Гироскутер. Фото с сайта www.avito.ru

Гироскутер – это такой себе самокат, но с электроприводом, поэтому его скорость может регулироваться тем, кто им управляет. Разработчики порой обижаются на такое сравнение, убеждая, что ни одного аналога у механизма еще нет.

22 ноября
День святой Сесилии

22 ноября – День святой Сесилии. Это праздник мексиканских музыкантов марьячи, ныне известных во всем мире благодаря фильму Р. Родригеса «Отчаянный». Каждый год они собираются в день своей покровительницы святой Сесилии на фестиваль.

По Абхазии с рюкзаком

Пеший поход по горам Абхазии

Август 2006
Пеший переход оз. Рица — курорт Ауадхара — перевал Анчхо — оз. Малая Рица — Юпшерские ворота — Голубое озеро (5 дней).
Использованы карты K-37-021, K-37-022

Карта маршрута (176 Кб)

Дорога до Абхазии

Маршрутки идут прямо до границы11.08.2006 в 16:33 мы сели в поезд Петербург-Адлер. Рюкзаки мы изрядно перегрузили: у меня 25 кг, у Ирины 20 кг, первый опыт, узнаем, что явно лишнее.

На станции Елец купили вареной картошечки с укропом и блинчики с творогом. Дальше на станции Россошь пирожки и картошка хуже и дороже, но тоже есть, потом вообще ничего вкусного не предлагалось, только рыба копченая и раки.

13.08.2006 в 11:09 мы доехали до станции Адлер. 3 часа от Туапсе до Адлера поезд идет вдоль моря, туалеты закрыты, что неприятно. Прямо у вокзала дежурят дорогие маршрутки прямо до границы (50 р с человека, вещи бесплатно, но не у всех есть достаточно места в салоне ). На такую маршрутку мы и сели. Доехали прямо до погранзоны за 20 мин.

Услуги носильщика нам не потребовались, так как груз компактный — по одному рюкзаку. Таможенный контроль туда не задерживает совершенно, но очередь на паспортный контроль оказалась жуткой. Для перехода границы требуется только Российский паспорт, а на территории Абхазии используются Российские рубли.

На паспортном контроле надо сразу идти по тоннелю вперед, пока не увидим много мелких очередей, и вставать ни в коем случае не в крайнюю, и лучше сразу занимать две очереди. Мы встали в крайнюю, она казалась меньше, но работает медленно и все халявщики, обморочные и прочие лезут именно в нее. В результате мы на самом пекле стояли больше часа, а соседняя очередь проскочила минут за 40.

Это граница, мост через ПсоуВ это же время (около 12:00) границу пересекает поезд Москва-Сухуми, надо узнать его расписание и пробовать брать билет.

В 13:18 мы, наконец, на территории Абхазии. Сам мост через Псоу прошли легко, носильщик там точно не требуется. После моста нас подозвали представители фирмы Остапа Бендера. Показали бумажку — постановление правительства Абхазии — и попросили заплатить страховку за дни пребывания по 10 р в день. Ну, мы, как законопослушные, и заплатили, это первый грабеж, откровенное вымогательство денег за мнимые услуги.

Дальше нас сразу встречают «диспетчеры» люди, которые спрашивают, куда нам надо, и предлагающие транспорт своей фирмы. Дорога на маршрутке до Пицунды стоит 70 р, но мы клюнули на предложение переночевать и поехали за 250 р на такси в неизвестность к первому хозяину, предложившему нам ночлег (таксист — это тоже его друг).

На дорогах ПицундыДоехали за 4, мин, близко, не утомляет дорога. Жилье оказалось в 500 м от моря, не доезжая 6 км до Пицунды. 300 р за плетеную лачугу — гордость хозяина. Двери не закрываются, шум всю ночь ужасный, пол — сплошная грязь. Там у нас пропали колбаса и сыр (остатки еды из поезда), да еще и разделочная досочка для резки овощей.

Утром хозяева с радостью нас выперли, оказался неожиданно большой наплыв отдыхающих, и нашлись новые претенденты на это жилье. Из плюсов этого жилья — очень хорошее теплое море, удобная дорога на пляж мимо пресного фонтанчика и нормальная ванна с душем в доме. Т.е., с едой и мытьем все замечательно, так что — не худшее место для ночлега.

Магазинов много, работают допоздна, продукты все есть. Кафешек тоже полно. Развлечений в этой части полуострова (приглашений на экскурсии нет).

14.08.2006 День первый

Голубое озероТак как основная наша цель поездка на Рицу, мы сразу договорились с водителем такси за 1200 р + 300 р сбор на экологию, и после утреннего купания в море в 11:00 с комфортом отправились на Рицу. По дороге заехали на Голубое озеро, пофотографировали его налегке и договорились о встрече на обратной дороге (это еще 600 р).

На будущее можно попытаться от границы ехать прямо до поста, где взимают сбор, оттуда постоянно идут машины на Рицу, легко найти попутку. Обратно также до поста добраться на попутке легко.

Итак, в 12:45 мы высадились на площадке для остановки транспорта на Рице и отправились вверх пешком в наше путешествие. В 13:08 мы дошли до развилки — вправо вверх идет дрога на курорт Ауадхару, куда нам и надо, а влево вниз уходит дорога на восточный берег Рицы, где можно купаться и останавливаться с палаткой. На развилке шлагбаум, говорят, что если там отдыхает правительство Абхазии, проезд закрыт. Там же в 200 м за рекой Лашипсе, впадающей в Рицу, расположен «молочный водопад», но мы туда не ходили. Наш путь наверх, на курорт Ауадхара.

В 13:20 мы уже дошли до небольшого ручейка и сделали первый привал на маленькой площадке прямо у дороги, т.к. мы не кушали с утра и неплохо подкрепиться.

В 14:00 мы подкрепились и пошли дальше. Почти сразу слева встретилась небольшая смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на озеро Рица.

озеро Рицаэто тоже Рица

В 14:45 дошли до ручейка, который течет прямо через дорогу. Асфальт сильно размыт, дорога резко сворачивает влево. Переходить пришлось прямо по воде, немножко промочили ноги, отдохнули, умылись. Наша скорость — км за 45 мин, а с учетом остановок и в дальнейшем на подъеме в гору с рюкзаком за спиной скорость передвижения составляла 2 км/ч.

Через 30 мин после этого ручья обнаружили великолепный, родник, обозначенный на карте. Напились, набрали воды с собой. Вода очень вкусная. Еще через 45 мин слева огромная ровная полянка и недалеко в 50 м ручеек. Мы расположились с удовольствием на большой привал. Напротив, через ущелье, совсем рядом пик горы Ацетука. Вид обалденный.

В 17:00 увидели справа пик горы Анчхо. На карте обозначено подряд 3 речки с мостами. Ближайшая к Рице речка очень красивая, можно легко набрать воды и умыться, возле нее останавливаются машины, идущие сверху от Ауадхары. Следующие две речки текут под мостом далеко внизу и недоступны.

Стоянка на речке Лашипсе8:30 нашли замечательную стоянку на берегу речки Лашипсе, текущей в Рицу. Место посещаемое, остатки кострищ и приспособлений для проведения пикников: длинный стол, много чурбаков для сидения, охапки сушняка рядом. Там как раз заканчивали пикник жители Сухуми — Вадим и Джамиля, они пригласили нас к столу, угостили вкуснейшей дыней и арбузом, выпили за знакомство. Время было к вечеру, и они вскоре отправились в обратный путь, а мы остались на первый ночлег в горах.

Выпивка — дело опасное, я сразу же сломал дугу от палатки. Темнеет очень быстро, испытали несколько способов наложить шину на сломанную дугу, результат не очень впечатляющий: палка просто ломается, а вилка из нержавейки согнулась под прямым углом, так и поставили палатку. Затем искупались после дороги в горной речке и принялись готовить ужин. Быстро развели костер, благо, оставалось много горячей золы. Вообще, бук — дерево прочное, загорается не очень охотно, но погода замечательная, первый ужин сварили удачно.

В 21:00 уже кромешный мрак, ужинали и укладывались спать при свете фонариков, даже зубы не пошли чистить, побоялись оступиться на камнях. Вечер очень приятный, с наступлением темноты почти сразу, около 21:30 начинает дуть с гор сильный прохладный ветер вдоль ущелья, его шум перекрывает даже шум горной речки. Этот ветерок несет приятную прохладу, спать очень комфортно.

Но без минусов никуда не деться: оказалось, рядом живут мыши, они всю ночь пытались скушать наши продукты, шуршали пакетами и даже прогрызли некоторые из них. До продуктов они не добрались, но спать мешали постоянно.

Всего мы за первый день прошли примерно 12 км за 5 ч 30 мин и набрали около 600 м высоты (поднялись с 900 м — уровня Рицы до поворота на перевал Анчхо, это примерно 1500 м). До поворота — нашей цели на первый день мы не дошли чуть менее 1 км, зато стоянка оказалась просто исключительной, не говоря о новых знакомых.

15.08.2006 День второй

Проснулись мы в 7:00, сразу начали готовить завтрак. На костре, конечно, гораздо дольше, чем на газе, зато не надо таскать с собой довольно тяжелое и дорогое топливо. Исключительно полезной оказалась складная цепная пила, которую я взял для испытания. Дрова пилятся легко и быстро, главное, чтобы были сами дрова, а их (толстых веток бука) на стоянке было заготовлено предостаточно.

К 8:00 вода закипела, сварили гречневую кашу с тушенкой, вкусно поели. Как только успели убрать со стола, в 10:00 в лагере появилась первая корова и тут же отправилась проверять стол и окружающую территорию. Коров в горах очень много, пасутся они везде.

У нас возникла тревога за судьбу недоеденного арбуза — подарка наших знакомых. Так и оказалось: вечером, когда мы вновь вернулись на эту стоянку, арбуз, припрятанный в кустах, мы уже не нашли, коровы его скушали с большим удовольствием.

В 10:40 мы собрали вещи и двинулись дальше по дороге на Ауадхару. Через 20 мин увидели начало дороги на перевал Анчхо, а чуть дальше, за мостом через речку Лашипсе, заброшенные строения. Похоже, это и есть остатки курорта Ауадхара. Дальше дорога полого идет вверх, далеко внизу слева течет речка Авадхара, приток Лашипсе.

Прямо, курорт Ауадхара, направо дорога на перевалИсточник минеральной воды, сзади пик горы Анчхо

Примерно через 1 км от строений — мост через речку Авадхара. В конце моста слышится шипение вырывающейся на поверхность воды. Тут же справа от дороги кафешка и стоянка автомобилей. Это и есть источник минеральной воды. Воду наливают через тоненький шланг, а желающих много, поэтому постоянно очередь. Нам, как пешим туристам, налили 0.5 л без очереди :) Вода холодная, прозрачная с бикарбонатным привкусом.

Чуть дальше, за кафешкой еще одна колонка, но вода в ней более теплая, мутноватая и с еще большим привкусом соды. Мы на обратном пути набрали прям оттуда, чтобы не тратить время в очереди и спокойно пили эту воду.

Изначально мы планировали сразу повернуть назад и забраться на перевал Анчхо. Но люди на автомобилях сказали, что впереди в 7км есть озеро, на которое стоит посмотреть. В который раз убеждаюсь, что человек в автомобиле не очень хорошо разбирается в расстояниях :). Специально уточнил, не о Мзы ли идет речь (до Мзы 14 км, а других озер на карте нет). Сказали, что другое озеро. В общем, мы соблазнились и пошли.

Рельеф не очень сложный, высота держится 1500 м, небольшие подъемы и спуски. Через 1 км развилка: прямо уходит тупиковая дорога до промышленной скважины минеральной воды, а направо вниз через изрядно разрушенный мостик дорога идет дальше по левому берегу речки. Впереди Главный Кавказский хребет, позади красивая вершина горы Анчхо. Склоны покрыты пихтой до 30 м высотой и буком, тоже огромными деревьями, очень красиво. Выше 2000 м деревьев нет, и идут альпийские луга, после 2500 м — скальные вершины.

Рельеф нашей дороги ровный, вскоре дошли до палаточного лагеря на правом берегу ручья. Рядом видны лошади в загонах. Это и есть начало дороги на озеро Мзы, никакого другого озера, как и ожидалось, поблизости нет :).

ГКХ, граница с Россией. Отсюда начинается тропа на озеро Мзы, а по дороге можно добраться до Красной поляны в РоссииИрина узнала сложность маршрута: дорога несложная, группы идут почти в тапочках, но по расстоянию 7 км, это надо не менее 4 часов туда и обратно, да еще найти, где оставить рюкзаки. Решили этот маршрут пройти в следующий приезд, а пока попытаемся успеть на перевал Анчхо.

Вообще, по этой дороге, как выяснилось, движение довольно оживленное, причем не только на джипах, но и менее подготовленном транспорте, даже на автобусах. Питьевой воды нет, поэтому лучше брать с собой, встретился только один ручеек справа, где мы умылись и отдохнули.

Далее дорога идет в Россию на горнолыжный курорт Красная поляна. А вообще, экскурсия на Мзы — это стандартное предложение маршрута, как и на озеро Рица и Гегский водопад. Следовательно, озеро Мзы легкодоступно и попасть на него неподготовленному человеку несложно.

В 14:00, пообедав, мы отправились обратно, в сторону нашего лагеря. В 15:00 набрали минеральной воды на источнике Ауадхара. В 15:46, отдохнув и спрятав рюкзаки в кустах, мы налегке начали восхождение на перевал Анчхо. По этой дороге тяжелые автобусы уже не ходят, только джипы, но попадаются и обычные легковушки. С водой проблем нет, часто встречаются ручейки, где можно умыться. Я пробовал и пить, но дорога серпантин, поэтому ручеек может пересекать дорогу не один раз, лучше пить уже ближе к вершине.

Впереди гора Анчхо, мы идем на перевал До перевала Анчхо не дошли 1км. Внизу речка Пыв

Скорость подъема даже налегке оказалась 4 км/ч, поэтому на сам перевал мы не успели, приближается вечер и темнота, а нам надо успеть вернуться в лагерь. Мы не дошли до перевала около 1 км. Встретили пастуха, который подтвердил наше местоположение и посоветовал возвращаться вниз, либо ночевать у него в балагане.

Мы умылись в красивой чистой речке Пыв, взглянули на перевал, гору Анчхо и в 17:00 начали спуск обратно. Перед крутым правым изгибом дороги вниз уходит хорошая тропа, мы срезали по ней путь и посмотрели, как выглядит настоящая горная тропа, а не наезженная дорога. Тропа нам очень понравилась, идет прямо вдоль красивого ручейка :). И все равно спуск занял 1 ч 10мин, т.е. времени на установку палатки (а на ней сломана дуга) оставалось немного.

Ремонт палатки, спасибо за прут любителям шашлыковВ 18:45 мы уже вышли на главную дорогу и направились к нашей вчерашней стоянке. Еще утром я приметил в лагере толстый прямой стальной прут, который использовался для жарки шашлыков. Мы его приватизировали и сделали великолепную шину для каркаса палатки. Палатку установили замечательно, и потом эту конструкцию пришлось носить с собой, зато с установкой проблем больше не было.

Зола была теплая, развели костер, искупались, поужинали и легли бороться с мышами. Немножко погоревали про съеденный коровами арбуз, допили оставленную водку и, уже зная распорядок дня местных коров, приготовились встать пораньше, чтобы позавтракать до их появления.

План дня почти выполнен — до перевала мы не добрались совсем чуть-чуть, но он все равно будет на дороге, когда мы пойдем на Псху. Зато разведали путь на озеро Мзы, что тоже приятно. Всего прошли 10 км с рюкзаками и 10 км налегке по дороге на перевал и обратно. Все же, когда нет подъемов, идти легче :).