Мы снова проходим вдоль сводчатой галереи, проходим мимо Диван-и-Кхаса. Попадаем к  Кхас-Махалу и заходим внутрь. Солнечные лучи падают сквозь двери и забранные решетками окна, становится видно, как просвечивает мрамор с нанесенным на него «каменным ковром».

Считается, что этот дворец представляет лучший образец рисунков по мрамору. Сводчатые окна, потолок, стены –  здесь все покрыто сплошным рисунком. Солнечный свет наполняет это небольшое помещение теплом и создает ощущение позолоты. Сделайте фотографию у одной из оконных ниш – вы не пожалеете об этом!   

Первоначально кирпичный форт принадлежал раджпутам, первое упоминание о нем относится к 1080 г. н.э. Афганский правитель Сикандер Лоди был первым из делийских султанов, кто перенес в Агру столицу и жил здесь, в форте. Он правил страной отсюда, и Агра приобрела статус второй столицы.  Он даже умер в форте в 1517 году, а его сын Ибрахим Лоди, прожил в форте 9 лет, пока не проиграл первую битву при Панипате (в 1526 г.), во время которой и был убит.

После  этих событий крепостью  завладели моголы, а вместе с этим и огромными сокровищами, включая знаменитый  алмаз Кох-и-Нор. Бабур размещался в форте во дворце Ибрахима, он вырыл здесь водоем-колодец (baoli). Хумаюн был коронован здесь в 1530 году, но не смог удержать крепость. 

Акбар, понимая важность центрального расположения города, в 1558 году переезжает сюда, и Агра становится столицей. К тому времени крепость была в руинах, и Акбар перестроил ее из красного песчаника, который и дал форту его название. Стройка продолжалась 8 лет и была закончена к 1573 году.     

Форт имеет форму полумесяца, прямая часть которой параллельна реке. Весь комплекс обнесен стеной, высота которой составляет 21 метр. Двойной крепостной вал имеет несколько массивных круглых бастионов. Однако время и история уничтожило многие из внутренних дворцов. Около 30 могольских зданий только и сохранились  на юго-восточной стороне, обращенной к реке. К слову сказать, Агра Форт играет ключевую роль в произведении Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе «Знак четырех».

Энциклопедические издания повествуют, что здешние здания смешанной  индо-исламской архитектуры имеют в декоративных узорах запрещенные в исламе образы живых существ: драконов, слонов и птиц, вместо обычных традиционных узоров и каллиграфических надписей. Нам не посчастливилось найти таковые, может, повезет кому-то другому? Ищите!

Наше обследование крепостного комплекса носит хаотичный характер, мы то идем вперед, то возвращаемся обратно. И тут все дело в том, что многочисленные арки, переходы, двери манят, но и путают, нарушая  последовательность. От правого золотого павильона Кхас-Махала, мы идем в следующий двор и оказываемся на так называемой территории  Бенгальских дворцов. В эту часть входят дворцы Акбар Махал и Джахангири Махал.  

Широкий коридор связывает Кхас Махал с Шах-Джахани Махал (Дворцом Шаха-Джахана), который поддерживают деревянные балки; его четыре палаты были некогда раскрашены яркими красками с золотым тиснением. Этот беломраморный далан (коридор), состоящий из 5 девятизубчатых арок, поддерживается двойными колоннами.  

Шах-Джахани Махал (Дворец Шаха-Джахана) расположен между беломраморным Кхас-Махалом и Джахангири-Махалом из красного песчаника. Он является  промежуточным между двумя основными комплексами жилых помещений двух различных времен. Это самая ранняя попытка могольского императора Шах-Джахана переделать существующее здание из красного песчаника в соответствии со своим вкусом.

Это первый из его дворцов в Агра Форте, в нем есть большой холл, боковые комнаты и восьмиугольная башня с видом на реку. Вся конструкция  из кирпича была покрыта толстым слоем белой штукатурки, на которую был нанесен цветочный орнамент. В те далекие времена стены дворца сияли и блестели, как мраморные.

Агра. Красный форт. Муссаман БурджАгра. Красный форт. Резная башня из красного песчаникаПроходим в восьмиугольную выступающую башенку, которая в отличие от Муссаман Бурдж выполнена из красного песчаника. Украшением этого двухэтажного балкончика являются ажурные решетки-ширмы. Правда, из-за них в беседке царит полумрак, и сделать хорошие фотографии с собой не удалось.

Обозрев из этой беседки панораму стены с выступающей башней Ясмин, мы попадаем в возможно самую достойную внимания часть крепости.  Это  Jahangiri Mahal (Джахангири Махал), являющийся важнейшим Zenana дворцом (дворцом, принадлежавшим женщинам  из королевской семьи).

Этот дворец  в    основном       использовался раджпутскими женами Акбара. За внешней праздностью жизнь в гареме была полна тайн, интриг и заговоров. Многочисленная родня каждой жены пыталась оказывать влияние на махараджу, чтобы укрепить свою власть, при этом они не гнушались даже убийствами.

Однако сделаем остановку перед  входом в Jahangiri Mahal. Здесь на противоположной стороне виноградного садика Anguri Bagh, на углу внутреннего двора гарема можно увидеть интересную реликвию афганской экспедиции 1842 года, так называемые «Ворота Somnath», снятые с усыпальницы Mahmud Ghazni в ознаменование захвата города Газни британцами.

Махмуд был известен тем, что начиная с 1001 года, он начал наступление на Индустан, и в короткое время завоевал Кашмир и Пенджаб. А ворота стали предметом самого необычного  археологического промаха генерал-губернатора, лорда Ellenborough. В своем выспреннем провозглашении лорд идентифицировал их как ворота, высеченные из сандалового дерева, которые Mahmud, согласно традиции, снял с ворот храма (бывшего самым святым местом для индусов) побежденного им  индуистского города Somnath в 1025.

Индийцам было объявлено, что это реванш за 800-летнее оскорбление. Ворота были торжественно провезены через города Северной Индии в Агру и выставлены там с большой помпой. Фактически же ворота выполнены не из сандалового дерева, а из местной древесины deodar. Да и тип орнамента вызывает сомнение, что ворота были изготовлены в Газни.

Одного взгляда востоковеда достаточно, чтобы убедиться в том, что они не могли быть воротами индуистского храма. Возможно, что ворота были уничтожены при пожаре, а эти были изготовлены для их замены. Да само изъятие этих ворот Махмудом из храма Somnath вызывет большое сомнение. Безусловно, это было необычным для махмудских грабителей обременять себя археологической реликвией, которую в те дни невозможно было продать.

А подкова, прибитая к воротам, как считалось принадлежавшая богине удачи, вообще-то была знаком, оставленным владельцем больного животного в честь его выздоровления после посещения святыни. Это был старинный обычай, свойственный кочевым племенам, которые считали лошадей, и скотину вообще,  самым драгоценным имуществом.

Вес этой двери – полтонны, она выполнена из 8- и 6-угольных панелей, скрепленных друг с другом без заклепок и вставленных в единую раму. Идея отреставрировать ее и вернуть в храм Somnath была отвергнута. В любом случае эта дверь находится в форте Агры: то ли как трофей британской компании 1842 года, то ли как печальное напоминание об исторической лжи в Восточной Индии. Надо сказать, что рядом с каждым дворцом имеется информационная доска. Ищите эти доски, и читайте информацию, узнаете много интересного. Я попыталась частично привести их данные в моем вольном переводе.

Агра. Красный форт. Шах-Джахани Махал (Дворец Шаха-Джахана)Посредине небольшого двора, ограниченного со стороны реки высокой красной стеной, находилась резная выемка в полу: то ли колодец, то ли небольшой бассейн. От нее вниз за стену тянулся желоб, по которому, по-видимому, раньше подавалась снизу вода из реки Ямуна. 

В одном из высоко расположенных открытых проемов сидел большой обезьян и пялился на туристов, и именно в это время я услышала «сочный и могучий русский язык». Столь выразительно общались между собой две русские дамы, которым по-видимому уже остобрыдли бесконечные «махалы», и они, приехав за тридевять земель, обсуждали насущные для себя проблемы с использованием ненормативной лексики.

Мы покидаем открытое пространство с водоемом, и ныряем в прохладный внутренний дворик Джахангири Махала. Весь дворец – это массивный квадратный комплекс, который был построен Акбаром для своей жены-индуски Джодхабай, матери Джахангира. Отсюда и архитектура этого дворца полностью индуистская.

Стены залов этого дворца обильно украшены резьбой по камню, консоли, простенки и поперечные балки имеют изысканную отделку. В отдельных местах можно заметить остатки декоративной отделки голубого и золотого цвета, выполненной в широко распространенном индо-персидском стиле.

В Джахангири Махал нашло отражение смешение черт Средней Азии, таких как веранда (открытая галерея-колонада) на восточной стороне с высокими изящными колоннами (каменный вариант деревянных деталей, характерных для среднеазиатской архитектуры) со стенами внутренних дворов, введенных в моду в более обширной традиции Гуджарат-Раджастхана по мере их проникновения  в архитектуру начала XVI  века  при радже Ман Сингхе из Гвалиора.

Это экзотичное смешение и рискованная эклектика допускает смелый подход в архитектуре. Этот заумный текст – моя попытка перевести информацию, почерпнутую на сайтах. А если говорить простым языком, то один из двориков этого дворца произвел на нас неизгладимое впечатление обилием деталей, навесов, поперечных балок, каменных красных сталактитов, свисающих с потолка.

И все они были буквально бисерно орнаментированы. Это сколько же времени и тяжкого труда было вложено сюда!  Уставшие от жары и впечатлений, мы присели на высокую платформу, чтобы сидя рядом с группой английских школьников, насладиться не только видом этих архитектурных изысков, но и чистейшим языком англичан.

Не знаю, открыты ли для посещения 3 нижних этажа этого дворца, но даже если и были, то мы их не посетили, так как всему есть предел.

Мы вышли из ворот Дворца Джахангири Махал, имеющего величественный фасад, и прямо перед нами, окруженная решеткой стояла гигантская чаша. Это был Хауз (Hauz) Джахангира, или цистерна, которую изготовили в 1611 году по его приказу  из единого куска порфира. Ободок этой купальни украшен надписями на персидском языке.

Ранее она была врыта в землю, и император возлежал в ней, наполненной водой с плавающими лепестками роз. За красивой решеткой не видно, какой глубины сия чаша, поэтому понять стоял ли правитель в ней, или плавал, трудно, но сознание того, что он осуществлял омовения в выдолбленной в камне лохани, впечатляет! В некоторых источниках говорится, что эта ванна, возможно, была свадебным подарком Джахангира, сделанным в 1611 году Нур-Джахан ("Свет Мира"), одной из самых влиятельных женщин своего времени.

Лепестки роз, плавающие в воде, навели эту  красавицу, имеющую блестящие навыки в администрации, политике, экономике, и культуре, на создание аттара – пряного косметического средства, рецепт которого используется и сегодня. А сам крем можно, задавшись целью, приобрести на индийских базарах.

Справа от купели – какие-то развалины. Это все, что осталось от самого южного дворца - некогда обширного Акбари Махала, построенного в 1571 г. Денег на реставрацию в государстве нет, поэтому допуск туда тоже закрыт.

Мы еще не лишаем себя надежды увидеть Моти-Масджит, и возвращаемся к Диван-и-Ам.  Войдя в большой сад, в котором  он расположен, понимаем, что попали в разгар киношного действа. Пробиться в первые ряды зрителей оказалось не так и трудно, но съемки уже подошли к концу, и нам удалось опять снять пару героев только сбоку. Видимо, снималась какая-то любовная сцена, так как актеры сидели под деревом, и мужчина бережно и целомудренно обнимал героиню за талию. 

Толпа сделала радостный выдох при окончании съемки этой сцены, а мы окончательно поняли, что увидеть мечеть мечты нам не удастся. К сожалению, большая территория форта до сих пор используется индийскими вооруженными силами.  Не знаю, как удалось посетить ее другим туристам, чьи фото выложены на сайтах, но мы ограничились стандартной фотографией перламутровых куполов.

В заключение скажу, что Красный Форт Агры, безусловно, производит большее впечатление, чем делийский. И совершенно справедливо, что он, наряду с Тадж-Махалом в 1983 году был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Единственное, что смущает везде – это некая безжизненность внутренних помещений, с которым мы впервые столкнулись еще в Китае.  Это все равно как квартира с вывезенной из нее мебелью, пуста и печальна. Часы показывали, что внутри форта мы провели 2 часа.

Агра. Актриса БолливудаНа выходе из сада, попадаем в гущу поклонников актеров, которые радостно хлопают в ладоши, потому что их любимая актриса остановилась и дала желающим автографы.

А на выходе из форта успеваем-таки снять прекрасную героиню нового индийского шедевра. Она дежурно позировала, стоя рядом со своими индийскими, ошалевшими от счастья, поклонницами. Отдать должное, она была действительно хороша! Особенно поразили ее миндалевидные глаза и белозубая улыбка. Правда, надо сказать у индусов в основной массе у всех такие красивые белые зубы, и чем это вызвано?

Напротив входа в форт замечаем конную статую. Это памятник, посвященный овеянному легендами  Shivaji. Он прибыл в Агру в 1666 году вместе с Раджой Джай Сингхом, чтобы быть принятым Аурангзебом. В помещении Диван-и-Кхаса его нарочно посадили за людьми более низкого происхождения.

Взбешенный таким унижением, он в гневе покинул аудиенцию, за что его заключили в казармы Джай Сингха  12 мая 1666. Опасающийся заключения в тюрьму и казни, в соответствии с романтической легендой, в августе того же года он сбежал. Вот эта героико-романтическая конная статуя Shivaji и была сооружена перед фортом.

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 26.09.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.