Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Фото с сайта GoTurist.ru

Современное техническое оснащение частного водного транспорта сделало яхтинг доступным для каждого человека. Встроенные радары, эхолоты и прочие устройства позволяют легко ориентироваться в открытом море, обходить мель и даже избегать встречи со штормом.

сегодня

20 января
Была образована Республика Дагестан
Была образована Республика

20 января 1921 года была образована Республика Дагестан. После Чрезвычайного съезда народов Дагестана, прошедшего в Буйнакске в ноябре 1920 года, Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года было законодательно утверждено образование Дагестанской ССР.

Агра: Усыпальница Итемад-уд-Даулы


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 12

8 день, 16 октября  2008 г. – четверг, Агра

Наш водитель, увидев нас, замахал руками, показывая, где стоит его колымага. И это было правильно, в такой толчее рикш, мы бы навряд ли нашли его сами. Наш путь далее лежал к  так называемому Бэби-Таджу. Рикша поворачивает направо, и мы едем вдоль стены форта, любуясь этим фортификационным укреплением-дворцом.

Агра. Усыпальница Итемад-уд-Даулы


Со стороны видно четкое разделение  на «красное и белое», а обе восьмиугольные башенки дополняют красоту Аграпуры. На одном из перекрестков (вспомнив, что в Индии практически отсутствуют светофоры), мы немного напрягаемся. Всюду люди, кони, крики, свистки – чтобы ощутить все это, надо побывать здесь!

Чтобы попасть к усыпальнице, расположенной в 3 километрах от города, необходимо пересечь реку Ямуну. Усыпальница Итемад-уд-Даулы стоит в центре Персидского парка. Входной билет сюда (с учетом купленного в Тадж-Махал билета) стоит 100 рупий. Красно-белые внушительные ворота ведут внутрь и уже издалека видно, какая нас ожидает красотища!

Народу мало, и это помогает нам делать фотографии до полного удовлетворения. Единственное, что раздражало, это всевозможные помогаи, желавшие оказать нам услуги гида. Следуя нашему обыкновению, мы отмахнулись от всех, как от назойливых мух, и они сразу отстали, надо отдать должное.

Мирза Ghiyas Beg и его жена Asmat Begum прибыли из Ирана и служили при дворе Акбара. Как я уже говорила, про родственные связи, он был отцом Нур Джахан и дедом Мумтаз-Махал. Он носил титул  I’Timad-ud-Daulah – хранитель сокровищ,  и умер в Агре в 1622 году, на несколько месяцев пережив свою жену.

6 лет понадобилось их дочери, чтобы возвести их усыпальницу. А ее собственная могила, как и могила Джахангира, находится в Лахоре.

Декоративные ворота с выступающим сводчатым портиком и монументальной аркой-проходом расположены в южной и северной части комплекса. Со стороны реки эта арка имеет террасу с балконом для отдыха. Красные ворота инкрустированы белым мрамором, что придает им нарядный вид.  

Настил из красного песчаника делит весь сад на 4 равные части, посредине имеется желоб для воды и предусмотрены резервуары для водных каскадов. Ярко-зеленый газон  и деревья, растущие у стены, оставляют мавзолей открытым со всех сторон.

Каждая сторона главного здания усыпальницы имеет 3 арки, 2 из них забраны решетками тончайшей резьбы.  Наверху имеется балюстрада с резным ограждением. На здании отсутствует купол, вместо него baradari (павильон) с 3 арками-окнами по каждой стороне, забранными решетками. Это сооружение свойственно персидской или могольской архитектуре, через свои 12 дверей позволяет сквознякам гулять внутри помещения.

Высокопоставленные особы использовали его для назначения формальных и неформальных встреч в жаркую погоду. Над навесом возвышается пирамидальная крыша, украшенная стилизованными лепестками лотоса и навершиями (kalash finals) для соединения с космосом. А своды арок имеют такую замысловатую форму и украшены такой мелкой резьбой, что кажется, что это кружевная накидка.

Внутреннее пространство гробницы состоит из центральной квадратной залы, где собственно и стоят усыпальницы Asmat Begum  и ее мужа Мирзы Ghiyas Beg, 4 прямоугольных комнат и 4-х квадратных по углам. Все эти помещения взаимосвязаны простыми дверными проемами. В угловых комнатах также имеются гробницы дочери Нур Джахан и других ее родственников.

Самым важным аспектом гробницы является ее разноцветный орнамент стен, состоящий из арабесок, цветочного и геометрического узора. Все это выложено в мозаичной технике и имеет всевозможные теплые цвета и оттенки меда с контрастными белыми и черными узорами.

Огромное внимание уделялось композиционной целостности, рисунку в целом, передаче местного колорита и своеобразия. Вазы для вина, чаши, венки из листьев, многолепестковые цветы, замкнутые розетки, стрельчатые мотивы, миниатюрные колонки-башенки гулгасты, кипарисы и другие иранские мотивы, типичные для искусства Джахангира, были использованы с подчеркнутой многозначительностью и символизировали идею изобилия и великолепия природы.

Некоторые композиции были навеяны произведениями известных придворных художников, какие-то из них были выполнены, как гравировка, другие – рельефные. Все это вместе взятое напоминает  тончайшую резьбу по слоновой кости. Все камни, используемые для декоративной отделки внешних стен, - местного происхождения. А уж фантазия их укладки в каменные мозаики всецело принадлежит «золотым рукам» местных умельцев.

Я бы не сказала, что эта усыпальница прототип Тадж-Махала, но безусловно – это шедевр бескупольного здания. Это первое здание, выполненное из белого мрамора, что означает промежуточную фазу в строительстве от гробницы Акбара в Сикандре из красного песчаника к беломраморному Тадж-Махалу.

И как сказано на информационном стенде  оно «отражает особенности изысканного иранца, похороненного здесь и более того, характер его строителя». От всего здания веет такой теплотой, солнечным светом, что забываешь, что это собственно кладбище, мы любуемся могилой, пусть и очень большой.  Таковы традиции востока: создавать пышные и помпезные места последнего упокоения.

Думаю, что вы увидите сами, какой красивый задний фон создают ниши с ажурными решетками: сидя или стоя в этой живописной рамке, вы будете выглядеть сногсшибательно! Не упустите такой шанс! А еще испробуйте акустические свойства внутренних помещений, пропев пару нот.

Агра. Усыпальница Итемад-уд-ДаулыМы обошли по нескольку раз все внутренние помещения и само центральное здание снаружи. Прошли по прямой к павильону, выходящему на Ямуну, здесь уже сидели и отдыхали немногочисленные туристы.

Решив взглянуть вниз, далеко ли вода, мы неосторожно приблизились к ограде и свесились через нее. Чумазая индийская детвора только и ждала этого момента: малолетние хулиганы быстро спустили трусы, наслаждаясь нашей растерянностью. Теперь нам стало понятно, почему все сидели в центре веранды, телодвижения юных мальчишек были далеки от здоровой восточной эротики. 

Обратный путь через мост подарил нам много чудесных фотографий из обычной индийской жизни, при этом все попавшие в объектив люди радостно махали нам руками.

К 13.30 вернулись в отель и решили переждать жару, чтобы в 16 часов снова продолжить туристическую программу. Денег водителю мы еще не дали, да он и не просил: здесь все построено на доверии. В нашем отеле был бассейн, и мы с удовольствием насладились его прохладой и даже успели немного позагорать на пластиковых лежаках.

Большинство отелей, в которых мы останавливались, путешествуя по странам Азии, поражает искусностью аранжировки букетов из живых цветов, украшающих холлы. Этот тоже не стал исключением: роскошная композиция из цветов была не только украшением, но и элементом интерьера с его блестящими мраморными полами и ярким освещением.

Все это было хорошо, но нас начинал беспокоить вопрос трансфера на завтра. Мы не знали, во сколько за нами должны заехать, чтобы отвезти на железнодорожный вокзал. Попытались выяснить это на ресепшн, и нам пообещали сразу известить об имеющейся информации.

В 16.10 мы вновь выезжаем на нашем «лихом коне», и во второй раз пересекаем реку Ямуну. Мы едем смотреть закат, полюбоваться, как солнце садится над «великой песней любви в камне».

Наш водитель легко общается с нами, шутит, но на подъезде к месту стоянки становится серьезным и дает нам неоценимый совет. Говорит он, едва разжимая губы, соблюдая конспирацию: все-таки негоже ему лишать государства доходных поступлений.

Дело было в том, что глупых туристов, как баранов, направляли в сад с платным входом за 100 рупий. Будто-то бы только оттуда можно наблюдать закат над Тадж-Махалом.Мы воспользовались полученной информацией и повернули от стоянки направо и вниз. Цивильной дороги здесь не было,  и мы шли аккуратно ступая, чтобы не наступить в святое коровье г…

С правой стороны видим небольшое скульптурное изображение мужчины на постаменте в синем костюме, очках и держащего книгу под мышкой. Читаем надпись и выясняем, что это Ambedkar, известный тем, что он был одним из первых неприкасаемых, получивших образование в колледже.

Он получил степень доктора права и ряд других степеней за экономические и политические исследования (в частности, в Колумбийском университете и Лондонской школе экономики). Вернулся в Индию известным учёным, несколько лет практиковал как юрист, после чего начал политическую деятельность как борец за права неприкасаемых. Был основным  автором проекта Индийской конституции. 

Агра. Памятник AmbedkarАгра. Тадж-МахалСнизу от реки по песчаной дорожке шла группа женщин и детей. Женщины несли на головах (по восточному обычаю) огромные тюки с травой, за ними следовали  их кормилицы – коровы.

Пытаясь запечатлеть эту жанровую сценку, мы, сами того не ожидая, ловим  замечательный кадр: обыденное стадо коров на переднем плане и  величайший мировой шедевр архитектуры Тадж-Махал. Усыпальница Мумтаз-Махал снова другого цвета, в лучах вечернего солнца цвет мрамора приобретает розовато-голубой оттенок. Небольшие группки туристов уже стоят на берегу реки и щелкают затворами фотоаппаратов.

По высохшему руслу реки двигаемся и мы, чтобы подойти к воде, как можно ближе к монументу на противоположной стороне. На платформе Тадж-Махала, обращенной к воде, уже скопилось много народу, их движения напоминают муравейник, такими маленькими кажутся люди по сравнению с гигантскими пропорциями величественного сооружения. Хорошо, что техника шагнула так далеко и теперь, имея цифровой фотоаппарат, можно не бояться делать бесчисленное количество кадров, чтобы потом выбрать наилучшие.  

Агра. Тадж-МахалСолнце, кажется, садится в тучи, и мы торопимся сфотографировать себя на фоне белоснежного купола за спиной. Продолжая рассказ о легендарной любви, мифы этой истории повествуют, что Шах-Джахан поседел за одну ночь после смерти любимой жены.

А поскольку ислам запрещает изображения живых существ, то у шаха не осталось ее портрета, и он решил построить «лучший из дворцов», как вечное напоминание о ее красоте. Со стороны реки мавзолей оставлен открытым, чтобы  его контуры были дублированы  перевернутым отражением. Течение реки придает этому отражению ощущение миража, постоянно меняющегося и от этого кажущегося призрачным.

Исторические хроники повествуют о том, что для себя Шах-Джахан планировал построить гробницу именно на этом, противоположном берегу, но усыпальница должна была быть из черного мрамора и быть зеркальной копией Таджа. 

Потеряв вкус к жизни, он стал задумываться о преемнике. Ему был милее старший сын, единомышленник и либерал, но жизнь выбрала другого его сына, Аурангзеба, мусульманского фанатика. В благодарность за счастливое детство, сынок заточил отца в Красном форте на долгие годы, до самой смерти. И красивая легенда заканчивается очень печальной картинкой стоящего у тюремного окна немощного старика, некогда великого властителя, угасающим взором любующегося мраморным красавцем Тадж-Махалом.

Ученые же, однако, единогласно не верят в такую экскурсионную байку, а продолжают исследовать тайный символизм мавзолея. А возможную причину смерти 74-летнего императора видят в слишком большой дозе наркотиков и сексуальных излишествах. Вот так  разрушаются мифы…

Рядом с нами состязалась в изобретательности небольшая группа туристов-азиатов. Они прыгали, скакали, поднимали руки каким-то странным образом над головой, и все эти телодвижения друг друга фотографировали. Мы заинтересовались их композициями,  и до нас дошло, что  они пытаются воспроизвести популярные у  туристов кадры, которые делают наторевшие в этом местные фотографы.

И тут Остапа понесло, мы тоже включились в эту игру, корректируя друг у друга постановку рук, поворот головы и прочее, прочее. В результате мы смогли зафиксировать себя, держащими на своих ладонях минареты Тадж-Махала, отражающегося в воде. Долго экспериментировали, но все же добились того, что голову каждой из нас венчал, как шапка мономаха, центральный купол.

Я уж и не говорю про самый простой кадр: «гигантским усилием воли» ты  держишь на раскрытой ладони беломраморное чудо света. Все это действо вызвало массу веселья и восторга и у нас, и у молодых ребят (оказавшихся тайваньцами), которые включились в нашу игру и корректировали ее. 

Солнце опускалось ниже, цветовая гамма поменялась местами: было небо голубым, стало розовым, а мрамор начал отливать синевой с сиреневыми полутонами. Гигантский занавес упал, погас свет, декорации потускнели и исчезли во мраке, остались  только сказочные воспоминания …

Уже почти в полной темноте мы вернулись на стоянку. Напоенные величественными впечатлениями и помня доброту нашего добровольного гида-извозчика, мы решили поощрить его чаевыми, чего никогда не делаем. Но тут был особый случай, он вел себя очень достойно и во многом помогал.

Мы уже думали, что программа на сегодня закончена, оказалось не тут-то было! Водитель умоляюще попросил нас посетить магазин его шефа. Он сам сказал, что там товар дорогой, но нам не обязательно покупать что-то, надо просто уважить его босса. О чем разговор?! И еще: нас попросили не говорить, о вчерашнем посещении магазина «У Саши». Что значит конкуренция…

В конечном итоге мы снова оказались у дружелюбного Саши, который встретил нас прохладительными напитками и чаем. В результате торга за 40$ были куплены в комплект к кольцу и серьги с цирконом, тем более, что Саша, как и обещал, сделал к ним английский замок.

А в магазине первого этажа Валю обрядили в индийское сари, и мы попросили запечатлеть сей наряд в компании с владельцем магазина. Темнокожий колоритный индус в белой одежде был чудесным дополнением к Валиному торжественному наряду.

Следующим был небольшой обувной  магазин при фабрике кожаных изделий. Здесь пришлось пополнить свои покупки приобретением чудесных  узорчатых тапок  из кожи верблюда. У тапок была смешная цена – 100-150 рублей. В заключение мы попросили завезти нас в какую-нибудь аптеку, так как надо было купить кое-какие индийские лекарственные препараты, что мы выполнили с успехом.

По дороге в отель, попросили нашего рикшу немного подождать. Нам хотелось вручить ему небольшие сувениры из России. Он деловито спросил, есть ли у нас какие-нибудь вещи, так как  у него двое детей, и их надо одевать.

Расчувствовавшись, мы сфотографировались у его таратайки, встав так, чтобы не заслонять ее номер. И только тут мы увидели, что у нашего водителя одна нога короче другой. Несмотря на это, он трудится и старается дать своим детям достойное образование, которое стоит недешево во всем мире.

У входа в отель нас встречал роскошный индус в белой ливрее с ярко-красным поясом и чалмой. Столь колоритную фигуру с усами и бородой в половину щек невозможно было оставить без внимания.  На ресепшн для нас не было оставлено никаких сообщений, и мы на всякий случай договорились с нашим водителем, чтобы рано утром он подогнал еще пару других рикш, чтобы доставить нас на вокзал.

Расстались друзьями, взяв его визитку и обещав направлять к нему других известных нам туристов. Спасибо тебе, дорогой! Такие теплые воспоминания о нем являются прекрасным дополнением к общим впечатлениям об Агре.

Я – знаменитая кошатница и приобретаю фигурки котов во всех странах, где бываю. Не обошлось и в этот раз. Замечательная шкатулка в виде величественного кота из папье-маше, покрытого лаком, достойно украсила мою коллекцию индийским образцом.

Узнав  потребное время поездки до вокзала и крайний срок отъезда, мы решили, что утро вечера мудренее. Бессмысленно было сегодня ломать голову над тем, что день грядущий нам готовит. Как Скарлет О'Хара, мы решили, что подумаем об этом завтра.

Итог дня: посетили Тадж-Махал, Красный Форт, Усыпальница Итемад-уд-Даулы. Расходы на входные билеты – 1 100 рупий

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 28.09.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.